Энциклопедия судебной практики
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг
(Ст. 160 ЖК)
1. Компенсация по ст. 160 ЖК РФ является мерой социальной поддержки
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (статья 160 ЖК РФ).
Например, ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения предоставляется ветеранам, инвалидам войны, ветеранам боевых действий и др. (подпункт 4 пункта 1 статьи 13, подпункт 8 пункта 1 статьи 14, подпункт 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах").
По смыслу вышеуказанных норм [в т.ч. ст. 160 ЖК РФ] компенсация понесенных расходов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги является мерой социальной поддержки наименее защищенных категорий населения, в частности инвалидов.
По смыслу вышеуказанных норм [в т.ч. ст. 160 ЖК РФ] компенсация понесенных расходов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги является мерой социальной поддержки наименее защищенных категорий населения, в частности инвалидов.
Компенсация части понесенных расходов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги является мерой социальной поддержки наименее защищенных категорий населения.
По смыслу приведенных выше норм [в т.ч. ст. 160 ЖК РФ] материального права, компенсация понесенных расходов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги является мерой социальной поддержки, в частности инвалидов, и предоставляется на заявительной основе органами социальной защиты после того, как гражданин, имеющий право на компенсацию, произведет расходы на оплату жилого помещения и коммунальные услуги.
По смыслу вышеуказанных норм [в т.ч. ст. 160 ЖК РФ] компенсация понесенных расходов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги является мерой социальной поддержки наименее защищенных категорий населения, в частности инвалидов.
Исходя из содержания приведенных выше норм [в т.ч. ст. 160 ЖК РФ] материального права, компенсация понесенных расходов на оплату коммунальных услуг является мерой социальной поддержки, в частности инвалидов, и предоставляется на заявительной основе органами социальной защиты после того, как гражданин, имеющий право на компенсацию, понесет расходы на оплату коммунальных услуг.
По смыслу ч. 3 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 10 ст. 3 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" компенсация понесенных расходов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги является мерой социальной поддержки ветеранов труда.
По смыслу приведенных выше норм материального права [в т.ч. ст. 160 ЖК РФ] компенсация понесенных расходов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги является мерой социальной поддержки, в частности инвалидов, и предоставляется на заявительной основе органами социальной защиты после того, как гражданин, имеющий право на компенсацию, произведет расходы на оплату жилого помещения и коммунальные услуги.
2. Компенсации по ст. 160 ЖК РФ могут предоставляться только в денежной форме
Поскольку в статье 160 Жилищного кодекса РФ говорится о предоставлении компенсаций понесенных гражданами расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, такие компенсации могут предоставляться только в денежной форме.
Иными словами, сущность компенсационного механизма заключается в том, что сначала гражданин, имеющий право на компенсацию, несет в полном размере расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а потом часть его расходов или все расходы на эти цели компенсируются предоставляемой такому гражданину денежной выплатой.
Учитывая, что компенсация [расходов на оплату жилых помещений и коммунальных слуг] предоставляется в денежной форме, невыполнение гражданином платежных обязательств, в отношении которых ему по законодательству положена компенсация, приводит к отсутствию у него соответствующих расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги и, следовательно, отпадает основание для выплаты компенсации таких расходов, и возникает основание для её приостановления.
Поскольку в статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации указано о предоставлении компенсаций понесенных гражданами расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, такие компенсации могут предоставляться только в денежной форме.
Таким образом, сущность компенсационного механизма заключается в том, что гражданин, имеющий право на компенсацию, несет в полном размере расходы на оплату коммунальных услуг, при этом часть его расходов или все расходы на эти цели компенсируются предоставляемой такому гражданину денежной выплатой.
Поскольку в статье 160 Жилищного кодекса РФ говорится о предоставлении компенсаций понесенных гражданами расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, такие компенсации могут предоставляться только в денежной форме.
3. Льготы по ст. 160 ЖК РФ предоставляются только, когда получатель такой льготы добросовестно исполняет свою обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг
По смыслу вышеуказанных норм компенсация понесенных расходов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги является мерой социальной поддержки наименее защищенных категорий населения, в частности инвалидов, и предоставляется только при отсутствии задолженности по этим платежам, то есть в том случае, когда получатель такой льготы добросовестно исполняет свою обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в целом.
По смыслу вышеуказанных норм [в т.ч. ст. 160 ЖК РФ] компенсация понесенных расходов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги является мерой социальной поддержки наименее защищенных категорий населения, в частности инвалидов, и предоставляется только при отсутствии задолженности по этим платежам, то есть в том случае, когда получатель такой льготы добросовестно исполняет свою обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в целом.
Компенсация части понесенных расходов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги является мерой социальной поддержки наименее защищенных категорий населения, и предоставляется только при отсутствии задолженности по этим платежам, то есть в том случае, когда получатель такой льготы добросовестно исполняет свою обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в целом, что должно быть подтверждено соответствующими документами.
По смыслу вышеуказанных норм [в т.ч. ст. 160 ЖК РФ] компенсация понесенных расходов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги является мерой социальной поддержки наименее защищенных категорий населения, в частности инвалидов, и предоставляется только при отсутствии задолженности по этим платежам, то есть в том случае, когда получатель такой льготы добросовестно исполняет свою обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в целом.
По смыслу ч. 3 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсация понесенных расходов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги является мерой социальной поддержки ветеранов труда, которая предоставляется только при отсутствии задолженности по этим платежам, то есть в том случае, когда получатель такой льготы добросовестно исполняет свою обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в целом.
Компенсация части понесенных расходов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги является мерой социальной поддержки наименее защищенных категорий населения и предоставляется только при отсутствии задолженности по этим платежам, то есть в том случае, когда получатель такой льготы добросовестно исполняет свою обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в целом, что должно быть подтверждено соответствующими документами.
4. Срок предоставления компенсаций по ст. 160 ЖК РФ федеральным законодательством не предусмотрен
Постановление Конституционного суда РТ от 18 марта 2009 г. N 33-П
Предоставление субсидий-льгот основано на части первой статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Как следует из содержания данной нормы, федеральный закон не устанавливает каких-либо сроков предоставления гражданам указанных компенсаций.
5. Компенсация за съем жилого помещения специальной категорией граждан не может быть осуществлена из средств наймодателя
Апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 14 января 2014 г.
В соответствии со ст. 160 ЖК РФ правильно указано, что компенсация за съем жилого помещения специальной категорией граждан не может быть осуществлена из средств лица, сдающего в наем помещение для проживания.
6. Льготы по ст. 159 ЖК РФ и ст. 160 ЖК РФ являются различными формами социальной поддержки населения
Решение Челябинского областного суда от 22 декабря 2010 г. по делу N 3-143/2010
Анализ положений ст. 159 и ст. 160 Жилищного кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемых для расчета мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, и региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемой для расчета субсидий, различны по своей правовой природе. Предусмотренная федеральным законом скидка инвалидам при оплате жилья и коммунальных услуг и предоставление гражданам субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг являются различными формами социальной поддержки населения действующим законодательством.
7. Получение или неполучение гражданином уведомления о наличии у него задолженности по оплате коммунальных расходов не влияет на приостановление социальной выплаты в связи с наличием данной задолженности
Статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных слуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Закон не связывает правовых последствий с получением или неполучением гражданином уведомления о наличии у него задолженности по оплате коммунальных расходов, поскольку обязанность их оплаты в полном объеме и своевременно возникает в силу прямого указания закона - раздела семь Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что компенсация предоставляется в денежной форме, невыполнение гражданином платежных обязательств, в отношении которых ему по законодательству положена компенсация, приводит к отсутствию у него соответствующих расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги и, следовательно, отпадает основание для выплаты компенсации таких расходов и возникает основание для её приостановления.
8. Передача РФ своих полномочий по выплате мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 160 ЖК РФ, субъектам РФ не свидетельствует о правомерности установления иных, чем предусмотрено федеральным законодательством, условий их предоставления
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 июня 2015 г. N 53-АПГ15-24
Ссылка суда на статью 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающую компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также предоставление компенсации указанных расходов при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и при заключении и (или) выполнении ими соглашений по ее погашению, не свидетельствует о наличии у законодателя Красноярского края полномочий по установлению для данной категории граждан дополнительных обязанностей, при исполнении которых у инвалида возникает право на получение предусмотренной федеральным законом льготы, по наделению органов местного самоуправления правом на прекращение предоставления мер социальной поддержки инвалидам в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Данные полномочия оспариваемого Закона предоставляют органам местного самоуправления не основанную на положениях действующего законодательства свободу усмотрения при определении права на получение указанных мер социальной поддержки инвалидами.
Передача Российской Федерацией своих полномочий по выплате названных мер социальной поддержки субъектам Российской Федерации не свидетельствует о правомерности установления иных, чем предусмотрено федеральным законодательством, условий их предоставления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Жилищного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 марта 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные А. Горбуновым, Н. Даниловой, М. Зацепиной, Е. Ефимовой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, Н. Королевой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной, Д. Демченко.