Энциклопедия судебной практики
Порядок внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей
(Ст. 22.2 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей")
1. Процедура внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП
1.1. Регистрирующий орган не вправе по своей инициативе вносить изменения в сведения об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП
Возможность внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе по инициативе регистрирующего органа Федеральным законом не предусмотрена.
1.2. Внесение изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП осуществляется в заявительном порядке, то есть по инициативе ИП
По смыслу статьи 22.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ внесение изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, осуществляется в заявительном порядке, то есть по инициативе ответчика.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела не учтено, что положениями ст. 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен заявительный характер внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
1.3. При обращении ИП за регистрацией изменений в сведения о себе расписка инспекции указывает, что документы, направленные предпринимателем, получены налоговым органом, а не приняты к исполнению
Довод жалобы о том, что расписка инспекции о получении документов, представленных индивидуальным предпринимателем в регистрирующий орган для внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП, является подтверждением принятия налоговым органом надлежащей копии основного документа заявителя, несостоятелен, так как расписка инспекции указывает, на то, что документы, направленные предпринимателем, получены налоговым органом, а не приняты к исполнению.
1.4. При обращении с заявлением в регистрирующий орган об изменении паспортных данных ИП должен иметь подлинник паспорта или его нотариально заверенную копию
Статьей 22.2 Закона N 129-ФЗ определен порядок внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП.
При подаче заявления заявитель должен указать свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика. При этом верность копии документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в ЕГРИП сведений, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, если заявитель представляет ее в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности указанной копии соответствующий документ в подлиннике.
Из анализа данных правовых норм следует, что при обращении с заявлением в регистрирующий орган об изменении паспортных данных предприниматель должен иметь подлинник паспорта или его нотариально заверенную копию.
1.5. При смене главы фермерского хозяйства заявителем должен быть не прежний, а вновь избранный глава хозяйства, который обращается за государственной регистрацией в качестве ИП
Суд кассационной инстанции считает, что апелляционная инстанция сделала правильный вывод о том, что при смене главы фермерского хозяйства заявителем может и должен быть вновь избранный глава фермерского хозяйства, поскольку в этом случае он обращается за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя и подлежит таковой на основании пункта 2 статьи 23 ГК РФ. Таким образом, отказ в государственной регистрации по тому основанию, что заявление подписано лицом, сведения о котором отсутствуют в ЕГРИП, является неправомерным.
1.6. К заявлению о внесении изменений в сведения о главе крестьянского (фермерского) хозяйства должно быть приложено соглашение о создании такого хозяйства, в котором содержатся сведения о признании главой хозяйства лица, обращающегося за государственной регистрацией в качестве ИП
По смыслу пункта 1 статьи 22.2 Закона N 129-ФЗ, пункта 2 статьи 18 Закона N 74-ФЗ к заявлению о внесении изменений в сведения о главе крестьянского (фермерского) хозяйства, содержащиеся в ЕГРИП, в связи со сменой главы крестьянского (фермерского) хозяйства должно быть приложено соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, в котором содержатся сведения о признании главой крестьянского (фермерского) хозяйства лица, обращающегося за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя - как главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Непредставление в регистрирующий орган указанного соглашения влечет отказ в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
1.7. Изменение ИП видов экономической деятельности носит уведомительный, а не обязательный порядок
Изменение индивидуальным предпринимателем видов экономической деятельности носит уведомительный, а не обязательный порядок.
1.8. Внесение сведений о видах деятельности, не указанных в ЕГРИП, осуществляется ИП без разрешительных процедур посредством подачи заявления в регистрирующий орган
Внесение сведений об иных видах деятельности, не указанных в ЕГРИП, осуществляется предпринимателем без каких бы то ни было разрешительных процедур, посредством подачи заявления в налоговый орган в соответствии со статьей 22.2 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
1.9. Регистрация дополнительных видов деятельности ИП осуществляется без прекращения предпринимательской деятельности
Доводы апелляционной жалобы о том, что фактически ИП предпринимательскую деятельность не прекращала, а внесение записи в реестр о прекращении ее деятельности в качестве ИП было связано с необходимостью последующей регистрации дополнительных видов экономической деятельности, являются необоснованными.
В соответствии со статьей 22.2 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ИП вправе подать в налоговый орган заявление о внесении соответствующих изменений в ранее зарегистрированные сведения об ИП, содержащиеся в Едином государственном реестре ИП. Указанное касается изменений в части дополнения видов экономической деятельности ИП.
Ссылка ответчика на то, что в налоговом органе ей разъяснили, что невозможно зарегистрировать дополнительные виды деятельности без прекращения предпринимательской деятельности, не может быть принята во внимание, поскольку незнание правовой нормы не освобождает лицо от обязанности ее исполнения.
2. Сроки внесения изменений в сведения об ИП в ЕГРИП
2.1. Трехдневный срок представления ИП сведений об изменении паспортных данных исчисляется с момента фактического получения паспорта на руки, а не с даты изменения паспортных данных паспортно-визовой службой
Судом установлено, что в новом паспорте указана дата его получения - 27.02.06. Вместе с тем из копии заявления о выдаче (замене) паспорта, предоставленной паспортно-визовой службой управления внутренних дел, следует, что фактически паспорт выдан на руки 23.03.06. Это же обстоятельство подтверждается и справкой заместителя начальника отдела УФМС. В регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений в сведения, содержащихся в ЕГРИП, предприниматель обратился 27.03.06, т.е. в пределах срока, установленного пунктом 5 статьи 5 Закона N 129-ФЗ.
Поскольку в силу Закона обязанность предпринимателя представить в регистрирующий орган сведения об изменении паспортных данных обусловлена фактическим получением указанного документа на руки, довод кассационной жалобы о том, что такая обязанность связана с датой изменения паспортных данных, не основан на нормах права.
2.2. Выходные дни подлежат исключению из трехдневного срока представления ИП изменений в сведения, которые содержатся ЕГРИП
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 июня 2008 г. N А12-1090/08-С15
Довод инспекции о том, что выходные дни не подлежат исключению из трехдневного срока представления сведений об изменении паспортных данных, обоснованно отклонен судом. Поскольку в соответствии с пунктом 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смыслы федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
В связи с этим судом правильно применена норма пункта 3 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни, а также пункт 6 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим днем.
2.3. Федеральный закон N 129-ФЗ не регулирует порядок установления и исчисления процессуальных сроков, в течение которых ИП должен исполнить обязанность по сообщению об изменениях в сведения, которые содержатся в ЕГРИП
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 июня 2008 г. N А12-1090/08-С15
В соответствии со статьей 22.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изменениями и дополнениями) представление документов для внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей изменений, касающихся сведений об индивидуальном предпринимателе, осуществляется в порядке и в сроки, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Обязанность индивидуального предпринимателя в течение трех дней с момента смены основного документа, удостоверяющего личность, сообщить об этом в регистрирующий орган, каковым в данном случае является межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы, установлена пунктом 5 статьи 5 названного Федерального закона.
При этом Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не содержит норм, регулирующих порядок установления и исчисления процессуальных сроков, в течение которых индивидуальные предприниматели должны исполнить указанную обязанность.
3. Последствия невнесения изменений в сведения об ИП в ЕГРИП
3.1. Риск неблагоприятных последствий несоответствия сведений об адресе ИП в ЕГРИП месту его фактического проживания несет индивидуальный предприниматель
Исходя из п. 1 ст. 6, ст. 22.1, 22.2 названного Федерального закона, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, сведения являются открытыми и общедоступными, предприниматель отвечает за достоверность указанных общедоступных сведений.
В случае изменения сведений об адресе (месте жительства) индивидуальный предприниматель обязан в трехдневный срок сообщить о данном факте в регистрирующий орган для внесения изменений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Исходя из приведенных положений риск неблагоприятных последствий, связанных с тем, что сведения об адресе индивидуального предпринимателя, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, не соответствуют месту его фактического проживания, несет индивидуальный предприниматель.
Исходя из п. 1 ст. 6, ст. 22.1, 22.2 названного Федерального закона, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, сведения являются открытыми и общедоступными, предприниматель отвечает за достоверность указанных общедоступных сведений.
В случае изменения сведений об адресе (месте жительства) индивидуальный предприниматель обязан в трехдневный срок сообщить о данном факте в регистрирующий орган для внесения изменений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Исходя из приведенных положений риск неблагоприятных последствий, связанных с тем, что сведения об адресе индивидуального предпринимателя, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, не соответствуют месту его фактического проживания, несет индивидуальный предприниматель.
Согласно пункту 4 статьи 22.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" индивидуальный предприниматель обязан в пятидневный срок информировать налоговый орган о смене места жительства.
Таким образом, налоговый орган не располагал данными об ином месте жительства ИП помимо адреса, указанного им самим в протоколе допроса и в возражениях на акт проверки, а также содержащегося в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Налогоплательщик считается извещенным о рассмотрении материалов проверки (в том числе дополнительных мероприятий налогового контроля), если налоговый орган направил соответствующее уведомление по известным ему адресам. При этом не имеет значения, что налогоплательщик фактически не находился по этим адресам и не получил уведомление.
3.2. Направление требования об уплате недоимки по адресу, по которому ИП не проживает, не освобождает его ответственности, если ИП не выполнил обязанность по сообщению в регистрирующий орган об изменении своего места регистрации
Доводы жалобы о том, что требования были направлены по адресу, по которому истец не проживает, не является основанием для освобождения от уплаты недоимки. Согласно п. 5 ст. 5 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения места жительства обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства.
3.3. Неисполнение ИП обязанности представить заявление о внесении изменений в сведения ЕГРИП не препятствует соблюдению ИФНС порядка и сроков внесудебной процедуры принудительного взыскания налогов, пеней и штрафов
Довод кассационной жалобы о том, что предприниматель с целью уклонения от исполнения обязанности по уплате доначисленных по результатам выездной налоговой проверки налогов, пеней и санкций в нарушение пункта 1 статьи 22.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не представил заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, касающееся изменения фамилии, в связи с вступлением в брак и изменением места жительства, не может быть принят судом кассационной жалобы, поскольку являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка, из которой следует, что неисполнение предпринимателем данной обязанности не препятствовало соблюдению налоговой инспекцией порядка и сроков внесудебной процедуры принудительного взыскания налогов, пеней и штрафов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
3.4. Срок давности привлечения к административной ответственности за непредставление ИП измененных сведений следует исчислять с момента истечения трехдневного срока, поскольку такое нарушение не является длящимся
В пункте 5 статьи 5 Закона N 129-ФЗ установлен конкретный срок представления соответствующей информации об индивидуальном предпринимателе в течение трех дней с момента изменения сведений.
В связи с этим срок давности привлечения к административной ответственности за непредставление предпринимателем в установленный законом срок сведений об изменении места жительства в налоговую инспекцию следует исчислять с момента истечения указанного срока.
Предприниматель должен представить сведения об изменении места жительства в регистрирующий орган в течение трех дней. Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено по истечении двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 мая 2008 г. N А12-18995/07-С6
При этом судом сделан правильный вывод, что в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
В связи с этим непредставление предпринимателем в установленный срок сведений об изменении паспортных данных в инспекцию не является длящимся правонарушением, и срок давности привлечения к административной ответственности за это правонарушение следует исчислять с момента истечения указанного срока.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации юридических лиц и ИП" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 8 августа 2001 г. 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и ИП".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации юридических лиц и ИП" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, доцентом Д. Лоренцем, М. Михайлевской, М.Р. Азымовой.