Энциклопедия судебной практики
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам
(Ст. 15 Закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" признан утратившим силу с 1 января 2017 г.
1. Порядок уплаты страховых взносов
1.1. Неправильное указание страхователем КБК нельзя приравнять к неисполнению или ненадлежащему исполнению обязанности по уплате страховых взносов, за исключением случая, когда в результате ошибки денежные средства не поступили в бюджет ПФР
Определение Высшего Арбитражного Суда от 14 ноября 2013 г. N ВАС-15303/13 по делу N А47-16506/2012
Суды апелляционной и кассационной инстанций, руководствуясь положениями статей 15, 18, 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" пришли к выводу об отсутствии оснований для признания исполненной обязанности по уплате учреждением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку установили, что неправильное указание кода бюджетной классификации повлекло за собой поступление платежей в бюджет другого государственного внебюджетного фонда - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Приводимые в заявлении доводы выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
1.2. Для признания наличия переплаты по страховым взносам необходимо установить назначение платежа и за какой отчетный (расчетный) период была произведена оплата
Апелляционным судом правомерно отклонены доводы общества о том, что на момент вынесения оспариваемого решения имелась переплата по страховым взносам, которая образовалась с уплатой страховых взносов в 2012 г., а именно по платежным поручениям от 10.05.2012, поскольку из указанных платежных поручений невозможно установить назначение платежа, за какой отчетный (расчетный) период были произведена оплата по страховым взносам (в счет текущих платежей 2012 г., либо в счет погашения недоимки, выявленной по результатам выездной проверке).
1.3. Несвоевременная уплата платежей по страховым взносам не влечет для их плательщика иной ответственности, помимо начисления пеней
В течение 2011 и 2012 годов индивидуальный предприниматель не исчисляла и не уплачивала ежемесячные обязательные платежи по страховым взносам за первые два месяца каждого квартала указанных расчетных периодов, исчисляя и уплачивая страховые взносы только по итогам каждого отчетного периода.
Суды пришли к законным и обоснованным выводам об отсутствии у фонда правовых оснований для привлечения индивидуального предпринимателя к ответственности на основании части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ за неуплату ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, поскольку обязанность по уплате страховых платежей за отчетные и расчетные периоды последним исполнена и задолженность отсутствует, а за несвоевременность внесения соответствующих платежей статьей 25 указанного Федерального закона предусмотрено начисление пени.
2. Отчетность по страховым взносам
2.1. Плательщики страховых взносов обязаны представить отчетность по месту нахождения, указанному в уставных документах
Отчетность должна быть представлена в пенсионный фонд по месту нахождения, указанному в уставных документах общества. Заявитель на момент подачи сведений не мог не знать о постановке на учет в пенсионном фонде по новому месту регистрации, поскольку данная информация содержалась в Едином государственном реестре юридических лиц, а также в адрес общества фонд направлял письмо о регистрации в качестве страхователя по новому месту учета.
2.2. Отсутствие в отчетный период деятельности либо выплат в пользу физических лиц не освобождает страхователя от представления отчетности по страховым взносам
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 июля 2014 г. N ВАС-9012/14 по делу N А41-34917/13
Закон N 212-ФЗ не содержит положений, освобождающих страхователей от представления отчетности в связи с отсутствием в отчетный период деятельности либо каких-либо выплат в пользу физических лиц.
Закон N 212-ФЗ не содержит положений, освобождающих страхователей от представления отчетности в связи с отсутствием в отчетный период деятельности либо каких-либо выплат в пользу физических лиц. В таком случае страхователи должны представлять нулевые РСВ-1.
2.3. Наличие ошибок в отчетности по страховым взносам само по себе не является основанием считать отчетность непредставленной
Наличие ошибок в первоначально представленных расчетах не является само по себе основанием считать их не представленными в установленный срок, а также не свидетельствует о наличии в действиях страхователя события вмененного ему правонарушения, поскольку ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ не предусматривает ответственность за представление отчета, содержащего ошибочные сведения.
2.4. Отчетность по страховым взносам считается представленной в установленный срок, даже если она представлена с ошибками, которые были исправлены в двухнедельный срок
Факт представления первоначальных сведений был осуществлен ответчиком в установленный Законом N 212-ФЗ срок. При этом наличие в первоначально представленных сведениях ошибок не имеет правового значения. Двухнедельный срок для устранения недостатков, выявленных Управлением в отчете, заявителем не нарушен.
При указанных обстоятельствах при отсутствии нарушений сроков представления сведений со стороны плательщика страховых взносов суды правомерно пришли к выводу, о том, что в действиях ответчика отсутствует состав вменяемого ему нарушения пенсионного законодательства, основания для взыскания штрафных санкций за несвоевременное представление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам отсутствуют.
2.5. Неверное указание регистрационного номера страхователя в отчетности по страховым взносам не свидетельствует о нарушении срока ее представления
Само по себе неверное указание регистрационного номера страхователя не свидетельствует о нарушении срока представления расчета, поскольку между Пенсионным фондом и страхователем заключено соглашение об электронном документообороте ПФР.
Оператор связи подтверждает отправку страхователем по электронным каналам связи с сервера общества с ограниченной ответственностью в управление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1-й квартал 2011 года 12.05.2011. При обработке отчета в Пенсионном фонде произошли ошибки, в связи с чем отправленный учреждением 12.05.2012 файл не был обработан на стороне управления; посылка не была расшифрована в связи с неверным указанием регистрационного номера страхователя. Приемником 12.05.2011 сформировано уведомление об ошибке.
Апелляционный суд пришел к правомерным выводам, что представление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1-й квартал 2011 года было осуществлено учреждением с соблюдением установленного Законом о страховых взносах срока; направление расчета с ошибкой не образует состава правонарушения, указанного в ст. 46 Закона о страховых взносах.
2.6. Обязанность страхователя по представлению отчетности по страховым взносам считается исполненной, даже если она не была доставлена до контролирующего органа по техническим причинам
Общество своевременно представило сведения, однако при их приеме по не зависящим от Общества обстоятельствам произошел сбой.
Сообщение об отрицательном протоколе входного контроля было направлено Обществу с указанием, что отчет не принят, с пояснением к приложениям к отрицательному протоколу входного контроля с указанием причины - "сбой доставки", по не зависящим от Общества причинам и с указанием о необходимости "перевыслать посылку".
В связи с этим Общество немедленно повторно направило требуемые сведения в Управление.
На основании изложенного вывод судов о том, что сведения были представлены Обществом без нарушения срока, является правомерным и основан на имеющихся в деле доказательствах.
Начиная с отчетности за 1 квартал 2014 г. применяется единая форма отчетности - расчет РСВ-1 ПФР, утвержденный Постановлением Правления ПФ РФ от 16.01.2014 N 2п.
2.7. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и сведения о застрахованных лицах являются различными видами отчетности, и представление одной отчетности не освобождает страхователя от представления другой
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 марта 2014 г. N ВАС-2043/14 по делу N А41-8360/13
Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации и сведения о застрахованных лицах являются различными видами отчетности, подлежат представлению в Пенсионный фонд Российской Федерации, причем предоставление одной отчетности не освобождает от представления другой.
2.8. Недоимка по страховым взносам не может быть выявлена органом контроля ранее даты представления расчета по страховым взносам
Поскольку страхователи в соответствии с положениями статьи 15 Закона N 212-ФЗ самостоятельно исчисляют сумму страховых взносов и представляют расчеты не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, недоимка по страховым взносам за четвертый квартал 2012 года не могла быть выявлена органом контроля ранее даты представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
2.9. Предоставление сведений по обязательному пенсионному страхованию в виде документов в письменной форме с использованием средств почтовой связи или лично через представителя не является основанием для отказа в их приеме Управлением ПФ РФ
Определение Верховного Суда РФ от 23 декабря 2015 г. N 305-КГ15-17753
Предоставление сведений по обязательному пенсионному страхованию в виде документов в письменной форме с использованием средств почтовой связи или лично через представителя не противоречит законодательству и не является основанием для отказа в приеме указанных сведений Управлением Пенсионного фонда.
Удовлетворяя заявленные требования [о признании незаконными действий Государственного учреждения, выразившихся в отказе от приема отчетности ООО по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование по застрахованным лицам из числа работников ООО], судебные инстанции руководствовались положениями пункта 4 статьи 10, частью 9, 16 статьи 15 Закона N 212-ФЗ, частью 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, Порядком организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по учету страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование и пришли к выводу о незаконности и необоснованности действия Управления, заключающихся в возврате, отказе в принятии отчетности за присоединенных страхователей, поскольку предоставление сведений по обязательному пенсионному страхованию в виде документов в письменной форме с использованием средств почтовой связи или лично через представителя не противоречит законодательству и не является основанием для отказа в приеме указанных сведений Управлением Пенсионного фонда.
3. Реорганизация плательщика страховых взносов
3.1. При реорганизации юридического лица отчетность за правопредшественника представляет правопреемник после окончания реорганизации
Пунктом 16 статьи 15 Закона N 212-ФЗ предусмотрены специальные правила исчисления и уплаты страховых взносов, представление отчетности при реорганизации юридического лица, в соответствии с которыми прямо установлено, что обязанность по представлению отчетности за правопредшественника (страхователя, который был реорганизован) исполняет правопреемник в порядке и сроки, установленные пунктом 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ.
ОАО 17.05.2013 прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения, в связи с чем страхователь, являясь правопреемником ОАО, после окончания его реорганизации 26.06.2013 представил в Пенсионный фонд расчет РСВ-1 за период деятельности правопредшественника с даты начала расчетного период (01.01.2013) по дату окончания реорганизации (17.05.2013), то есть фактически за полугодие 2013 года, что полностью соответствует требованиям пункта 16 статьи 15 Закона N 212-ФЗ.
Общий срок представления отчетности за полугодие 2013 года согласно пункту 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ - 15.08.2013.
3.2. Неотражение в передаточном акте задолженности по уплате страховых взносов не освобождает правопреемника от обязанности по ее уплате
Суд сделал правильный вывод о том, что неотражение в передаточном акте задолженности по уплате страховых взносов само по себе не освобождает правопреемника реорганизованного юридического лица от обязанности по уплате такой задолженности.
3.3. Отсутствие финансово-экономического отдела у реорганизованного казенного учреждения не освобождает его от обязанности по уплате задолженности по страховым взносам за правопредшественника
Организацией, на которую законом возложена обязанность по уплате страховых взносов, представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, является учреждение. Передача функций финансово-экономического обеспечения войсковой части Управлению финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области касается только процедуры исполнения решения.
Таким образом, вывод судов о правомерности взыскания с учреждения, являющегося правопреемником должника, задолженности по уплате недоимки и пеней, соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм права.
4. Банкротство плательщика страховых взносов
4.1. Не является текущей и подлежит включению в реестр требований кредиторов задолженность по страховым взносам, рассчитанная за каждый месяц отчетного периода вплоть до месяца, предшествующего дате возбуждения дела о банкротстве
Поскольку исчисление страховых взносов производится нарастающим итогом, то в качестве текущих подлежали взысканию только платежи, определяемые как разница между суммой взносов, исчисленной по итогам года, и суммой, рассчитанной за период с начала года и по месяц, предшествующий дате возбуждения дела о банкротстве, включительно.
Дело о банкротстве возбуждено 05.05.2011, следовательно, спорная задолженность, образовавшаяся до 30.04.2011, не могла быть взыскана в качестве текущего платежа и подлежала включению в реестр требований кредиторов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2017 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также С. Кошелевым, О. Являнской.