Энциклопедия судебной практики
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений
(Ст. 13 ЖК)
1. Общие вопросы применения ст. 13 ЖК РФ
1.1. Наделение непосредственно ЖК РФ субъектов РФ полномочиями в области жилищных правоотношений не предполагает их произвольного осуществления
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 сентября 2015 г. N 5-АПГ15-45
Удовлетворяя заявление, судом справедливо отмечено, что отнесение Конституцией Российской Федерации сферы жилищного законодательства к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации), а также наделение непосредственно Жилищным кодексом Российской Федерации субъектов Российской Федерации полномочиями в области жилищных отношений (пункты 2, 4, 5, 9 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации) и включение в связи с этим в систему жилищного законодательства в Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации) отнюдь не предполагает произвольного осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации предоставленных им федеральным законодателем полномочий.
Апелляционное определение Московского городского суда от 22 марта 2017 г. N 33-10722/17
Наделение непосредственно Жилищным кодексом Российской Федерации субъектов Российской Федерации полномочиями в области жилищных отношений (пункты 2, 4, 5, 9 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации) и включение в связи с этим в систему жилищного законодательства в Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации) отнюдь не предполагает произвольного осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации предоставленных им федеральным законодателем полномочий.
1.2. Перечень вопросов, отнесенных ст. 13 ЖК РФ к полномочиям субъекта РФ, не является исчерпывающим
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2014 г. N 78-АПГ14-23
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений определены статьями 13, 14 Жилищного кодекса Российской Федерации; этот перечень вопросов, отнесенных к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в жилищной сфере, не является исчерпывающим.
1.3. Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в нормативных актах субъектов РФ в пределах своей компетенции
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 июля 2007 г. N 5-Г07-56
Реализация права на жилище, включая право выбора жилых помещений для проживания в качестве нанимателей, собственников или на иных основаниях, может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в нормативных актах субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции.
2. Вопросы, относящиеся к компетенции органов государственной власти субъекта РФ
2.1. Вопросы гарантий жилищных прав граждан при изъятии земельного участка для государственных нужд могут быть урегулированы нормативным правовом актом субъекта РФ
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 августа 2014 г. N 78-АПГ14-24
Вопросы гарантий жилищных прав граждан при изъятии земельного участка для государственных нужд в полном объеме федеральным законодательством не урегулированы и не отнесены к компетенции органов местного самоуправления, в связи с чем они с учетом положений статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации могут быть урегулированы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
2.2. Субъект РФ вправе установить определенные условия передачи своей собственности во владение и пользование другим лицам
Апелляционное определение Московского городского суда от 18 августа 2015 г. N 33-29242/15
Согласно п. 5 ст. 13 ЖК РФ к компетенции органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относятся определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
Следовательно, условия передачи данных жилых помещений по договору социального найма могут устанавливаться субъектом Российской Федерации.
2.3. Использование бюджетных средств для улучшения жилищных условий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 сентября 2014 г. N 87-АПГ14-3
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений отражены в ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом названным органам предоставлено право на использование бюджетных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
2.4. Органы государственной власти субъекта РФ вправе установить срок проживания в соответствующем субъекте как условие для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях
Решение Московского областного суда от 9 декабря 2014 г.
Заявитель полагает, что введение Законом Московской области так называемого "ценза оседлости" для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях противоречит названным положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, его статьям 12 и 13, устанавливающих компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, а также нарушает ее жилищные права.
Пунктом 7 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношения отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Частью 7 статьи 52 ЖК РФ предусмотрено, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, у законодательного органа Московской области имелись полномочия для принятия оспариваемого заявителем Закона Московской области N 260/2005-ОЗ.
Анализ вышеназванных норм федерального законодательства во взаимосвязи с положениями ст. 12 ЖК РФ, определяющей полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, позволяет суду сделать вывод о том, что вопрос о конкретном сроке постоянного проживания, как обязательном условии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, федеральным законодательством не решен.
При таких обстоятельствах Московская область как субъект Российской Федерации вправе была законодательно урегулировать данный вопрос.
2.5. Законом субъекта РФ может быть предусмотрен и иной орган, отличный от органа местного самоуправления, полномочный принимать решение о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоявшему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 67 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ).
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК Российской Федерации).
Определение Московского городского суда от 3 июня 2016 г. N 4г-5538/16
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, части 3, 4 ст. 49 ЖК РФ).
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 и 4 статьи 57, части 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации, введённого в действие с 1 марта 2005 года, основанием для предоставления гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключения с ним соответствующего договора социального найма является решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма гражданину, состоящему на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении. При этом в силу пункта 6 статьи 12, пункта 5 статьи 13, части 3 и 4 статьи 49 настоящего Кодекса указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3, 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ).
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
2.6. Формирование годовых жилищных планов отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта РФ
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2014 г. N 78-АПГ14-35
Статья 16 Закона предусматривает планирование обеспечения Санкт-Петербургом условий для осуществления прав граждан на жилище.
Данные вопросы федеральным законодательством не урегулированы и к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области жилищных отношений не отнесены, в связи с чем суд пришёл к обоснованному выводу о том, что согласно пункту 9 статьи 13 и пункту 10 части 1 статьи 14 Кодекса они могут быть урегулированы нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 22 сентября 2014 г. по делу N 3-199/2014
Статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена компетенция органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений. В частности, в соответствии с пунктом 9 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в названной области относятся помимо полномочий, указанных в пунктах 1-8.2, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, названным Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
Статьей 16 указанного Закона Санкт-Петербурга установлены общие положения планирования обеспечения Санкт-Петербургом условий для осуществления прав граждан на жилище.
Частью 2 этой статьи Закона Санкт-Петербурга закреплено, что порядок формирования годовых жилищных планов устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.
Правительство Санкт-Петербурга, установив в соответствии с указанным полномочием порядок формирования годовых жилищных планов Санкт-Петербурга, урегулировало организационные вопросы планирования обеспечения Санкт-Петербургом условий для осуществления прав граждан на жилище.
Урегулированные оспариваемым Положением вопросы непосредственно федеральным законодательством не регламентированы и к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления не отнесены, в связи с чем в соответствии с пунктом 9 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации могут быть урегулированы актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который вправе распоряжаться принадлежащим ему жилищным фондом и соответственно планировать свою деятельность.
2.7. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится установление формы и порядка предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем
Из смысла приведенных положений законов [ст. 13, п.1, 3 ст. 49 ЖК РФ, п. 24 ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от 16 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"]в их взаимосвязи следует, что установление формы и порядка предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем является правомочием органов государственной власти субъекта РФ. Обеспечение жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов РФ, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта РФ.
Решение Самарского областного суда от 21 марта 2016 г. по делу N 3а-195/2016
Анализируя федеральное законодательство, регулирующее спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что приоритетный порядок предоставления социальных выплат для обеспечения жилыми помещениями определенной категории граждан, охватывается понятием порядка, право на определение которого предоставлено субъектам Российской Федерации федеральным законодательством.
Установление формы и порядка предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем является правомочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации во исполнение нормативно-правового акта федерального органа исполнительной власти вправе утвердить форму предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем в виде социальной выплаты, а также порядок предоставления этой социальной выплаты.
2.7.1. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится оказание мер социальной поддержки в виде внеочередного предоставления отдельных жилых помещений гражданам, страдающим заразными формами туберкулеза
Полномочия по оказанию меры социальной поддержки в виде внеочередного предоставления отдельных жилых помещений гражданам, страдающим заразными формами туберкулеза, субъекты Российской Федерации реализуют самостоятельно в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации, до надлежащего разграничения указанных полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Вопросы, не относящиеся к компетенции органов государственной власти субъекта РФ
3.1. Органы власти субъекта РФ не вправе устанавливать условия предоставления жилых помещений по договору социального найма, допускающие снижение достигнутого уровня прав граждан
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 сентября 2015 г. N 5-АПГ15-45
В силу предписаний статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального фонда (в нашем случае город Москва) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания на условиях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Данное предписание во взаимосвязи со статьями 1, 2, 5 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации даёт убедительную основу для вывода о том, что наделение статьёй 13 Жилищного кодекса Российской Федерации субъектов Российской Федерации полномочиями в жилищной сфере по определению категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации и определению порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации не означает право органов государственной власти субъекта Российской Федерации нормативным правовым актом устанавливать условия предоставления жилых помещений по договору социального найма, допускающие снижение достигнутого уровня жилищных прав граждан.
Апелляционное определение Московского городского суда от 22 марта 2017 г. N 33-10722/17
В силу предписаний статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального фонда обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания на условиях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Данное предписание во взаимосвязи со статьями 1, 2, 5 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации дает убедительную основу для вывода о том, что наделение статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации субъектов Российской Федерации полномочиями в жилищной сфере по определению категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации и определению порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации не означает права органов государственной власти субъекта Российской Федерации нормативным правовым актом устанавливать условия предоставления жилых помещений по договору социального найма, допускающие снижение достигнутого уровня жилищных прав граждан.
3.2. Требования, которым должно отвечать жилое помещение, претендующее на включение в план работ по проведению капитального ремонта, могут устанавливаться только федеральным законодателем
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 августа 2008 г. N 85-Г08-4
Толкование оспариваемого пункта в его системной взаимосвязи с другими нормами приложения N 3 к региональному постановлению "О подготовке региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов" следует, что субъект Российской Федерации фактически наделяет органы местного самоуправления полномочием по установлению требований, которым должно отвечать жилое помещение, претендующее на включение в план работ по проведению капитального ремонта. Между тем по смыслу статей 12, 13, 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", статей 1, 2, 14, 15, 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в целях реализации которого принято оспариваемое постановление) установление таких требований - прерогатива федерального законодателя.
3.3. Определение оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях не относится к полномочиям субъекта РФ
Решение Астраханского областного суда от 20 декабря 2010 г. по делу N 3-40/2010
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что к вопросам, решаемым на федеральном уровне, Жилищный кодекс Российской Федерации относит помимо прочего определение оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях (статья 51), нуждаемость в жилом помещении - одно из условий предоставления гражданам жилья по договору социального найма. К полномочиям субъекта Российской Федерации этот вопрос не отнесен, однако к компетенции субъекта Российской Федерации относится определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации (пункты 4 и 5 статьи 13, часть 3 статьи 49 ЖК РФ).
3.4. К компетенции органов государственной власти субъекта РФ не относится регулирование вопросов, касающихся определения понятия "многоквартирный дом"
Решение Архангельского областного суда от 27 января 2014 г. N 3-5
Пункт 9 статьи 13 ЖК РФ не относят к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений регулирование вопросов, касающихся определения самого понятия "многоквартирный дом", и, как следствие, ограничение действия федерального законодательства в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, не подпадающих под действие оспариваемой прокурором нормы.
3.5. Обязанность субъекта РФ изменить по требованию нанимателя цель использования специализированного жилищного фонда законом не предусмотрена
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 31 января 2013 г. N 33-1124/2013
Закон не возлагает на какой-либо исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязанность изменить по требованию нанимателя цель использования жилого помещения специализированного жилищного фонда, исключить его из состава указанных жилых помещений и отнести к фонду социального использования (ст. 13 ЖК РФ).
3.6. Орган государственной власти субъекта РФ не вправе обязать составить протокол общего собрания собственников в форме очного голосования в том случае, если оно не состоялось в виду отсутствия кворума
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 августа 2015 г. N 9-АПГ15-11
Принимая решение в части требований, суд первой инстанции исходил из того, что [оспариваемый] пункт Порядка противоречит требованиям [ст. 13 ЖК РФ] Жилищного кодекса РФ, которым исполнительные органы государственной власти субъектов РФ полномочиями по изданию нормативных правовых актов, определяющих перечень документов, подлежащих предоставлению в органы государственного жилищного надзора, определению порядка проведения общих собраний собственников помещений и определению круга вопросов, выносимых на голосование собственников помещений, не наделены. Жилищным кодексом РФ не предусмотрена обязанность составления протокола общего собрания собственников в форме очного голосования в том случае, если оно не состоялось ввиду отсутствия кворума. Требование о предоставлении вместе с протоколом заочного голосования заверенной копии протокола очного собрания не основано на нормах законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Жилищного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные А. Горбуновым, Н. Даниловой, М. Зацепиной, Е. Ефимовой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, Н. Королевой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной, Д. Демченко.