Энциклопедия судебной практики
Отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов
(Ст. 48 Закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" признан утратившим силу с 1 января 2017 г.
1. Непредставление документов, не влияющих на порядок исчисления страховых взносов, не является основанием для привлечения к ответственности
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.01.2014 по делу N А19-18998/2012
По результатам оценки представленных в материалы дела доказательств, доводов и возражений сторон суды установили, что общество является аптечной организацией, осуществляющей фармацевтическую деятельность на основании соответствующей лицензии, и уплачивает налоги в соответствии со специальным налоговым режимом в порядке главы 26.3 НК РФ, в связи с чем пришли к законному и обоснованному выводу о наличии оснований для применения последним пониженных тарифов страховых взносов в соответствии с положениями пункта 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в отношении выплат и вознаграждений, производимых всем работникам общества, отсутствии обязанности по представлению сертификатов на сотрудников, имеющих право заниматься фармацевтической деятельностью, а также реестра соответствующих сотрудников и, как следствие, об отсутствии правовых оснований для доначисления фондом недоимки по страховым взносам, привлечения общества к ответственности на основании статьи 48 Федерального закона N 212-ФЗ.
Постановление ФАС Поволжского округа от 10.06.2014 по делу N А55-18803/2013
Из материалов дела усматривается, что фондом были затребованы копии дипломов о получении высшего и среднего фармацевтического образования в количестве 40 штук и копии сертификатов специалистов в количестве 20 штук. Непредставление этих документов послужило основанием для привлечения заявителя к ответственности.
Вместе с тем, как правомерно отметили суды, для целей проведения проверки полноты исчисления и уплаты страховых взносов, имеет значение наличие у общества статуса аптечной организации и факт применения им системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Факт наличия или отсутствия запрошенных Фондом документов правового значения не имеет. С учетом изложенного, непредставление этих документов не образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 48 Закона N 212-ФЗ.
Постановление ФАС Поволжского округа от 09.06.2014 по делу N А55-18481/2013
Суды пришли к правильному выводу о том, что предприниматель, осуществляя фармацевтическую деятельность, обладает в соответствии с пунктом 10 части 1 и частью 3.4 статьи 58 Закона о страховых взносах правом исчисления страховых взносов по льготному тарифу. То есть расчет по уплате страховых взносов за спорный период заявителем правомерно подан исходя из льготного порядка исчисления. При этом судами обоснованно указано, что фармацевтическую деятельность осуществляет именно предприниматель на основании лицензии и уплачивает единый налог на вмененный доход, а не лица, состоящие с ним в трудовых отношениях и имеющие фармацевтическое образование и сертификат специалиста, поскольку фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которой наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование, участвуют и иные работники аптечной организации.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.08.2014 по делу N А20-3649/2013
Суды установили, что предприниматель осуществляет фармацевтическую деятельность на основании соответствующей лицензии и является плательщиком ЕНВД, в связи с чем сделали правильный вывод о наличии у предпринимателя оснований для применения пониженных тарифов страховых взносов в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ и, как следствие, об отсутствии правовых оснований для привлечения предпринимателя к ответственности по статье 48 Закона N 212-ФЗ за непредставление реестра сотрудников с указанием должности, дипломов о высшем или среднем фармацевтическом образовании и сертификатов специалистов.
Постановление ФАС Уральского округа от 31.03.2014 N Ф09-1570/14 по делу N А76-4275/2013
При исследовании по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе требования управления, судами установлено, что 323 из 337 истребованных страховщиком документов, перечень которых содержится в спорном требовании, к предмету проводимой проверки не относятся, доказательства, подтверждающие наличие обязанности по их ведению и представлению у товарищества как лица, применяющего упрощенную систему налогообложения, управлением в материалы дела не представлены, управление не обосновало наличие у товарищества определенных документов в том количестве, в каком они указаны в требовании, кроме того, частично запрошенные документы уже имелись в распоряжении страховщика, в связи с чем у управления не было оснований для их повторного истребования у товарищества.
Оценив фактические обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оснований для привлечения товарищества к ответственности по ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в обжалуемой части у управления не имелось.
Постановление ФАС Центрального округа от 10.04.2014 по делу N А14-10013/2013
Суды обоснованно не приняли во внимание довод Управления о том, что аптечная организация вправе применять пониженные тарифы только в отношении лиц, имеющих фармацевтическое образование и сертификат специалиста.
Соответственно, в отношении доначисления страховых взносов, пени, привлечения и ответственности страхователя по ст. 47 ФЗ N 212, а также привлечения к ответственности по ст. 48 указанного Закона за непредставление в установленный срок документов суд пришел к правильному выводу о недоказанности указанных фактов, что является самостоятельным основанием признания решения органа Пенсионного фонда недействительным.
2. Непредставление карточек индивидуального учета застрахованных лиц является основанием для привлечения к ответственности вне зависимости от того, располагает ли орган ПФР такими сведениями или нет
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.06.2014 N Ф03-2167/2014 по делу N А24-4157/2013
Право должностного лица органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящего проверку, истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы, а также порядок их представления предусмотрены статьей 37 настоящего Закона, согласно части 7 которой отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 48 настоящего Федерального закона.
Материалами дела подтверждается, что обществом получено требование управления о представлении в 10-дневный срок необходимых для проверки документов, в том числе карточек индивидуального учета, которые в установленный срок представлены не были.
Исходя из изложенного, судами обеих инстанций сделан обоснованный вывод о том, что обществом допущено нарушение требований статьи 37 Закона о страховых взносах, в связи с чем оно правомерно привлечено Управлением Пенсионного фонда к ответственности по статье 48 настоящего Закона в виде взыскания штрафа, и у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для признания решения Управления в оспариваемой части незаконным.
3. Непредставление документов в связи с их отсутствием является обстоятельством, исключающим привлечение к ответственности
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.02.2014 по делу N А56-13698/2013
Суды обоснованно указали, что необходимость представления документов, подтверждающих наличие статуса временно пребывающего на территории РФ, при заключении трудового договора с иностранным гражданином не означает, что работодатель обязан копировать и хранить документы работников - иностранных граждан. Запрошенные Управлением документы за 2010 и 2011 годы не могли быть представлены Обществом ввиду их фактического отсутствия, о чем Общество сообщило в Управление сопроводительным письмом. В связи с чем отсутствуют основания для признания Общества виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 48 Закона N 212-ФЗ.
4. Документами, необходимыми для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, являются документы, непредставление которых не позволяет органу контроля за уплатой страховых взносов осуществить такой контроль
Из буквального содержания статьи 48 N 212-ФЗ следует, что объективную сторону данного правонарушения составляет отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных названным законом, а также отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов.
По смыслу данной нормы под документами, необходимыми для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, следует понимать документы, непредставление которых не позволяет органу контроля за уплатой страховых взносов осуществить такой контроль, одной из форм которого является выездная проверка.
Статьей 48 Закона N 212-ФЗ установлена ответственность плательщика страховых взносов за отказ или непредставление в установленный срок в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, в виде штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Из анализа положений статьи 37 и 48 Закона N 212-ФЗ следует, что объективную сторону данного правонарушения составляет отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных названным законом, а также отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов.
По смыслу данной нормы под документами, необходимыми для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, следует понимать документы, непредставление которых не позволяет органу контроля за уплатой страховых взносов осуществить такой контроль, одной из форм которого является выездная проверка.
Из буквального содержания статьи 48 N 212-ФЗ следует, что объективную сторону данного правонарушения составляет отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных названным законом, а также отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов.
По смыслу данной нормы под документами, необходимыми для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, следует понимать документы, непредставление которых не позволяет органу контроля за уплатой страховых взносов осуществить такой контроль, одной из форм которого является выездная проверка.
В силу статьи 48 Закона N 212-ФЗ отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных Законом N 212-ФЗ, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
По смыслу данной нормы под документами, необходимыми для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, следует понимать документы, непредставление которых не позволяет органу контроля за уплатой страховых взносов осуществить такой контроль.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2017 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также С. Кошелевым, О. Являнской.