Энциклопедия судебной практики
Налог на добавленную стоимость. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет
(Ст. 174 п. 5 НК)
Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ в п. 4 ст. 174 НК были внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС. Изменения коснулись сроков уплаты налога: слова "20-го числа" заменены словами "25-го числа". Кроме того, ст. 174 НК была дополнена абзацем 3 п. 5, п.п. 5.1 и 5.2, вступившими в силу с 1 января 2015 г.
1. Непредставление деклараций по НДС в установленные сроки влечет привлечение к налоговой ответственности
Определение Верховного Суда РФ от 03.09.2014 по делу N 304-ЭС14-223, А67-4243/2013
Судом сделан вывод, что в нарушение статьей 173, 174 НК РФ, заявитель не исчислил и не уплатил сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, что является налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Кроме того, в нарушение пункта 5 статьи 174 НК РФ, заявитель налоговые декларации по НДС не представил, что образует состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ.
Постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 418/10 по делу N А68-5747/2009
Обязанность индивидуальных предпринимателей уплачивать налог на добавленную стоимость закреплена в пункте 1 статьи 143 Кодекса, обязанность представлять налоговые декларации по данному виду налога его плательщиками - в пункте 5 статьи 174. Этой правовой нормой определен также срок представления налоговой декларации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не установлено главой 21 Кодекса.
Суды апелляционной и кассационной инстанций признали ошибочным приведенное в решении суда первой инстанции толкование условий применения налоговой санкции, установленной пунктом 1 статьи 119 Кодекса, так как отсутствие указаний на низший и высший пределы размера штрафа за правонарушение, признаки которого предусмотрены пунктом 2 этой же статьи, само по себе не исключает возможности применения низшей санкции, установленной за иное правонарушение, признаки которого предусмотрены пунктом 1.
В связи с этим является обоснованным вывод судов апелляционной и кассационной инстанций о том, что в данном случае к предпринимателю, допустившему нарушение срока представления в налоговый орган налоговой декларации, инспекцией правомерно применены меры налоговой ответственности в виде взыскания штрафа по каждому факту нарушения срока подачи налоговой декларации вне зависимости от того, что суммы налога за эти налоговые периоды равны нулю.
Определение ВАС РФ от 30.10.2009 N ВАС-11270/09 по делу N А19-11795/08-52
Поскольку ранее подавалась обществом налоговая отчетность за четвертый квартал 2005 года с нулевыми показателями, с отражением налогового обязательства помесячно в установленный срок декларации не подавались, представление деклараций инспекции на камеральную проверку в ноябре 2007 года является в данном случае основанием для признания их поданными первоначально, то есть с нарушением срока.
При таких обстоятельствах вывод судов о правомерности привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, обоснован.
2. Привлечение налогового агента, не являющегося плательщиком НДС, к налоговой ответственности за непредставление декларации неправомерно
Определение ВАС РФ от 21.03.2014 N ВАС-2475/14 по делу N А73-15778/2012
Суды, принимая во внимание, что предприниматель не являлся плательщиком указанного налога, обязанность представить указанную налоговую декларацию возникла у него как у налогового агента, сделали вывод о том, что к нему не могла быть применена ответственность, определенная статьей 119 Кодекса. Такая ответственность предусмотрена только в отношении налогоплательщика, которым предприниматель в спорный период не являлся.
Выводы судов соответствуют положениям пункта 3 статьи 161, пункту 5 статьи 174 Кодекса.
Постановление Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 4544/07 по делу N А65-6621/2006-СА1-7
Согласно статье 119 Кодекса субъектом ответственности за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета является налогоплательщик.
Поскольку общество не являлось плательщиком налога на добавленную стоимость в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения, к нему не могла быть применена ответственность, определенная статьей 119 Кодекса. Такая ответственность предусмотрена только в отношении налогоплательщика, которым общество в спорный период не являлось.
3. В отсутствие обязанности исчислять и уплачивать НДС привлечение к ответственности за нарушение сроков представления декларации неправомерно
Постановление ФАС Уральского округа от 03.04.2012 N Ф09-1509/12 по делу N А76-10180/2011
Помимо выводов судов о незаключенности и реальной неисполнимости договора, влекущего обязанность исчислить НДС, суды пришли также к выводу о непредставлении налоговым органом доказательств корректности налоговых начислений, а именно обоснованности и действительности размера доначисленного НДС.
В отсутствие обязанности исчислять и уплачивать в данном случае НДС отсутствует и обязанность представлять по нему декларации.
4. Налогоплательщики обязаны представлять декларации по НДС и в случае приобретения муниципального имущества
Определение ВАС РФ от 21.08.2012 N ВАС-10400/12 по делу N А28-5002/2011-148/33
Индивидуальные предприниматели, приобретающие муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну, являются налоговыми агентами, обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость.
5. Отсутствие в законодательстве срока на представление декларации за месяц, предшествующий тому, в котором утрачено право на ежеквартальное представление деклараций, освобождает от ответственности
Постановление Президиума ВАС РФ от 19.12.2006 N 6614/06 по делу N А05-17271/05-13
Плательщик налога на добавленную стоимость, у которого сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) превысила за месяц один миллион рублей, утрачивает право на ежеквартальную уплату налога и обязан представлять налоговые декларации ежемесячно. Однако, учитывая, что сумма выручки превысила один миллион рублей в сентябре, необходимо признать, что общество не имело возможности предвидеть этого в июле.
Следовательно, обоснованным является вывод суда первой инстанции, сославшегося на отсутствие в налоговом законодательстве конкретного срока подачи ежемесячной налоговой декларации за месяц, предшествующий тому, в котором произошло превышение суммы выручки, установленной пунктом 6 статьи 174 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) [Утратил силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ]. Отсутствие в законе названного срока исключает возможность привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьей 119 Кодекса, ввиду отсутствия состава налогового правонарушения.
6. За представление уточненных деклараций по НДС после истечения срока на представление декларации налоговая ответственность не предусмотрена
Постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2005 N 2769/05 по делу N А12-15254/04-С25
В оспариваемых судебных актах идет речь о привлечении к ответственности за несвоевременное представление уточненных деклараций, однако сроки представления данных деклараций не установлены Кодексом.
Таким образом, поскольку суды первой и кассационной инстанций допустили ошибочное применение нормы Кодекса и вынесли решение без учета обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, оспариваемые судебные акты как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права подлежат отмене в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определение ВАС РФ от 23.10.2009 N ВАС-13171/09 по делу N А32-19287/2008-4/280
Соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции уточнил, что ответственность по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации наступает за нарушение срока представления налоговой декларации, а не за направление декларации, оформленной с ошибками. Уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока, и поддержал вывод судов о том, что налоговая декларация за март 2007 года была подана обществом в срок, а впоследствии оно лишь воспользовалось правом устранить допущенную ошибку при заполнении первичной декларации путем подачи уточненной налоговой декларации с правильным указанием налогового периода.
При рассмотрении спора суды руководствовались положениями статей 23, 80 (пунктами 1, 4, 6), 81, 119 (пунктом 2), 174 (пунктом 5) НК РФ. Исследовав фактические обстоятельства и оценив представленные сторонами доказательства, суды пришли к выводу о том, что оснований для привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Кодекса у инспекции не имелось.
7. В подтверждение своевременного направления декларации налогоплательщик вправе представить опись вложений почтового отправления
Определение ВАС РФ от 06.09.2010 N ВАС-12112/10 по делу N А33-20480/2009
Общество в подтверждение факта своевременного направления указанной налоговой декларации представило опись вложений в ценное письмо, содержащее оттиск почтового штемпеля и дату отправки. Почтовая квитанция об отправке корреспонденции представлена не была в связи с ее утратой.
Суды апелляционной и кассационной инстанций, удовлетворяя заявление общества по указанному эпизоду, исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями пункта 4 статьи 80 Кодекса и пунктом 52 Правил, пришли к выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к налоговой ответственности на основании пункта 2 статьи 119 Кодекса, поскольку опись вложений также является доказательством отправки почтового отправления и инспекция данное обстоятельство не опровергло.
8. Трехлетний срок, предусмотренный ст. 173 НК РФ, не продлевается на срок, указанный в п. 5 ст. 174 НК РФ
Определение ВАС РФ от 23.03.2010 N ВАС-1199/10 по делу N А40-19460/09-117-82
Применительно к пункту 2 статьи 173 Кодекса соответствующие налоговые периоды (апрель, май, июнь 2005 года) в связи с изменением с 01.01.2008 налогового периода закончились 30.06.2008 года (срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока; при этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года).
Следовательно, налоговые вычеты за указанные месяцы 2005 года заявлены в налоговой декларации второго квартала 2008 года, поданной в инспекцию по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Упомянутый трехлетний срок является пресекательным и не подлежит продлению на 20 дней, предусмотренных пунктом 5 статьи 174 Кодекса для подачи налоговой декларации в налоговые органы.
Постановление ФАС Московского округа от 14.03.2014 N Ф05-1660/2014 по делу N А40-104264/13-116-256
В связи с тем, что в ходе проверки и рассмотрения дела установлено, что расходы по указанным счетам-фактурам приняты к учету в 3 квартале 2009, счета-фактуры были получены обществом в тот же период, налоговым органом обоснованно указано, что право на налоговый вычет в силу статей 169, 171, 172 НК РФ возникло в 3 квартале 2009 года.
Доводы общества о том, что указанный срок не пропущен, поскольку декларация была им подана до истечения срока подачи налоговой декларации за 3 квартал 2012, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку сводятся к иному толкованию положений пункта 2 статьи 173 НК РФ, допускающему увеличение трехлетнего срока на возмещение налога на 20 дней, предусмотренных пунктом 5 статьи 174 НК РФ в качестве срока для представления налоговой декларации.
Пунктом 2 статьи 173 НК РФ прямо предусмотрено, что налогоплательщик должен подать декларации с отраженными в них вычетами до истечения трех лет с момента наступления соответствующего налогового периода.
9. Нарушение срока представления декларации впервые может быть признано в качестве смягчающего налоговую ответственность обстоятельства
Определение ВАС РФ от 27.11.2009 N ВАС-14798/09 по делу N А76-28513/2008-33-833/45
При рассмотрении спора суды руководствовались положениями статей 112, 114, пунктом 2 статьи 119, пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суды исходили из того, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, и, применив положения подпункта 3 пункта 1 статьи 112 Кодекса, признали в качестве смягчающего иное обстоятельство, а именно, - совершение правонарушения впервые.
10. Подписание декларации неуполномоченным лицом не свидетельствует о пропуске срока ее представления
Постановление ФАС Уральского округа от 21.01.2014 N Ф09-14000/13 по делу N А71-4504/2013
В соответствии с ч. 5 ст. 174 Кодекса налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в п. 5 ст. 173 данного Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
В силу п. 3 ст. 76 Кодекса основанием для вынесения решения о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств является непредставление этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Наличие судебного или иного спора о полномочиях лица, подписавшего декларацию, таковым основанием не является.
Соответственно выводы судов о неправомерности оспариваемого ненормативного правового акта инспекции являются обоснованными, учитывая, что соответствующая декларация за I квартал 2012 года подана налогоплательщиком своевременно.
11. Пункт 5 ст. 174 НК РФ устанавливает предельный срок для представления первичной налоговой декларации по НДС
Довод Общества о соблюдении им вышеуказанного срока со ссылкой на пункт 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации, отклоняется кассационной инстанцией как основанный на неверном толковании норм права.
Пункт 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает предельный срок для представления первичной налоговой декларации по НДС, тогда как срок, установленный пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, связан с окончанием соответствующего налогового периода.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 декабря 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.