Энциклопедия судебной практики
Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним
(cт. 9 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (за исключением ст. 31.1) признан утратившим силу с 1 января 2017 г.
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ п. 1 ст. 9 дополнен абзацем следующего содержания:
"В случае передачи полномочий федерального органа в области государственной регистрации для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 10.1 настоящего Федерального закона органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации."
1. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не вправе осуществлять государственную регистрацию объектов, регистрация которых не предусмотрена законодательством
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Законодательство не предусматривает государственной регистрации прав на сборно-разборные конструкции, не являющиеся недвижимым имуществом. При таких обстоятельствах уполномоченный орган не вправе был осуществлять государственную регистрацию права собственности ответчика на спорный щитовой домик.
2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не вправе восполнять содержание правоустанавливающего документа
Постановление ФАС Уральского округа от 15.09.2005 г. N Ф09-2978/05-С6 по делу N А71-1131/2004.
Поскольку орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не вправе восполнять содержание правоустанавливающего документа, регистратор прав на недвижимое имущество и сделок с ним должен был предпринять меры по получению дополнительных сведений и устранения противоречий. В случае, если причины, препятствующие государственной регистрации прав, не устранены, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав (ст. 19 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество проводится только при подтверждении бесспорности прав у заявителя
К компетенции федерального органа в области государственной регистрации прав относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Органы государственной регистрации прав производят регистрацию только бесспорных прав на недвижимость.
К компетенции федерального органа в области государственной регистрации прав относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Органы государственной регистрации прав производят регистрацию только бесспорных прав на недвижимость.
4. Соответствующий закону отказ в регистрации прав на недвижимое имущество органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не может нарушать права и интересы заявителя
Постановление ФАС Московского округа от 23 мая 2012 г. по делу N А41-11626/201
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации представленные на государственную регистрацию документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Представленное на государственную регистрацию приложение N 2 к договору аренды не соответствуют таким требованиям.
В связи с чем Управление Росреестра обоснованно отказало в государственной регистрации приложения N 2 к договору.
Соответствующий закону отказ органа не может нарушать права и интересы заявителя.
5. Контроль за соблюдением порядка предоставления земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования не входит в компетенцию органов, осуществляющих государственную регистрацию прав
Постановление ФАС Центрального округа от 24 сентября 2012 г. по делу N А64-9219/2011
[Приказ Комитета по Управлению имуществом области от 21.12.2010 N 744 "О предоставлении Учреждению земельного участка, является предметом прокурорского надзора.
Учитывая вышеизложенное, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу, что] контроль за соблюдением порядка предоставления земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, не входит в компетенцию органов осуществляющих государственную регистрацию прав и выходит за рамки правовой экспертизы, которая проводится в соответствии со статьей 13 Закона N 122-ФЗ.
6. Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
7. В компетенцию органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не входит проверка соблюдения участниками сделки обязательств, являющихся следствием указанной сделки
Из материалов дела видно, что договор купли-продажи недвижимого имущества заключен между заявителями с условием рассрочки платежа с использованием средств материнского капитала, после перечисления Пенсионным Фондом Российской Федерации средств материнского капитала на лицевой счет "продавца", "покупатель" обязуется оформить на супруга и детей часть недвижимости в равных долях в общую собственность. При этом проверка соблюдения участниками сделки обязательств, являющихся следствием совершения указанной сделки, в компетенцию органа, осуществляющего государственную регистрацию, не входит.
8. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не вправе оспаривать в судебном порядке право гражданина на недвижимое имущество, поскольку права органа в данном случае не нарушаются
Кассационное определение Ростовского областного суда от 05.05.2011 г. по делу N 33-5996.
Как следует из материалов дела, Росреестр обратился в суд с иском к [Гражданину] о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности, фактически оспаривая право [Гражданина] на получение земельного участка в собственность в упрощенном порядке.
В то же время, как следует из материалов дела, а также полномочий Росреестра, предусмотренных ст. 10 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Росреестр не вправе оспаривать в судебном порядке право гражданина, в данном случае [Гражданина], на недвижимое имущество, поскольку Росреестр собственником спорного земельного участка не является, а указанная выше норма закона таких полномочий Росреестра в защиту иных лиц не содержит.
9. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не вправе самостоятельно изменять назначение объектов недвижимости
В силу ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Управление Росреестра не вправе самостоятельно изменять назначение объектов недвижимости, права на которое зарегистрированы в ЕГРИП.
10. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не вправе заключать договор приватизации жилого помещения
Судом оставлены без внимания положения статьи 7 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в соответствии с которой, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Управление Росреестра по области к числу указанных лиц, имеющих право на заключение с гражданином договора приватизации жилого помещения, не относится.
11. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не может быть ответчиком в споре о наследовании жилых помещений
В силу пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, вправе осуществлять только деятельность, предусмотренную настоящим Федеральным законом.
Исходя из изложенного, органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество по делу в спорах по делам о наследовании жилых помещений ответчиками являться не могут, поскольку не имеют какого-либо материально-правового интереса к данному имуществу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2017 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" использованы авторские материалы, предоставленные П. Шумилиным, М. Михайлевской, Е. Комлевым, М. Азымовой, И. Мазуриной.