Энциклопедия судебной практики
Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
(Ст. 55 ЗК)
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 55 ЗК признана утратившей силу с 1 апреля 2015 г. и заменена главой VII.1
1. Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
1.1. Под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности РФ, субъекта РФ или МО, связанные с обстоятельствами, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков
Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений).
1.2. Положения ст. 55 ЗК РФ применяются только в случае изъятия земельных участков публичными образованиями у частных собственников
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 октября 2011 г. N ВАС-9987/11
Из совокупного толкования положений статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 49, 55 и 63 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что указанные нормы применяются исключительно к ситуациям, при которых изъятие земельного участка осуществляется публичным образованием соответствующего уровня у частных собственников - граждан и юридических лиц.
Земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, уже используются для публичных (общественно-значимых) нужд. Изъятие таких участков другим публичным собственником повлекло бы прекращение их использования для соответствующих публичных нужд, что невозможно осуществить в порядке, урегулированным гражданским законодательством.
1.3. Положения ст. 55 ЗК РФ не подлежат применению в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и подлежащих передаче от одного федерального органа другому
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 июня 2013 г. N ВАС-7496/13
Поскольку спорный земельный участок относится к федеральному уровню собственности, из совокупного толкования положений статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 49, 55 и 63 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что установленные ими правила об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд не подлежат применению в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и подлежащих передаче от одного федерального органа другому.
1.4. Не допускается понуждение органа публичной власти к изъятию земельного участка при отсутствии необходимости его использования для государственных нужд
По смыслу положений гражданского и земельного законодательства понуждение органа публичной власти к изъятию земельного участка при отсутствии необходимости его использования для государственных нужд не допускается.
1.5. Изъятие земельного участка в порядке ст. 55 ЗК РФ у гражданина-землевладельца для предоставления другому гражданину не допускается
Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 21 января 2014 г. по делу N 33-7425/2014
Из ст. ст. 52, 55 ЗК РФ, действовавших на момент изъятия у него земельного участка, следует, что выкуп земельных участков у собственников и землевладельцев могли производиться только для государственных или общественных нужд после выделения по их желанию местным Советом народных депутатов равноценного земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями, организациями, для которых отводился земельный участок, жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых.
Изъятие земельного участка у гражданина-землевладельца для предоставления другому гражданину не предусматривалось действующим земельным законодательством.
Ни земельный участок в целом, ни часть земельного участка не могли быть у него изъяты муниципальными органами власти для предоставления какому-либо гражданину.
1.6. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд должно осуществляться возмездно
Из содержания [ст. 55 ЗК РФ] усматривается, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется возмездно.
1.7. Длительное неиспользование земельного участка не является основанием для его изъятия в порядке ст. 55 ЗК РФ
В обоснование изъятия спорного земельного участка для муниципальных нужд администрация сослалась на постановление мэра, решение городской Думы, а также на длительное не освоение участков региональным центром переподготовки офицеров.
Факт длительного неиспользования земельных участков не является основанием для их изъятия в порядке, предусмотренном статьей 55 Земельного кодекса Российской Федерации.
1.8. Положения ст. 55 ЗК РФ распространяются на случаи изъятия для государственных или муниципальных нужд земельных участков, переданных в аренду
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 июля 2011 г. N 2379/11
Из системного толкования норм Гражданского кодекса и Земельного кодекса можно сделать вывод о том, что применение норм, регулирующих изъятие земельных участков, может быть распространено и на случаи, когда для государственных или муниципальных нужд требуется земельный участок, переданный в аренду.
Применение к праву владения и пользования земельным участком, возникшему на основании договора аренды, института выкупа для государственных или муниципальных нужд обеспечивает наиболее полную защиту интересов арендатора земельного участка, поскольку обеспечивает использование для прекращения арендных отношений механизма изъятия земельного участка, устанавливающего не только баланс интересов сторон, но и гарантирующего интересы лица, чье право будет прекращено в результате выкупа.
Применение норм, регулирующих изъятие земельных участков, может быть распространено и на случаи, когда для государственных или муниципальных нужд требуется земельный участок, переданный в аренду.
Применение к праву владения и пользования земельным участком, возникшему на основании договора аренды, института выкупа для государственных или муниципальных нужд обеспечивает наиболее полную защиту интересов арендатора земельного участка, поскольку обеспечивает использование для прекращения арендных отношений механизма изъятия земельного участка, устанавливающего не только баланс интересов сторон, но и гарантирующего интересы лица, чье право будет прекращено в результате выкупа.
Системное толкование норм Гражданского кодекса и Земельного кодекса позволило сделать вывод о том, что применение норм, регулирующих изъятие земельных участков у собственников, может быть распространено и на случаи, когда для государственных или муниципальных нужд требуется земельный участок, переданный в аренду.
Применением к праву владения и пользования земельным участком, возникшему на основании договора аренды, института выкупа для государственных или муниципальных нужд обеспечивается наиболее полная защита интересов арендатора земельного участка; при этом для прекращения арендных отношений используется механизм изъятия земельного участка, гарантирующий соблюдение не только баланса интересов сторон, но и интересов лица, чье право будет прекращено в результате выкупа.
2. Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
2.1. Изъятие земельного участка для муниципальных нужд проводится в несколько этапов
Процедура изъятия земельного участка для государственных нужд предполагает несколько этапов: принятие решения об изъятии земельного участка, уведомление лица, у которого подлежит изъятию земельный участок, об изъятии, регистрация решения в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок, предварительное и равноценное возмещение стоимости земельного участка, непосредственно изъятие.
2.2. Фактическому изъятию земельного участка должно предшествовать решение об изъятии земельного участка в виде его выкупа
При принятии решения необходимо исходить из системного толкования положений статей 49, 55, 63 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 279 ГК РФ, согласно которому решение об изъятии земельного участка в виде его выкупа предшествует фактическому изъятию земельного участка и строительству объекта.
2.3. В муниципальных образованиях правом изымать земельные участки для муниципальных нужд могут наделяться и представительные, и исполнительные органы местного самоуправления
В муниципальных образованиях полномочиями по изъятию земельных участков для муниципальных нужд могут наделяться как представительные, так и исполнительные органы местного самоуправления, компетенция которых определяется уставом муниципального образования, иными нормативными правовыми актами местного самоуправления.
2.4. Взимание платы за получение согласия на изъятие земельного участка законом не предусмотрено
Ни гражданским законодательством, ни земельным законодательством не предусмотрено взимание платы за получение согласия на изъятие земельного участка.
2.5. Изъятие земельного участка по существу является сделкой купли-продажи имущества
Изъятие земельного участка является способом принудительного отчуждения имущества, по существу представляет собой сделку купли-продажи имущества по цене, определенной в порядке, установленном ст. 281-282 ГК РФ.
Изъятие земельного участка влечет прекращение права собственности собственника земельного участка, у которого данное имущество изымается, и возникновение данного права у публично-правового образования, в пользу которого производится изъятие для государственных (муниципальных) нужд.
2.6. Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка и все убытки, причиняемые собственнику изъятием данного участка
Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу пункта 2 статьи 281 ГК РФ и пункта 4 статьи 63 ЗК РФ включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 марта 2014 г. N 82-КГ13-5
Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу п. 2 ст. 281 ГК Российской Федерации и п. 4 ст. 63 Земельного кодекса Российской Федерации включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нём недвижимого имущества, а также все убытки, причинённые собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесёт в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Постановление Президиума Московского областного суда от 19 марта 2014 г. по делу N 44г-97/14
Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу пункта 4 статьи 63 ЗК РФ и пункта 2 статьи 281 ГК РФ включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу пункта 2 статьи 281 ГК РФ и пункта 4 статьи 63 Земельного кодекса РФ включается рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
2.7. При наличии разногласий между собственником земельного участка и уполномоченным органом стоимость изымаемого объекта определяется судом исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11
В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости, установленной в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" на момент рассмотрения спора.
Постановление Президиума Московского областного суда от 19 марта 2014 г. по делу N 44г-97/14
Если между сторонами не достигнуто соглашение о выкупной цене земельного участка, его рыночная стоимость определяется судом на момент рассмотрения спора.
Если собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
2.8. Собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, не вправе требовать выкупа у него земельного участка
У собственника земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, отсутствует право требовать выкупить у него земельный участок (в отличие от государственных органов, принявших решение об изъятии земельного участка); собственник земельного участка имеет право на компенсацию убытков, причиненных изъятием земельного участка; общество избрало ненадлежащий способ защиты права, что является основанием для отказа в иске.
2.9. Землевладельцы и землепользователи не вправе самостоятельно определять место расположения земель, предоставляемых взамен постоянно изъятых участков
Нормами Земельного кодекса Российской Федерации землевладельцам и землепользователям не предоставлено право самостоятельно определять место расположения земель, предоставляемых взамен постоянно изъятых участков.
2.10. Законом не предусмотрено, что предоставляемый взамен изъятому земельный участок должен быть с таким же видом разрешенного использования, что и изъятый
Действующее законодательство предусматривает возможность заключения соглашения с собственником изымаемого земельного участка о предоставлении ему другого участка с зачетом его стоимости в выкупную цену; при этом выкупная стоимость изымаемого земельного участка определяется рыночной ценой и включает в себя все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка. Действующее законодательство не предусматривает, что предоставляемый земельный участок взамен изъятому земельному участку должен быть с таким же видом разрешенного использования, что и изъятый, поскольку понятие "равноценные" в данном случае предполагает "как одинаковые по стоимости".
2.11. Процесс изъятия земельного участка, находящегося в аренде, следует отличать от предусмотренной ст. 622 ГК РФ процедуры возврата арендованного имущества арендодателю
Учитывая изложенное, является неправомерной ссылка заявителя кассационной жалобы на неприменение судом статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации, так как фактически имеет место не изъятие земельного участка, находящегося в аренде у предпринимателя, при котором законодательство предусматривает компенсацию, а возврат арендодателю имущества по правилам статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации.
2.12. Для изъятия части земельного участка необходимо провести работы по образованию нового земельного участка
Учитывая необходимость государственной регистрации решения об изъятии земельного участка для государственных нужд, в случае принятия уполномоченным органом решения об изъятии части участка сведения об этой части участка должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости.
По смыслу ст. ст. 49, 55 ЗК РФ предметом соглашения о выкупе часть земельного участка не может являться, в связи с чем в случае необходимости изъятия части земельного участка требуется проведение работ по образованию новых земельных участков в соответствии с главой 1.1 Земельного кодекса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июля 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.