Энциклопедия судебной практики
Продолжительность рабочего времени педагогических работников
(Ст. 333 ТК)
1. Сокращенная продолжительность рабочего времени для педагогических работников
1.1. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для педагогических работников в качестве трудовой льготы, обусловленной спецификой их деятельности
Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 г. N 230-О-О
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (статьи 92 и 333) для педагогических работников в качестве трудовой льготы, обусловленной спецификой их деятельности, осуществление которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 36 часов в неделю). При этом норма часов педагогической работы за ставку заработной платы для отдельных категорий педагогических работников с учетом особенностей их труда определена в постановлении Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений".
Установление различной продолжительности рабочего времени (в пределах его льготной сокращенной продолжительности) для различных категорий педагогических работников основано на учете особенностей выполняемой ими работы.
Судебная коллегия считает правильным вывод суда о том, что льготная сокращенная продолжительность рабочего времени музыкального работника устанавливается в зависимости от характера выполняемой им работы, а не вида деятельности учреждения, в котором осуществляется педагогическая деятельность.
Установление различной продолжительности рабочего времени (в пределах его льготной сокращенной продолжительности) для разных категорий педагогических работников основано на учете особенностей выполняемой ими работы, т.е. обусловлена объективными различиями в содержании и условиях их трудовой деятельности.
1.2. Установление различной продолжительности рабочего времени для разных категорий педагогических работников не нарушает их право на оплату труда
Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 г. N 230-О-О
Установление различной продолжительности рабочего времени (в пределах его льготной сокращенной продолжительности) для разных категорий педагогических работников, когда такая дифференциация основана на учете особенностей выполняемой ими работы, т.е. обусловлена объективными различиями в содержании и условиях их трудовой деятельности, само по себе не может рассматриваться как умаляющее право на справедливое вознаграждение за труд (статья 37 часть 3 Конституции Российской Федерации).
Решение Верховного Суда РФ от 21 декабря 2006 г. N ГКПИ06-1518
Законодатель, учитывая особый характер деятельности педагогических работников, ограничил продолжительность их рабочего времени и учебную нагрузку.
Установленные дополнительные правила не ограничивают право работников, на которых они распространяются, свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, и не нарушают их право на оплату труда.
1.3. Установление различной продолжительности рабочего времени для разных категорий педагогических работников не нарушает принципа равенства прав и свобод гражданина
Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 г. N 230-О-О
Установление различной продолжительности рабочего времени (в пределах его льготной сокращенной продолжительности) для разных категорий педагогических работников, когда такая дифференциация основана на учете особенностей выполняемой ими работы, т.е. обусловлена объективными различиями в содержании и условиях их трудовой деятельности, само по себе не может рассматриваться как не согласующееся с требованиями принципа равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод гражданина (статья 19 части 1 и 2 Конституции Российской Федерации).
1.4. Работу на неполную ставку нельзя рассматривать как сокращенное рабочее время
Нельзя рассматривать работу истца на 0,5 ставки или 0,25 ставки как сокращенное рабочее время, поскольку под сокращенной продолжительностью рабочего времени понимаются лишь случаи, прямо предусмотренные трудовым законодательством, в частности ст. 92 и 333 Трудового кодекса РФ.
Нельзя рассматривать работу истицы на 0,5 ставки заместителя директора по социальной защите и как сокращенное рабочее время, поскольку под сокращенной продолжительностью рабочего времени, понимаются лишь случаи, прямо предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, в частности статьёй 92 и статьёй 333.
Нельзя рассматривать работу истца на 0,9 ставки заместителя директора по учебно-воспитательной работе и как сокращенное рабочее время, поскольку под сокращенной продолжительностью рабочего времени понимаются лишь случаи, прямо предусмотренные трудовым законодательством, в частности ст. 92 и 333 ТК РФ.
1.5. Рабочее время педагогического работника складывается из объема учебной нагрузки и времени, затраченного на дополнительную работу
Рабочее время педагога складывается из объема учебной нагрузки, который устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и программам, а также времени, которое затрачивается на дополнительную работу (проверку тетрадей, классное руководство, родительское собрание и т.д.). К рабочему же времени относится и занятость педагогических работников в заседаниях советов, методических объединений и т.д.
Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.
Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.
Определение Московского городского суда от 02 апреля 2015 г. N 4г-3076/15
Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.
Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.
Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.
Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.
Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха.
Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностям режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений.
Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.
1.6. Работа в каникулярный период для педагогических работников не является сверхурочной
Определение Московского городского суда от 22 декабря 2014 г. N 4г-11104/14
В каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ, с сохранением заработной платы в установленном порядке.
Наличие приказа об изменении графика работы педагогических работников на каникулярный период само по себе не подтверждает фактов сверхурочной работы работника за пределами нормальной продолжительности труда и ранее установленной педагогической нагрузки.
1.7. Педагогическая нагрузка учителя в пределах от 18 до 36 часов в неделю не является сверхурочной и оплачивается в одинарном размере
Педагогическая нагрузка учителя, установленная в количестве, превышающем 18 часов в неделю, но в пределах 36 часов в неделю, оплачивается в одинарном размере и не является сверхурочной работой.
1.8. Локальным нормативным актом для педагогических работников не может устанавливаться продолжительность рабочего времени более 36 часов в неделю
Поскольку трудовым законодательством для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, локальными нормативными актами не могут ухудшаться условия труда работников.
Увеличение продолжительности рабочего времени работника в МДОУ с 36 до 40 часов является нарушением прав работника.
2. Педагогическая и учебная нагрузка
2.1. Работодатель не обязан сохранять за преподавателем каждый год одинаковую учебную нагрузку
Определение Московского городского суда от 02 апреля 2015 г. N 4г-3076/15
Исходя из системного толкования приведенных норм права [в т.ч. ст. 333 ТК РФ] в их совокупности следует, что действующим законодательством не установлена обязанность работодателя по сохранению учебной нагрузки за преподавателем, соответствующей учебной нагрузке предшествующего года.
Действующим законодательством не установлена обязанность работодателя по сохранению учебной нагрузки за преподавателем, соответствующей учебной нагрузке предшествующего года.
Исходя из системного толкования приведенных норм [в т.ч. ст. 333 ТК РФ] в их совокупности следует, что действующим законодательством не установлена обязанность работодателя по сохранению учебной нагрузки за преподавателем, соответствующей учебной нагрузке предшествующего года.
Исходя из системного толкования приведенных норм [в т.ч. ст. 333 ТК РФ] в их совокупности следует, что действующим законодательством не установлена обязанность работодателя по сохранению учебной нагрузки за преподавателем, соответствующей учебной нагрузке предшествующего года.
2.2. Если учебная нагрузка становится ниже установленной нормы за ставку заработной платы, работодатель производит доплату до указанной ставки
Определение Московского городского суда от 02 апреля 2015 г. N 4г-3076/15
Указанная нагрузка [учебная нагрузка преподавателя] должна соответствовать условиям, указанным в трудовом договоре, а в случае ее снижения ниже установленной нормы за ставку заработной платы - учебная нагрузка не увеличивается, а работодателем производится доплата учителю до указанной ставки.
2.3. Изменение учебной нагрузки является изменением условий трудового договора и производится только по письменному соглашению сторон
Определение Свердловского областного суда по делу N 33-2209/2012
Объем учебной нагрузки конкретного работника указывается в его трудовом договоре (ст. 333 ТК РФ, ст. 55 Закона об образовании). Соответственно изменение учебной нагрузки означает изменение условий трудового договора и может быть произведено только по письменному соглашению сторон.
Исключением из этого правила является случай уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня), что является основанием для уменьшения указанной в трудовом договоре учебной нагрузки по инициативе работодателя в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ.
2.4. Педагогическая нагрузка зависит непосредственно от продолжительности рабочего времени, а не от количества групп учащихся
Кассационное определение Свердловского областного суда от 26 июля 2011 г. N 33-10151/2011
Условия о работе 4,8 часа в смену для истцов соответствует требованиям, предусмотренным ст. 333 ТК Российской Федерации, согласно которой для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что педагогическая нагрузка музыкальных руководителей не зависит от количества групп детей, а зависит непосредственно от продолжительности рабочего времени.
2.5. Объем учебной нагрузки является необходимым элементом системы оплаты труда педагогических работников
Кассационное определение Свердловского областного суда от 2 августа 2011 г. N 33-10588/2011
Объем учебной нагрузки учителей является основой для определения размера оплаты их труда и включается как необходимый элемент в систему оплаты труда педагогических работников.
2.6. В случае изменения педагогической нагрузки по причинам, не зависящим от работодателя, согласия работника не требуется
Анализируя уведомление истицы о возможном изменении педагогической нагрузки в совокупности с положением ст. 74 ТК РФ, возлагающей на работодателя обязанность уведомления работника о предстоящих изменениях определенными сторонами трудового договора не позднее чем за два месяца о предстоящих изменениях, судебная коллегия полагает, что такое уведомление обязательно именно в случае предполагаемого ухудшения положения работника и его трудовых прав.
Согласие истицы на изменение нагрузки в результате ухода в академический отпуск учащейся не требуется, так как снижение нагрузки произошло в силу причин, не зависящих от работодателя.
2.7. Педагогический работник в течение рабочего времени обязан находиться на рабочем месте даже при отсутствии учебных занятий
Часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (т.е. помимо ставки), вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает в том числе время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий.
Таким образом, законодатель не ставит распоряжение не конкретизированной по количеству часов преподавательской работы только в зависимость от личных планов педагогического работника, что в свою очередь не дает педагогическому работнику права распоряжаться данным временем только по своему усмотрению.
2.8. Режим неполного рабочего времени для педагогических работников выражается в пропорциональном уменьшении часов рабочей недели и часов учебной нагрузки
К характерным особенностям работы с неполным рабочим временем педагогических работников можно отнести то, что для них это выражается в пропорциональном уменьшении часов рабочей недели и часов учебной нагрузки.
Между работодателем и работником было достигнуто соглашение об уменьшении часов педагогической нагрузки.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что сокращение работодателем [работнику] педагогической нагрузки соответствует нормам трудового законодательства, правомерно отказав истице в удовлетворении исковых требований об обязании ответчика выплатить ей разницу заработной платы, рассчитанной в соответствии с нагрузкой, указанной в трудовом договоре, и фактически выполненной работой.
2.9. Закон не предусматривает обязательного ознакомления педагогических работников с планом методических занятий
Доводы апелляционных жалобы и представления о том, что истец не был ознакомлен с графиком работы в каникулярное время под расписку, не влияют на существо принятого решения, поскольку действующим законодательством не предусмотрено обязательное ознакомление педагогов с планом методических занятий, график работы в каникулярное время с перечнем проводимых мероприятий был вывешен для всеобщего обозрения, истец находился на работе, был осведомлен о проводимых мероприятиях наравне с другими работниками школы.
2.10. Учебная нагрузка преподавателя должна соответствовать условиям, указанным в его трудовом договоре
Определение Московского городского суда от 02 апреля 2015 г. N 4г-3076/15
[Учебная нагрузка преподавателя] должна соответствовать условиям, указанным в трудовом договоре.
Действующим законодательством не установлена обязанность работодателя по сохранению учебной нагрузки за преподавателем, соответствующей учебной нагрузке предшествующего года, вместе с тем указанная нагрузка должна соответствовать условиям, указанным в трудовом договоре.
Исходя из системного толкования приведенных норм [в т.ч. ст. 333 ТК РФ] в их совокупности следует, что действующим законодательством не установлена обязанность работодателя по сохранению учебной нагрузки за преподавателем, соответствующей учебной нагрузке предшествующего года, вместе с тем указанная нагрузка должна соответствовать условиям, указанным в трудовом договоре.
2.11. Учебная нагрузка преподавателя должна соответствовать объему часов преподавания, установленному в начале учебного года учебным планом
Действующим законодательством не установлена обязанность работодателя по сохранению учебной нагрузки за преподавателем, соответствующей учебной нагрузке предшествующего года, вместе с тем указанная нагрузка должна соответствовать объему часов преподавания, установленному в начале учебного года учебным планом.
2.12. Отсутствие в трудовом договоре работника условия, определяющего размер его педагогической нагрузки, не является ограничением трудовых прав
Определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 06 марта 2014 г. по делу N 33-1169
Из системного анализа приведенного законодательства [в т.ч. ст. 333 ТК РФ] следует, что, отсутствие в трудовом договоре истца условия, определяющего размер его педагогической нагрузки, не может ограничивать трудовые права истца, поскольку размер педагогической нагрузки за ставку заработной платы закреплен в нормативном правовом акте.
3. Учет рабочего времени педагогических работников при исчислении специального стажа
3.1. Работа преподавателем на условиях совмещения включается в специальный стаж при выполнении нормы рабочего времени по данной должности суммарно по основному и другим местам работы
Работа в должности преподавателя, выполняемая на условиях совмещения, т.е. без занятия штатной должности, может быть включена в указанный стаж в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067, за период с 01.11.1999 г. до 12.11.2002 г. (период действия названного постановления) при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы педагогической или учебной нагрузки по данной должности, установленной за ставку заработной платы.
3.2. При определении специального стажа возможно суммирование или педагогической, или учебной нагрузки по основному и другим местам работы
Доводы истца, приведенные в апелляционной жалобе о том, что может суммироваться педагогическая и учебная нагрузка и при суммировании ее работы образуется ставка, дающая право включения спорного периода работы в специальный стаж, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку суммирование педагогической нагрузки заместителя директора школы по воспитательной работе с учебной нагрузкой учителя при неполной нагрузке по каждой из этих должностей, в целях пенсионного обеспечения действующим законодательством не предусмотрено так как для каждого вида указанной деятельности установлены различные критерии и нормы часов рабочего времени. Возможно суммирование или педагогической, или учебной нагрузки по основному и другим местам работы.
3.3. При определении специального стажа не запрещается суммирование нормы рабочего времени по должностям заместителя директора по учебной работе и учителя, воспитателя общеобразовательной школы
В спорный период истица при выполнении нормы рабочего времени из расчета, предусмотренной ст. 333 ТК РФ, за 0,5 ставки заместителя директора по учебно-воспитательной работе и 0,67 ставки (или 12 часов) учителя, 1, а затем 0,5 ставки воспитателя выполняла педагогическую нагрузку суммарно по указанным должностям более 18 часов, в связи с чем указанный период обоснованно включен судом первой инстанции в специальный стаж.
Ссылки представителя ответчика в жалобе на то, что работа в должности заместителя директора по учебной работе может быть включена в специальный стаж только при условии выполнения ее на полную ставку, суммирование данной работы с другой педагогической работой не предусмотрено, не могут быть приняты во внимание.
Нормативный акт [постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781] не содержит какого-либо исключения относительно невозможности суммирования нормы рабочего времени (учебной или педагогической нагрузки) по должностям заместителя директора по учебной работе и учителя, воспитателя общеобразовательной школы.
3.4. Период работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе включается в специальный стаж при условии одновременного осуществления обязанности учителя
Период работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе может быть включен в специальный стаж при соблюдении ряда условий, в частности при одновременном осуществлении обязанности учителя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Трудового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 октября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук С. Хаванским, Н. Абакумовой, О. Авдеевой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, Д. Губиным, Р. Давлетовым, С. Дубровиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, М. Крымкиной, М. Куликовой, В. Куличенко, А. Кусмарцевой, М. Михайлевской, М. Орловой, Д. Серебряковой, Л. Шабановой, О. Являнской, А. Янкович