Энциклопедия судебной практики
Внесение изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам
(Ст. 17 Закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" признан утратившим силу с 1 января 2017 г.
1. Обязательными условиями освобождения от ответственности по ч. 4 ст. 17 ФЗ N 212-ФЗ является уплата недоимки по страховым взносам и пени в полном объеме
Приняв во внимание, что согласно уточненному расчету сумма страховых взносов по сравнению с первичным расчетом страхователем увеличена, но не уплачена в полном объеме (в том числе пени, начисленные на указанную недоимку), апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о неисполнении страхователем условий, предусмотренных в статье 17 Закона N 212-ФЗ для освобождения от ответственности.
2. Обязательным условием для освобождения страхователя от ответственности за неуплату страховых взносов является перечисление недоимки по страховым взносам и пени до момента подачи уточненного расчета
Материалами дела доказан факт исполнения страхователем обязанности, предусмотренной п. 1 ч. 4 ст. 17 Федерального закона N 212-ФЗ, - до представления уточненного расчета страхователь уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени.
3. Для освобождения от ответственности по ч. 4 ст. 17 ФЗ N 212-ФЗ наряду с недоимкой до представления уточненного расчета обязательно должны быть уплачены пени
Общество было привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 47 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", поскольку до представления уточненного расчета заявителем не были уплачены суммы пени по страховым взносам и не соблюдены условия, определенные пунктом 1 части 4 статьи 17 Федерального закона N 212-ФЗ.
Суды первой и апелляционной инстанций исходили из обоснованности привлечения Общества к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, однако установили смягчающие ответственность обстоятельства и посчитали возможным уменьшить размер штрафа.
4. При применении положений ч. 4 ст. 17 ФЗ N 212-ФЗ должна быть учтена имеющаяся у страхователя переплата по страховым взносам
У Общества имелась переплата по страховым взносам, перекрывающая доначисленные по расчету суммы пени, которая согласно положениям части 8 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ должна была учитываться Управлением при расчете пени.
Факт наличия переплаты по страховым взносам подтверждается представленными Обществом расчетам по начисленным и уплаченным страховым взносам, платежными поручениями, реестром поступлений платежей от страхователей, актами совместной сверки расчетов по страховым взносам. Причем, согласно актам сверки переплата по страховым взносам числилась как на момент вынесения оспариваемого решения, так и на дату представления уточненного расчета.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции правомерно сделал вывод об отсутствии основания для привлечения ООО к ответственности за неуплату взносов в результате занижения базы по страховым взносам.
5. Страхователь не подлежит освобождению от ответственности по ч. 4 ст. 17 ФЗ N 212-ФЗ, если корректирующие индивидуальные сведения были представлены им после обнаружения ошибок органами ПФР
Руководствуясь частью 4 статьи 17 Закона N 212-ФЗ, в которой определены 2 случая освобождения плательщика страховых взносов от ответственности за представление уточненного расчета в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, апелляционная инстанция правильно указала, что обстоятельства, установленные по делу (представление Обществом недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета и представление корректирующих индивидуальных сведений после обнаружения органом контроля ошибок), не являются основанием для освобождения Общества от ответственности.
Представление Обществом корректирующих форм в 2-недельный срок не является основанием для неприменения к нему финансовых санкций в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
6. В случаях, когда плательщик ошибочно представляет уточненный расчет по страховым взносам, положения ст. 17 ФЗ N 212-ФЗ неприменимы
Положения статьи 17 Федерального закона N 212-ФЗ распространяются лишь на случаи, когда плательщик сборов обнаруживает ошибки, приводящие к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, а не на случаи, когда плательщик сборов ошибочно представляет уточненную декларацию, которую он не должен был представлять, и изменять свои ранее заявленные обязательства по уплате страховых взносов в сторону их увеличения.
Первоначальный расчет, в соответствии с которым заявителем был применен пониженный тариф в отношении выплат ко всем работникам общества, является правильным. Страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование исчислены верно, база по страховым взносам не занижена. Поэтому оснований для начисления пени и привлечения к ответственности не имеется.
7. Само по себе представление уточненного расчета с суммой страховых взносов к доплате не является основанием для привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за неуплату (неполную уплату) страховых взносов
В оспариваемом решении фонда обстоятельства нарушения не установлены, неясны причины увеличения плательщиком суммы страховых взносов, документальная проверка правильности определения базы для исчисления страховых взносов за отчетный период не проводилась.
Неуплата пени после подачи уточненного расчета является условием освобождения от ответственности, но не создает самостоятельный состав нарушения.
Таким образом, суды правомерно признали необоснованным привлечение предприятия к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ.
8. Неуплата пеней не является безусловным основанием для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 ФЗ N 212-ФЗ, необходимо установление вины страхователя
Удовлетворяя заявленные требования предпринимателя, суды правомерно руководствовались положениями ч. 1, п. 2 ч. 2, ст. 12, ч. 7 ст. 15, ч. 1, ч. 2 ст. 17, ч. 1 и ч. 3 ст. 25, ч. 1 ст. 40, ч. 1 ст. 42 Закона N 212-ФЗ и исходили из того, что страхователь подлежит ответственности, в том числе предусмотренной ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ, при установлении страховщиком виновных действий или бездействия, повлекших за собой неуплату либо неполную уплату страховых взносов.
При этом судами отмечено, что сама по себе неуплата пеней, как это предусматривается ч. 4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ, не означает возникновение безусловного основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 данного Федерального закона, так как в этом случае требуется также установление вины страхователя.
9. Положения ч. 4 ст. 17 ФЗ N 212-ФЗ не содержат самостоятельного состава правонарушения, а применяются при наличии установленного правонарушения, являясь условием освобождения от ответственности
Как верно отметил апелляционный суд, фондом не учтено, что ч. 4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ применяется при наличии установленного правонарушения, являясь условием освобождения от ответственности, а не самостоятельным составом правонарушения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2017 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также С. Кошелевым, О. Являнской.