Энциклопедия судебной практики
Права и обязанности страхователя
(Ст. 17 Закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний")
1. Страховой тариф рассчитывается страхователем по основному виду деятельности, фактически им осуществляемой
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июля 2011 г. N 14943/10
В пункте 5 Порядка [подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55], указано на "осуществляемые виды деятельности", поэтому вид фактически осуществляемой предприятием деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности данного предприятия.
Фондом не представлены доказательства, при наличии которых он пришел к выводу о том, что фактически осуществляемой предприятием деятельностью является "охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях", что позволило ему назначить размер страхового тарифа, соответствующий 32-му классу профессионального риска.
Постановление ФАС Уральского округа от 28.07.2014 N Ф09-4407/14 по делу N А50-24275/2013
В п. 5 Порядка [подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55], указано на "осуществляемые виды деятельности", поэтому вид фактически осуществляемой обществом деятельности не может быть определен лишь на основании выписки из ЕГРЮЛ, в которой приведены сведения о видах экономической деятельности, которыми заявитель вправе заниматься.
Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 05.07.2011 N 14943/10, вид фактически осуществляемой организацией деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности организации. Фондом должны быть представлены доказательства, при наличии которых он приходит к выводу о фактически осуществляемой страхователем деятельности, позволяющей ему назначить размер страхового тарифа, соответствующий определенному классу профессионального риска.
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.02.2014 по делу N А10-1239/2013
Из системного анализа норм права следует, что определение в пункте 8 [Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713] понятия "основной вид деятельности, осуществляемой этими лицами" свидетельствует о том, что вид фактически осуществляемой страхователем деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах его экономической деятельности, а подлежит определению с учетом основного вида деятельности, фактически осуществляемого страхователем.
На основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств, в том числе Выписки из ЕГРИП, карточки по счету 62 "Покупатели", расчетных ведомостей сотрудников-водителей, налоговых деклараций по ЕНВД (грузоперевозки), лицензии на осуществление перевозок грузов автомобильным транспортом, суды установили, что основным видом деятельности предпринимателя в ЕГРИП заявлен - аренда строительных машин и оборудования с оператором; дополнительными - деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию; деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта; в возражениях на акт проверки предпринимателем указано, что им фактически осуществляется основной вид деятельности по ОКВЭД - 60.21.1, деятельность автомобильного грузового транспорта, относящийся к 7 классу профессионального риска с размером страхового тарифа 0,8%.
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.02.2014 по делу N А33-4567/2013
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 "Об утверждении правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска" экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Суды необоснованно не приняли во внимание доводы фонда со ссылкой на отчетность общества о том, что затраты на этапе работ по добыче руд и песков преобладают в общем объеме затрат общества, и в этом этапе производственного процесса задействовано наибольшее количество работающих, а также отклонили доводы о сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в уставе общества.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что выводы судов о правомерном применении обществом страхового тарифа, соответствующего классу профессионального риска основного вида деятельности, выделенного из общего производственного процесса, сделаны на основе неправильного применения норм материального права и неполного исследования представленных в материалы дела доказательств.
Из положений пункта 8 Правил и пункта 5 Порядка следует, что законодатель указал на "осуществляемые виды экономической деятельности", поэтому вид фактически осуществляемой юридическим лицом деятельности не может быть определен на основании документов, в которых указаны сведения о видах экономической деятельности страхователя (учредительных документов, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц).
Фондом не представлены доказательства, при наличии которых он пришел к выводу о том, что фактически осуществляемой предприятием деятельностью является "прочая зрелищно-развлекательная деятельность", что позволило ему назначить размер страхового тарифа, соответствующий 17-му классу профессионального риска.
2. Если страхователь, осуществляющий деятельность по нескольким видам экономической деятельности, своевременно не представит необходимые документы, ему устанавливается наиболее высокий страховой тариф исходя из данных видов
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 апреля 2014 г. N ВАС-3785/14
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
К указанному порядку начисления и перечисления страховых взносов относится в соответствии с пунктом 5 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности обязанность страхователя при осуществлении им деятельности по нескольким видам экономической деятельности, не позднее 15 апреля представлять документы, указанные в пункте 3 Порядка.
При неисполнении указанной обязанности фонд относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
3. Страхователь обязан производить оплату отпуска застрахованного лица на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно независимо от того, выпадает на период лечения праздничный день или нет
Определение ВАС РФ от 11.12.2013 N ВАС-17034/13 по делу N А27-19609/2012
Исходя из положений статьи 120 Трудового кодекса, подпункта 10 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" суды пришли к выводу, что страхователь должен производить оплату отпуска застрахованного лица на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, независимо от того, выпадает на период лечения праздничный день или нет.
Удовлетворяя требования заявителя о признании недействительным оспариваемого решения Фонда социального страхования в части отказа в принятии к зачету выплат, связанных с оплатой нерабочего праздничного дня, приходящегося на санаторно-курортное лечение в период отпуска, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 8, 15, 17 Федерального закона N 125-ФЗ, статьи 120 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 10 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, пунктом 4 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 N 286, пришли к правильным выводам, что страхователь должен произвести оплату отпуска застрахованного лица на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, то есть за 21 день, независимо от того, выпадает на период лечения праздничный день или нет; оплата отпуска за весь период лечения (в данном случае 21 календарный день) отнесена к дополнительным расходам страхователей, производимым за счет уплаты страховых взносов.
4. При отсутствии у страхователя недоимок по страховым взносам, а также других оснований для отказа страховщик не вправе отказать ему в финансировании предупредительных мер по предотвращению наступления страховых случаев
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 17 Закона [N 125-ФЗ] страхователь обязан обеспечивать меры по предотвращению наступления страховых случаев, нести в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за необеспечение безопасных условий труда.
Поскольку, как установлено судом и следует из материалов дела, у страхователя отсутствовали недоимки по страховым взносам, заявление о финансировании предупредительных мер подано в установленный срок с приложением к нему плана мероприятий и всех необходимых документов, а также не было других оснований для отказа, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о несоответствии оспариваемого приказа об отказе в финансировании предупредительных мер действующему законодательству.
5. Обязанность страхователя по представлению отчетности не ставится в зависимость от наличия нанятых им работников
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.03.2010 по делу N А77-688/2009
Судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что приведенные нормы права не ставят обязанность страхователя по представлению отчетности в зависимость от наличия нанятых им работников, а обязывают юридических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве страхователя, представлять ее в установленные сроки страховщику.
6. Страхователь обязан собирать и представлять страховщику в т.ч. документы (их заверенные копии), являющиеся основанием для назначения обеспечения по страхованию
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 23.01.2014 по делу N 33-612/2014
Согласно ст. 17 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь обязан собирать и представлять страховщику в том числе, документы (их заверенные копии), являющиеся основанием для назначения обеспечения по страхованию, и иные сведения, необходимые для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
7. Статья 17 ФЗ N 125-ФЗ не относит к обязанностям страхователя направление страховщику документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию.
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 18.09.2013 по делу N 33-10383/2013
Права и обязанности страхователя, то есть юридического лица либо физического лица, нанимающего лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установлены ст. 17 Закона [N 125-ФЗ], которая не относит к обязанностям страхователя направление страховщику (то есть в Фонд социального страхования) документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию.
8. Заключение центра профессиональной патологии о наличии профессионального заболевания не является единственным и основным документом, который влечет назначение обеспечения по страхованию
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.05.2010 по делу N А56-46458/2009
Извещение является документом, подтверждающим факт повреждения здоровья застрахованного лица в виде острого или хронического профессионального заболевания в результате воздействия вредного производственного фактора, по получении которого работодатель в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ обязан организовать расследование.
Таким образом, заключение центра профессиональной патологии о наличии профессионального заболевания не является единственным и основным документом, который влечет назначение обеспечения по страхованию.
9. Извещение является основанием для проведения расследования
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.05.2010 по делу N А56-46458/2009
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ страховые случаи подлежат расследованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Извещение является документом, подтверждающим факт повреждения здоровья застрахованного лица в виде острого или хронического профессионального заболевания в результате воздействия вредного производственного фактора, по получении которого работодатель в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ и пунктом 19 Положения обязан организовать расследование.
10. При выполнении обязанности по расследованию страхового случая должны быть установлены все его квалифицирующие признаки
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 14.07.2014 по делу N 33-5678/2014
В соответствии с пп. 5 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ страхователь обязан расследовать страховые случаи в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно разъяснениям, сформулированным в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", суду следует учитывать, что квалифицирующими признаками страхового случая являются: факт повреждения здоровья, подтвержденный в установленном порядке; принадлежность пострадавшего к кругу застрахованных; наличие причинной связи между фактом повреждения здоровья и несчастным случаем на производстве или воздействием вредного производственного фактора.
11. Уплата страхователем текущих страховых взносов означает своевременное внесение страхователем взносов в текущем календарном году, т.е. в том финансовом году, в котором страхователь обратился с заявлением об установлении скидки к тарифу
Решение Верховного Суда РФ от 15 апреля 2015 г. N АКПИ15-247
Для рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки необходимо соблюдение страхователем условий о своевременной уплате текущих страховых взносов и отсутствии задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки, что следует из буквального содержания оспариваемых положений нормативного правового акта (подпункты "б" и "в" пункта 8 Правил). Уплата страхователем текущих страховых взносов означает своевременное внесение страхователем взносов в текущем календарном году, то есть в том финансовом году, в котором страхователь обратился с заявлением об установлении скидки к тарифу.
12. Суд при разрешении споров о перерасчете размера назначенных страховых выплат должен выяснить, было ли обеспечено право застрахованного на выбор периода для расчета среднемесячного заработка и была ли исполнена страхователем обязанность по разъяснению пострадавшему его прав и обязанностей
Разрешая спор о перерасчете размера назначенных страховых выплат, необходимо выяснять, было ли обеспечено право истца на выбор периода для расчета среднемесячного заработка и была ли исполнена страхователем и страховщиком их обязанность по разъяснению пострадавшему его прав и обязанностей, а также порядка и условий обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (подпункт 16 пункта 2 статьи 17, подпункт 9 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ).
Апелляционное определение Московского городского суда от 02 октября 2015 г. N 33-36697/15
Разрешая спор о перерасчете размера назначенных страховых выплат, необходимо выяснять, было ли обеспечено право истца на выбор периода для расчета среднемесячного заработка и была ли исполнена страхователем и страховщиком их обязанность по разъяснению пострадавшему его прав и обязанностей, а также порядка и условий обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (подпункт 16 пункта 2 статьи 17, подпункт 9 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ).
Как указывалось выше и было установлено судом, такого права истца обеспечено не было, в связи с чем ссылки в апелляционной жалобе на требования п. 9 ст. 12 Федерального закона N 125-ФЗ нельзя признать обоснованными.
Как разъяснено в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 года N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", разрешая спор о перерасчете размера назначенных страховых выплат, необходимо выяснять, было ли обеспечено право истца на выбор периода для расчета среднемесячного заработка и была ли исполнена страхователем и страховщиком их обязанность по разъяснению пострадавшему его прав и обязанностей, а также порядка и условий обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (подпункт 16 пункта 2 статьи 17, подпункт 9 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ).
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 г. N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", разрешая спор о перерасчете размера назначенных страховых выплат, необходимо выяснять, было ли обеспечено право истца на выбор периода для расчета среднемесячного заработка и была ли исполнена страхователем и страховщиком их обязанность по разъяснению пострадавшему его прав и обязанностей, а также порядка и условий обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (подпункт 16 пункта 2 статьи 17, подпункт 9 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ).
Как разъяснено в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 года N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", разрешая спор о перерасчете размера назначенных страховых выплат, необходимо выяснять, было ли обеспечено право истца на выбор периода для расчета среднего заработка, и была ли исполнена страхователем и страховщиком их обязанность по разъяснению пострадавшему его прав и обязанностей, а также порядка и условий обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
13. Обязанность расследовать страховые случаи возлагается на юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, а также и на физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Решение Верховного Суда РФ от 5 февраля 2014 г. N АКПИ13-1245
Подпункт 5 пункта 2 статьи 17 этого Федерального закона возлагает на страхователя - юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 данного Федерального закона, обязанность расследовать страховые случаи в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
14. Юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, являясь страхователем, либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязано в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки, начислять и перечислять страховщику страховые взносы
В подпункте 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлена обязанность страхователя, под которым статья 3 названного Закона понимает юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки, начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В подпункте 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлена обязанность страхователя, под которым статья 3 названного Закона понимает юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки, начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В подпункте 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлена обязанность страхователя, под которым статья 3 названного Закона понимает юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки, начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
15. ФСС РФ не имеет права произвольно выбирать вид деятельности, отраженный в выписке из ЕГРЮЛ, которому соответствует наиболее высокий класс профессионального риска, без учета ранее осуществляемого вида или видов деятельности этим страхователем в предыдущем периоде
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды, руководствуясь статьями 17, 21,22, 24 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N713, Порядком подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N55, исходили из того, что фонд не вправе произвольно выбирать вид деятельности, отраженный в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, которому соответствует наиболее высокий класс профессионального риска, без учета ранее осуществляемого вида или видов деятельности этим страхователем в предыдущем периоде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон об обязательном страховании от несчастных случаев" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 ноября 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон об обязательном страховании от несчастных случаев" использованы авторские материалы, предоставленные АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также С.В. Кошелевым, В.Н. Горностаевым, С.П. Родюшкиным.