Энциклопедия судебной практики
Обеспечение условий для осуществления права на жилище
(Ст. 2 ЖК)
1. Органы власти согласно п. 2 ст. 2 ЖК РФ обеспечивают улучшение жилищных условий граждан, нуждающихся в жилище
Постановление Конституционного Суда РФ от 8 июля 2014 г. N 21-П
Одно из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации - принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей.
2. Установка пандуса, расширение дверного проема и входной площадки подъезда для беспрепятственного доступа инвалидов являются способом обеспечения права граждан на жилище, на выполнение данных работ положительного решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не требуется
Пунктом 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Установка пандуса, как и расширение дверного проема и входной площадки в подъезд не может быть отнесено к реконструкции и капитальному ремонту дома, уменьшения общего имущества также не произойдет, при этом не будут использоваться средства фонда капитального ремонта и другие общие средства собственников. Таким образом, решения общего собрания по этому поводу не требуется, а суд первой инстанции ошибочно применил к спорным правоотношениям норму ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В противном случае при оборудовании подъезда пандусом (что является обязанностью органа местного самоуправления), но отсутствии дверного проема и входной площадки требуемого размера для использования этого пандуса (при отрицательном решении общего собрания по этому вопросу), право истца на беспрепятственный доступ к своему жилищу будет нарушено, что является недопустимым. Поэтому законом обязанность обеспечить доступ инвалидов к общему имуществу многоквартирного дома возложена на одно лицо - органы местного самоуправления.
3. Субсидия в контексте п. 2 ст. 2 ЖК РФ означает льготу, предоставление преимуществ (доходов) одним субъектам правоотношений перед другими
Из положений пункта 2 статьи 2, пункта 3 части 2 статьи 151, пункта 8 статьи 159, статьи 160 ЖК РФ, ст. 78 БК РФ следует, что субсидия - это льгота, предоставление преимуществ (доходов) одним субъектам правоотношений перед другими.
4. Предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма в контексте п. 3 ст. 2 ЖК РФ означает передачу жилых помещений гражданам (нанимателям) во владение и в пользование для проживания в них
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 13 февраля 2007 г.
Одним из способов осуществления предусмотренного Конституцией Российской Федерации (статья 40) и Конституцией Республики Карелия (статья 26) права на жилище является предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (пункт 3 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Это означает, что жилые помещения передаются гражданам (нанимателям) во владение и в пользование для проживания в них.
5. К муниципальному жилому фонду относятся жилые помещения, являющиеся муниципальной собственностью
С учетом содержания ч. 3 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 212, ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации к муниципальному жилому фонду относятся жилые помещения, являющиеся муниципальной собственностью.
6. Обязанность по предоставлению жилого помещения в случаях отселения из жилого дома, признанного непригодным для постоянного проживания, возложена на органы местного самоуправления
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия признает законным и обоснованным вывод суда первой инстанции, что обязанность по предоставлению жилого помещения в случаях отселения из жилого дома, признанного непригодным для постоянного проживания (аварийным), законом возложена на администрацию муниципального образования, как на наймодателя.
7. Услуги теплоснабжения входят в сферу полномочий органов власти по обеспечению защиты потребителей
В силу части 5 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают защиту прав и законных интересов потребителей коммунальных услуг, в том числе услуг теплоснабжения.
8. Реализация ч. 3 ст. 2 ЖК РФ требует выработки органами публичной власти адекватной условиям рыночной экономики жилищной политики
Пунктом 3 статьи 2 Жилищного кодекса РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Это означает необходимость выработки органами публичной власти в рамках мер социальной защиты определенных категорий населения адекватной условиям рыночной экономики жилищной политики.
9. В порядке ч. 3 ст. 2 ЖК РФ жилое помещение предоставляется либо во внеочередном порядке, либо из жилищного фонда социального использования
Истица обратилась к главе администрации города с заявлением, в котором просила решить вопрос о заключении с ней в соответствии с п. 3 ст. 2 ЖК РФ договор найма жилого помещения на состав семьи 4 человека, предоставленного из муниципального жилищного фонда.
В удовлетворении указанного заявления истице было отказано.
Разрешая данный спор, суд пришел к правильному выводу о том, что у истицы в силу закона имеется право на обеспечение в настоящее время жилым помещением муниципального жилищного фонда по договору социального найма, в связи с чем она и состоит на учете, но нет права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, права на предоставление жилого помещения жилищного фонда социального использования либо специализированного жилого помещения, а право на предоставление жилого помещения на основании некоммерческого договора найма жилого помещения в силу норм гражданского и жилищного права не определено.
С учетом анализа действующего гражданского и жилищного права является несостоятельным довод апелляционной жалобы о нарушении судом п. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ, поскольку отказ в предоставлении жилого помещения по договору найма согласно письму главы администрации, связан с отсутствием такой возможности и предоставлением всех жилых помещений гражданам по договору социального найма.
10. В целях реализации п. 6.1 ч. 1 ст. 2 ЖК РФ публичный орган вправе установить минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 декабря 2015 г. N 5-АПГ15-128
В соответствии с предписаниями Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающими основополагающие начала о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами прав на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счёт взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных незапрещённых источников финансирования (пункт 6.1 части 1 статьи 2).
Таким образом, Правительство Москвы, утверждая своим постановлением от 29 декабря 2014 года N 833-ПП минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы в 2015 году, действовало правомерно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Жилищного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные А. Горбуновым, Н. Даниловой, М. Зацепиной, Е. Ефимовой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, Н. Королевой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной, Д. Демченко.