Энциклопедия судебной практики
Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений
(Ст. 9 ЗК)
1. Органом, уполномоченным от имени РФ по распоряжению земельными участками, относящимися к федеральной собственности, является Управление Росимущества
Управление Росимущества является органом, обладающим полномочиями на совершение действий, направленных на предоставление земельного участка на основании заявления управомоченного лица, именно на него возложены полномочия Российской Федерации по распоряжению земельными участками, относящимися к федеральной собственности в силу ст. 9, 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
2. Органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, расположенными на территории субъекта РФ и находящимися в федеральной собственности, является Территориальное управление Росимущества по субъекту
Руководствуясь пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, Типовым положением о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 (зарегистрирован в Минюсте России 09.12.2008 N 12804), Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в рассматриваемом крае, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, с которым соглашается суд кассационной инстанции, о том, что исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности и расположенными на территории данного края, является Территориальное управление, поэтому оно правомочно принять решение о продаже спорного земельного участка, осуществляя от имени государства права собственника по владению, пользованию и распоряжению спорным имуществом.
В соответствии с частью 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
Отклоняя довод управления [Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в субъекте РФ] об отсутствии у него полномочий по продаже земельных участков федеральной собственности без поручения Росимущества, суд апелляционной инстанции с учетом положений пунктов 4, 5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, приказа Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 694 "О внесении изменений в типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.12.2011 N 22889), исходил из того, что отсутствие поручения Росимущества не может служить препятствием для реализации права собственников объектов недвижимости на приватизацию земельного участка, предоставленного им федеральным законодательством.
На основании изложенного апелляционный суд правомерно признал управление уполномоченным органом по решению вопроса о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право его аренды.
3. Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения прав на землю, частью 2 статьи 9 ЗК РФ не регулируется
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 ноября 2006 г. N Ф09-9160/06-С6
Частью 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, до распоряжения прав на землю названной нормой права не регулируется.
4. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, может быть заключен только на основании решения уполномоченного государственного органа
Материалами дела подтверждено, что собственником спорного земельного участка является Российская Федерация.
Таким образом, договор аренды этого участка может быть заключен только на основании решения уполномоченного государственного органа.
5. Субъекты РФ не вправе осуществлять правовое регулирование порядка резервирования земель
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2008 г. N 58-Г08-14
Из содержания закона субъекта Российской Федерации усматривается, что он осуществляет правовое регулирование порядка резервирования земель, которое в соответствии с федеральным законодательством является полномочием Российской Федерации.
Таким образом, субъект Российской Федерации при осуществлении оспариваемого правового регулирования превысил свои полномочия.
6. Предоставление земельного участка относится к исполнительно-распорядительным функциям органов государственной власти и местного самоуправления
Предоставление земельного участка относится к исполнительно-распорядительным функциям органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку связано с правом предоставления земельных участков, т.е. компетенцией (ст. ст. 9 - 11 Земельного кодекса РФ), так как выражает правомочие распоряжения собственника.
Предоставление земельного участка относится к исполнительно-распорядительным функциям органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку связано с правом предоставления земельных участков, т.е. компетенцией (ст. 9 - 11 ЗК РФ), так как выражает правомочие распоряжения собственника.
7. Орган местного самоуправления полномочиями по утверждению акта выбора земельного участка, находящегося в государственной собственности, и принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, не обладает
Установив, что земельный участок является федеральной собственностью (расположен в границах второй зоны санитарной охраны курорта федерального значения), апелляционный суд пришел к выводу, что полномочным органом по утверждению акта выбора этого участка и принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта является орган местного самоуправления (администрация). Данный вывод суда противоречит нормам материального права.
8. Орган местного самоуправления вправе осуществлять функции по обеспечению выбора земельного участка, информированию населения и оформлению акта о выборе земельного участка для строительства, но не вправе принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта
Рассматривая заявление казачьего общества, принимая решение о предварительном согласовании места размещения объекта, администрация не обладала полномочиями собственника в отношении федерального имущества. Ее функции ограничивались обеспечением выбора земельного участка, информированием населения и оформлением акта о выборе земельного участка для строительства.
Таким образом, решение администрации о предварительном согласовании места размещения объекта принято в противоречие статьям 9, 29, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
9. Органы местного самоуправления полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, не обладают
Разрешая спор, суд пришел к правомерному выводу о том, что администрация не обладала полномочиями по распоряжению земельным участком, относящимся к федеральной собственности. Суд в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно признал недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка, как совершенный с нарушением требований пункта 1 статьи 125, статьи 209, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации.
10. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, за исключением случаев предусмотренных законом.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, осуществляется органом местного самоуправления городского округа.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Поскольку государственная собственность на данный земельный участок не разграничена, то распоряжение им осуществляет органом местного самоуправления.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
11. Договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, признается ничтожным, если в границах такого земельного участка находится водный объект, находящийся в федеральной собственности
Поскольку предоставление в аренду земельного участка на основании оспариваемого договора аренды произведено без учета факта нахождения в границах этого участка водного объекта федеральной собственности, указанный договор аренды правомерно на основании статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации признан недействительной (ничтожной) сделкой, как не соответствующий статье 9 Земельного кодекса Российской Федерации и статьями 8, 24 Водного кодекса Российской Федерации.
12. Право сдачи в аренду особо охраняемой природной территории принадлежит только собственнику такой территории - органу государственной власти
Судами установлено, что спорный земельный участок предоставлен учреждению в постоянное (бессрочное) пользование и входит в состав особо охраняемой природной территории (национального парка).
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.
При указанных обстоятельствах суды правомерно сделали вывод о ничтожности договора аренды, как не соответствующего пункту 1 статьи 125, статье 209, пункту 3 статьи 214, статье 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 9, пункту 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации.
13. Договор аренды, арендодателем которого выступает орган местного самоуправления, заключенный в отношении земельного участка, находящегося в федеральной собственности, признается ничтожным
Разрешая спор, суд пришел к правомерному выводу о том, что администрация не обладала полномочиями по распоряжению земельным участком, относящимся к федеральной собственности. Суд в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно признал недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка, как совершенный с нарушением требований пункта 1 статьи 125, статьи 209, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 октября 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.