Энциклопедия судебной практики
Порядок организации и проведения проверок работодателей
(Ст. 360 ТК)
1. Общая характеристика порядка проведения и организации проверок работодателей
1.1. Проведение проверок федеральной инспекцией труда соответствует целям трудового законодательства
Определение Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2014 г. N 252-О
Для исполнения своих задач федеральная инспекция труда проводит проверки работодателей (статья 360 ТК РФ), предметом которых является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан (часть шестая данной статьи в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ), что согласуется с целями и задачами трудового законодательства и не нарушает конституционные права заявителя.
1.2. Государственный инспектор труда должен осуществлять проверку в рамках заявления работника
Основанием проверки в силу статьи [360 ТК РФ] являются в том числе обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав. Соответственно инспектор должен осуществлять проверку в рамках обращения или заявления работника, а также в соответствии с предметом и целями проверки.
1.3. По одному и тому же факту нарушения трудовых прав работника возможно проведение повторной проверки
Прямого запрета на проведение Государственной инспекцией труда повторной проверки по факту нарушения трудовых прав работника законодательство не содержит.
1.4. По одному обращению работника возможно проведение документарной и выездной внеплановых проверок
Изложенные нормы законодательства [в т.ч. ст. 360 ТК РФ] не содержат запрета на проведение по обращению работника внеплановой документарной проверки, а если по ее результатам не представится возможным оценить соответствие деятельности юридического лица положениям трудового законодательства, провести внеплановую выездную проверку по тому же обращению работника.
1.5. При проведении документарной и выездной проверок возможно составление одного акта проверки
Доводы о том, что по результатам ранее проведенной документарной проверки не был составлен акт проверки, также были проверены судом и суд обоснованно нашел их несостоятельными, поскольку положения ст. 360 ТК РФ такую обязанность на Государственную инспекцию труда не возлагают. Акт проверки был составлен государственным инспектором труда по результатам внеплановой выездной проверки.
1.6. Расследование несчастных случаев не включено в перечень мероприятий по контролю и надзору, порядок организации и проведения которых закреплен ст. 360 ТК РФ
Постановление Верховного Суда РФ от 24 февраля 2015 г. N 58-АД15-3
Расследование несчастных случаев не относится к мероприятиям по контролю и надзору, порядок организации и проведения которых регламентирован статьей 360 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ.
Постановление Хабаровского краевого суда от 08 августа 2014 г. по делу N 4а-405/2014
Заявление содержит только информацию о несогласии заявителя с результатами расследования несчастного случая, произошедшего с его родственником в артели, а также требование о проведении дополнительного расследования. Между тем расследование несчастных случаев государственными инспекторами труда проводится в соответствии со ст.229.3 ТК РФ и не является мероприятием по контролю и надзору в соответствии со ст.360 ТК РФ и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Расследование индивидуальных несчастных случаев не относится к мероприятиям по контролю и надзору, порядок организации и проведения которых регламентирован статьей 360 ТК Российской Федерации и Федеральным законом от 26.12.2008г. N 294-ФЗ.
1.7. При необходимости должностные лица государственной инспекции труда вправе в любое время осуществлять проверку соблюдения трудового законодательства
Согласно ст. 360 Трудового кодекса Российской Федерации порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Из указанных положений следует, что должностные лица государственной инспекции труда имеют право в любое время в случае необходимости осуществлять проверку соблюдения лицом (юридическим лицом) трудового законодательства. Поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав в силу ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации, пп. 2 п. 2 ст. 10 федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" являются основаниями для проведения внеплановой проверки, в том числе выездной.
1.8. Выдача государственным инспектором труда предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений не должна нарушать справедливого баланса законных интересов работника и работодателя
По смыслу [ст. 360 ТК РФ] при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства; вмешательство должно быть соразмерным, и выдача предписания не должна нарушать справедливого баланса законных интересов работника и работодателя.
Апелляционное определение Московского городского суда от 18 ноября 2015 г. N 33-37776/15
По смыслу [ст. 360 ТК РФ] при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства; вмешательство должно быть соразмерным, и выдача предписания не должна нарушать справедливого баланса законных интересов работника и работодателя.
2. Порядок и основания проведения внеплановой проверки работодателей
2.1. Положения ТК РФ расширяют перечень оснований для проведения внеплановых проверок Государственной инспекцией труда
Постановление Верховного Суда РФ от 5 февраля 2014 г. N 18-АД13-41
В части 7 статьи 360 ТК РФ приведены основания для проведения внеплановой проверки работодателей, одним из которых является в том числе поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
Приведенные положения Трудового кодекса Российской Федерации являются специальной нормой по отношению к Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку регулируют правоотношения при проведении проверок государственной инспекцией труда за соблюдением трудового законодательства работодателями. Соответственно положения Трудового кодекса Российской Федерации расширяют перечень оснований для проведения внеплановых проверок Государственной инспекцией труда.
2.2. Основанием для внеплановой проверки может быть заявление любого гражданина
В силу ст. 360 ТК РФ основанием для проведения внеплановой проверки является не только обращение работника, но и заявление любого гражданина о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства.
2.3. Внеплановая проверка, проведенная на основании обращения работника в Государственную инспекцию труда, является законной
Решение Московского городского суда от 24 марта 2014 N 7-1520/14
Статьи 357 и 360 ТК РФ не содержат положений, препятствующих проведению государственными инспекторами труда внеплановых проверок в случае обращения граждан и представителей работников с заявлениями на нарушения прав и законных интересов работников со стороны работодателей.
2.4. ТК РФ не устанавливает особенностей для проведения внеплановой документарной проверки
Правоотношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и, в частности, порядок организации и проведения проверок юридических лиц, в настоящее время регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". При этом положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются лишь в прямо предусмотренных этим законом случаях (ч. 3, ч. 3.1 ст. 1 Закона). Статья 360 Трудового кодекса Российской Федерации каких-либо особенностей для проведения внеплановой документарной проверки, в том числе проводимой на основании обращений и заявлений граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не устанавливает.
2.5. Перечень оснований для проведения внеплановой проверки является исчерпывающим
Постановление Верховного Суда Республики Коми от 12 декабря 2014 г. по делу N 4А-542/2014
В соответствии со статьей 360 ТК РФ порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Указанная норма является отсылочной, в том числе к Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой проверки перечислен в части 2 статьи 10 указанного Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Трудового кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук С. Хаванским, Н. Абакумовой, О. Авдеевой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, Д. Губиным, Р. Давлетовым, С. Дубровиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, М. Крымкиной, М. Куликовой, В. Куличенко, А. Кусмарцевой, М. Михайлевской, М. Орловой, Д. Серебряковой, Л. Шабановой, О. Являнской, А. Янкович, А. Фроловой.