Энциклопедия судебной практики
Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
(Ст. 70.1 ЗК)
1. Понятие резервирования земель
1.1. Резервирование земель - это реализуемая в административном порядке процедура ограничения прав на землю и оборотоспособности земельных участков на определенный срок в целях решения государственных или местных задач
Под резервированием земель понимается реализуемая в определенном (административном) порядке процедура, при которой происходит ограничение прав на землю и оборотоспособности земельных участков на определенный срок в целях решения государственных или местных задач.
1.2. Резервирование земель - это одно из законных оснований ограничения права частной собственности
Судебная коллегия отклоняет довод жалобы о том, что решением органа местного самоуправления нарушено гарантированное Конституцией РФ право частной собственности, указанное право может быть ограничено в соответствии с федеральным законом, случай резервирования земель для строительства дорог общего пользования относится к именно таким случаям, при этом законом предусмотрен механизм компенсации нарушенного права в виде выкупа земельного участка.
1.3. Резервирование земель относится к числу ограничений и является предпосылкой к последующему изъятию участка для государственных или муниципальных нужд
Судебная коллегия соглашается с доводами заявителя о том, что принятие решения о резервировании земельного участка нарушает права и интересы собственника земельного участка вне зависимости от того, осуществлял ли он строительство объекта недвижимости в соответствии с утвержденными правилами либо с нарушением таких правил, поскольку последствием резервирования участка является ограничение прав пользования земельным участком.
Резервирование земель относится к числу ограничений и является предпосылкой к последующему изъятию участка для государственных или муниципальных нужд.
1.4. Резервирование земель не предполагает установления границ нового земельного участка и его государственный кадастровый учет
Резервирование земель не предполагает установление границ нового земельного участка и его государственный кадастровый учет.
1.5. ЗК РФ предусматривает возможность резервирования не земельного участка, а земель
Довод жалобы о возможности резервирования только индивидуально-определенного земельного участка основан на неверном толковании норм материального права. Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает резервирование не земельного участка, а земель.
1.6. Зарезервированный участок полностью либо частично утрачивает стоимость по сравнению с рыночной стоимостью до введения резервирования
Зарезервированный участок несомненно утрачивает полностью либо частично стоимость по сравнению с рыночной стоимостью до введения резервирования.
2. Основания резервирования земельных участков
2.1. Ст. 70.1 ЗК РФ предусматривает две возможные ситуации реализации процедуры резервирования
Положениями ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено две ситуации, когда возможна реализация процедуры резервирования:
- резервирование земель всех форм собственности, в том числе находящихся у граждан и юридических лиц. При такой конструкции резервирование имеет смысл только в связи с последующим изъятием земельных участков, что обусловлено ссылкой на установленные статьями 49 и 53 Земельного кодекса Российской Федерации случаи и порядок изъятия;
- резервирование земель, не предоставленных гражданам и юридическим лицам, устанавливает такие случаи, как размещение объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
2.2. Основания резервирования земель предусмотрены статьями 49, 86, 90, 95 ЗК РФ
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 декабря 2008 г. N Ф09-9139/08-С6
Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации (ст. 70.1 названного Кодекса).
Кроме того, основания резервирования земель предусмотрены положениями ст. 86, 90, 95 указанного Кодекса.
2.3. Решение о резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд не может быть произвольным
Суд кассационной инстанции признал правомерными данные выводы суда исходя из того, что решение о резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд не может быть произвольным.
2.4. Ограничения вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель устанавливаются только федеральными законами
Ограничения вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель устанавливаются только федеральными законами. Отдельные ограничения прав на землю в связи с резервированием уже установлены Земельным кодексом и некоторыми иными федеральными законами.
2.5. Установление порядка резервирования земельных участков правовыми актами субъекта РФ недопустимо
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2008 г. N 58-Г08-14
Согласно части 4 статьи 70.1 Земельного кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.
Из содержания оспариваемого закона Хабаровского края усматривается, что он осуществляет правовое регулирование порядка резервирования земель, которое в соответствии с федеральным законодательством является полномочием Российской Федерации.
Таким образом, субъект Российской Федерации при осуществлении оспариваемого правового регулирования превысил свои полномочия.
Из решения следует, что суд, признавая оспариваемый Закон недействующим в части установления порядка резервирования земель, исходил из того, что Закон согласно его названию и содержанию регулирует правоотношения в области резервирования земель, устанавливает порядок резервирования земель, который устанавливается федеральным законодательством (статьи 9, 70.1 Земельного кодекса РФ).
2.6. Проект планировки территории не является законным основанием для резервирования земель
Действующее законодательство не устанавливает положений о том, что проект планировки территории может являться основанием для резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
2.7. Решение о резервировании земель может быть принято в соответствии с генеральным планом населенного пункта
Согласно подпункту "а" пункта 3 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 (далее - Положение о резервировании земель), решение о резервировании земель принимается в соответствии с документацией по планировке территории.
В силу части 3 статьи 9, части 1 статьи 18 и части 3 статьи 23 ГрК РФ карты (схемы) планируемого размещения объектов местного значения входят в состав генеральных планов поселений и городских округов, которые являются документами территориального планирования указанных муниципальных образований и подлежат обязательному применению органами местного самоуправления при принятии решений.
Таким образом, решение о резервировании земель, расположенных в границах городского округа, может быть принято уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с генеральным планом городского округа.
На основании подпункта "а" пункта 3 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 (далее - Положение о резервировании земель), решение о резервировании земель принимается в том числе в соответствии с документацией по планировке территории.
К числу документов территориального планирования городских округов относятся генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 ГСК РФ).
По смыслу приведенных норм ГСК РФ и Положения о резервировании земель решение о резервировании земель для размещения объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах городского округа, может быть принято соответствующим органом местного самоуправления только в полном соответствии с генеральным планом городского округа.
2.8. Решение о резервировании, принятое до обращения лица с заявлением о выкупе земельного участка, является основанием для отказа в предоставлении участка в собственность
В п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что выкупу земельного участка может препятствовать резервирование участка для государственных или муниципальных нужд на основе акта о резервировании, утвержденного до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе участка.
Таким образом, основанием для отказа собственнику недвижимого имущества в приватизации расположенного под объектом недвижимости земельного участка может служить решение о резервировании земельного участка для муниципальных нужд, принятое до обращения лица с соответствующим заявлением.
2.9. Генеральный план развития населенного пункта, утвержденный до обращения заинтересованного лица с заявлением о выкупе, считается достаточным основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 марта 2012 г. N 15372/11
Суды сослались на пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", согласно которому правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что, рассматривая дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Приведенными в абзаце 4 пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", согласно которым правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
При разрешении споров, связанных с приобретением в собственность земельных участков на основании правил ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
В силу пункта 4 постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
2.10. Включение земельного участка в резервируемые земли после обращения лица о его выкупе не препятствует предоставлению этого участка в собственность
Поскольку земельный участок включен в резервируемые земли после обращения предпринимателя с заявлением о выкупе земельного участка, апелляционный суд пришел к правильному выводу о незаконности отказа администрации в предоставлении в собственность предпринимателю указанного земельного участка.
3. Последствия резервирования для собственников земельных участков
3.1. Возможность резервирования не зависит от существования каких-либо прав обладателей земельных участков, подпадающих в зону резервирования
Резервирование земель для муниципальных нужд возможно в случаях, установленных ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно при размещении объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, в том числе и для размещения автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
При этом действующее законодательство не ставит возможность резервирования земельных участков по данному основанию в зависимость от существования каких-либо прав обладателей земельных участков, подпадающих в зону резервирования.
3.2. Согласия лица, чей земельный участок подлежит резервацию, не требуется
Резервирование земельного участка осуществляется в публичных интересах. Такое действие не требует согласия лица, чей земельный участок резервируется для муниципальных нужд, и является юридически значимым фактом, регистрация которого в установленном законом порядке обязательна.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что реализация полномочия на резервирование земельного участка с последующей обязательной государственной регистрацией такого обременения не может быть поставлена в зависимость от волеизъявления правообладателя на государственную регистрацию его прав, в том числе ранее возникших.
3.3. Резервирование земельного участка является одним из оснований для отказа в его выкупе лицу, являющемуся собственником находящихся на этом участке зданий, строений, сооружений
Основания для отказа в выкупе земельного участка лицу, являющемуся собственником находящихся на земельном участке зданий, строений, сооружений, предусмотрены статьей 27, пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ, статьей 70.1 ЗК РФ. Такими основаниями являются: изъятие земельного участка из оборота; ограничение земельного участка в обороте; резервирование участка в установленном порядке для государственных и муниципальных нужд.
Исходя из положений статьи 27, пункта 4 статьи 28, статьи 70.1 Земельного кодекса РФ основаниями для отказа в выкупе земельного участка собственнику находящихся на земельном участке зданий, строений, сооружений являются изъятие земельного участка из оборота, ограничение земельного участка в обороте, резервирование участка в установленном порядке для государственных и муниципальных нужд.
3.4. Собственник недвижимости, расположенной на земельном участке, включенном в зарезервированную территорию, имеет право на использование этого участка
Поскольку истец является собственником объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, включенном в зарезервируемую территорию, в силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ имеет право на использование этого земельного участка.
3.5. Само по себе решение о резервировании земельного участка не является основанием для возмещения убытков собственникам, землепользователям, землевладельцам и арендаторам таких участков
Само по себе решение о резервировании того или иного земельного участка согласно Правилам не является основанием для возмещения убытков собственникам, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, поскольку основаниями для такого возмещения в соответствии с п.п. 2 и 3 Правил могут быть соглашение о временном занятии земельного участка между собственником, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка; акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника, землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сервитуте; акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд; акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц; решение суда.
3.6. Собственник зарезервированного земельного участка не вправе потребовать у публично-правового образования принудительного выкупа такого участка
Действующее российское законодательство не предусматривает права собственника зарезервированного земельного участка потребовать у публично-правового образования принудительного выкупа такого участка, чем нарушается общественный и частный баланс интересов (поскольку компенсацию стоимости участка собственник может получить только при реализации публично-правовым образованием его права на изъятие земельного участка путем его выкупа (статья 49 Земельного кодекса Российской Федерации), но и не препятствует обращению в суд с иском о взыскании убытков, связанных с частичной утратой прав собственника.
4. Особенности резервирования земельных участков
4.1. Процедура резервирования земель предполагает соблюдение баланса публичного и частного интересов
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 февраля 2015 г. N 5-АПГ15-1
Ограничение права собственности [на зарезервированный земельный участок] по основаниям, установленным законом, допускается, если этим преследуются общественные интересы, и при установлении ограничений права собственности будет соблюден баланс публичных и частных интересов.
Ограничение права собственности [на зарезервированный земельный участок] по основаниям, установленным законом, допускается, если этим преследуются общественные интересы, и при установлении ограничений права собственности будет соблюден баланс публичных и частных интересов.
4.2. Резервирование земель допускается только в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных другим лицам в землепользование
По смыслу указанных положений [статей 49, 56, 56.1, ст. 70.1 ЗК РФ] резервирование земель допускается только в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных другим лицам в землепользование, а также в случае строительства объектов, поименованных в подп. 2 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
4.3. Резервирование земельных участков для размещения объектов, обеспечивающих безопасность населения, возможно на земельных участках, предоставленных физическим или юридическим лицам
Размещение гидротехнического сооружения возможно исключительно вблизи водоемов, и их создание направлено на обеспечение безопасности населения от чрезвычайных ситуаций природного характера и при использовании водных ресурсов. Особая важность гидротехнических сооружений обусловлена установлением повышенных мер безопасности к их строительству и последующей эксплуатации с введением особого вида надзора за их использованием.
Поскольку гидротехническое сооружение относится к объектам, обеспечивающим безопасность населения, то в силу статей 49, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земельных участков для их размещения возможно в том числе на земельных участках, предоставленных физическим или юридическим лицам.
4.4. Ограничения прав на земельный участок, возникшие на основании акта о резервировании земель, подлежат государственной регистрации
Ограничения прав на земельный участок, возникшие на основании акта о резервировании земель, подлежат государственной регистрации в силу ст. 56 ЗК. Не прошедшие государственной регистрации ограничения, указанные в акте о резервировании земель для публичных нужд, не влекут предусмотренных законом обременений для собственников, пользователей, землевладельцев и арендаторов этих участков.
4.5. В отношении приватизации зарезервированного земельного участка установлен запрет
В отношении приватизации зарезервированного земельного участка установлен запрет.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемый отказ неправомерно ограничивает право заявителя, предусмотренное ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему нежилое строение, является несостоятельным, поскольку абз. 2 п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Данный случай не относится к установленным федеральным законом исключениям. Кроме того, запрет на приватизацию зарезервированных земельных участков для муниципальных нужд закреплен также в ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Действующее законодательство не содержит запрета на приватизацию земельных участков, на которых проектами планировки территорий только планируется размещение каких-либо объектов, позволяющих отнести земельные участки к землям общего пользования. Единственным исключением из этого правила является резервирование таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд согласно п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ.
Действующее законодательство не содержит запрета на приватизацию земельных участков, на которых проектами планировки территорий только планируется размещение каких-либо объектов, позволяющих отнести земельные участки к землям общего пользования. Единственным исключением из этого правила является резервирование таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд согласно пункту 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
4.6. Ограничения на строительство новых объектов, проведение оросительных и иных мелиоративных работ вводятся из-за того, что такие действия увеличивают стоимость земельного участка, изъятие которого предполагается в будущем
Собственник зарезервированного участка, продолжая нести публичные обязанности, связанные с владением таким участком, не вправе осуществлять строительство на земельном участке и реконструкцию имеющихся объектов недвижимости.
Права собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков по возведению зданий, строений, сооружений, по проведению мелиоративных работ, строительству прудов и иных водных объектов могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд. Ограничение на совершение именно этих действий связано с тем, что строительство новых объектов, проведение оросительных, культурно-технических и иных мелиоративных работ увеличивают стоимость земельного участка, изъятие которого предполагается в будущем.
4.7. Установленные ст. 70.1 ЗК РФ сроки резервирования земель являются пресекательными
Согласно пункту 3 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем на семь лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет.
Таким образом, указанные сроки резервирования земель установлены императивно и являются пресекательными.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 мая 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.