Энциклопедия судебной практики
Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
(Ст. 27 ЖК)
1. Общие вопросы применения ст. 27 ЖК РФ
1.1. Статья 27 ЖК РФ регулирует правоотношения, возникающие на стадии согласования предполагаемой перепланировки жилого помещения
Положения ст. 26 и ст. 27 Жилищного кодекса РФ регулируют совершенно иные правоотношения, возникающие на стадии согласования предполагаемой перепланировки жилого помещения.
1.2. Положения ст. 27 ЖК РФ применяются по аналогии закона к правоотношениям, возникающим в отношении нежилых помещений
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 18 июля 2011 г. N 33-10840/2011
Из материалов дела следует, что подвальные помещения дома принадлежат на праве собственности истцу, который сдал их в аренду ООО; заключением МВК согласован представленный проект перепланировки, переустройства и переоборудования указанных помещений, в соответствии с которым обустраиваются четыре входа с приямками на месте существующих оконных проемов со стороны лицевого фасада здания без углубления подвального помещения.
Одновременно из материалов дела усматривается, что все предусмотренные ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы в МВК были представлены; проект перепланировки согласован в установленном порядке; доказательств того, что проект перепланировки не соответствует требованиям законодательства, создает угрозу безопасности жизни и здоровью граждан, истцом в нарушение ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено. При этом в заключении МВК отдельно указано на необходимость собственнику помещения получить согласие собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме в случаях и в порядке, предусмотренном ст. ст. 36, 40, 44 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ст. 27 ЖК РФ об основаниях отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, применяемые по аналогии закона и к спорным правоотношениям, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для признания решения МВК незаконным не имеется.
1.3. Положения ст. 27 ЖК РФ не предусматривают обязательный досудебный порядок урегулирования спора
Положения ст. 26 и ст. 27 Жилищного кодекса РФ регулируют совершенно иные правоотношения, возникающие на стадии согласования предполагаемой перепланировки жилого помещения и не предусматривают обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу.
1.4. Для споров о признании недействительным отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения предусмотрен обязательный досудебный порядок их разрешения
Частью 3 ст. 27 ЖК РФ предусмотрено, что решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения может быть обжаловано заявителем в судебном порядке, из чего следует, что для данной категории споров предусмотрен обязательный досудебный порядок их разрешения.
1.5. Положения ст. 27 ЖК РФ подлежат применению с учетом специальных норм
[Ст. 27 ЖК РФ] должна применяться судом с учетом специальных норм.
1.6. ЖК РФ не содержит перечень требований, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения
В силу ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки допускается в случае несоответствия проекта требованиям законодательства.
Жилищный кодекс РФ не содержит перечня требований законодательства, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения. Такие требования содержатся в подзаконных нормативных актах.
Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит перечня требований законодательства, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения, такие требования содержатся в подзаконных нормативных актах.
Жилищный кодекс РФ не содержит перечня требований законодательства, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения, они изложены в подзаконных нормативных актах.
Жилищный кодекс РФ не содержит перечня требований законодательства, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения, такие требования содержатся в подзаконных нормативных актах.
Жилищный кодекс РФ не содержит перечня требований законодательства, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения, такие требования содержатся в подзаконных нормативных актах.
Жилищный кодекс РФ не содержит перечня требований законодательства, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения, такие требования содержатся в подзаконных нормативных актах.
Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит перечня требований законодательства, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения. Такие требования содержатся в иных законах и подзаконных актах.
Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит перечня требований законодательства, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения, такие требования содержатся в подзаконных нормативных актах.
1.7. Нормы ЖК РФ, регламентирующие порядок переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, не предусматривают возможность отмены соответствующего решения самим же органом местного самоуправления
Статья 27 Жилищного кодекса РФ содержит перечень оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Нормы Жилищного законодательства РФ, регламентирующие порядок принятия решения о разрешении перевода жилого помещения в нежилое помещение, а также переустройства и (или) перепланировки жилого помещения не содержат возможность отмены данного решения самим же органом местного самоуправления.
1.8. Законом не предусмотрено предоставление согласования проекта переустройства жилого помещения с ресурсоснабжающей организацией
В соответствии с частью 2 статьи [27 ЖК РФ] решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Предоставление согласования проекта переустройства жилого помещения с ресурсоснабжающей организацией законодательством не предусмотрено, и не содержит оснований отказа, перечисленных в части 1 статьи 27 Жилищного кодекса РФ.
1.9. ЖК РФ не исключает полномочия органа местного самоуправления согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и перепланировку
Обзор судебной практики Белгородского областного суда по гражданским делам за май 2015 года
Закон (статьи 26-29 ЖК РФ) не содержит запрета и не исключает полномочия органа местного самоуправления согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и перепланировку и сохранения жилого помещения в существующем состоянии. Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином представлены указанные в части 2 статьи 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и перепланировка соответствуют требованиям законодательства (статья 27 ЖК).
Закон (статьи 26-29 ЖК РФ) не содержит запрета и не исключает полномочия органа местного самоуправления согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и перепланировку и сохранения жилого помещения в существующем состоянии. Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином представлены указанные в части 2 статьи 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и перепланировка соответствуют требованиям законодательства (статья 27 ЖК).
1.10. Заявитель обязан только представить в уполномоченный орган предусмотренный законом пакет документов, все иные действия исполняются самим органом в целях обеспечения надлежащего и своевременного предоставления заявителю услуги
По смыслу [ст. 27 ЖК РФ] заявитель обязан представить в уполномоченный орган пакет документов в соответствии с утвержденным законом перечнем. Все иные необходимые действия подлежат исполнению самим органом в целях обеспечения надлежащего и своевременного предоставления заявителю услуги.
2. Основания отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
2.1. Статья 27 ЖК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций установили, что указанное инспекцией обоснование отказа не входит в исчерпывающий перечень, определенный статьей 27 ЖК РФ.
Исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в согласовании перепланировки (переустройства) жилого помещения установлен ч. 1 ст. 27 ЖК РФ, согласно п. 3 которой отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Часть 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, который не подлежит расширительному толкованию.
Согласно части 1 статьи [27 ЖК РФ] перечень оснований отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения является исчерпывающим.
Исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения установлен в ч. 1 ст. 27 ЖК РФ. Так, в соответствии с п. 3 ч. 1 данной статьи отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается, в частности, в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Статьей 27 Жилищного Кодекса РФ предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения: непредставление определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя; поступление в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки; представления документов в ненадлежащий орган; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и не предусматривает отказ в согласовании самовольно выполненной перепланировки (переустройства).
Согласно ч. 1 ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: 1) непредставления определенных ч. 2 ст. 26 настоящего Кодекса документов; 2) предоставления документов в ненадлежащий орган; 3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Данный перечень оснований отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения является исчерпывающим.
Исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в согласовании перепланировки (переустройства) жилого помещения установлен ч. 1 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 3 которой отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в согласовании перепланировки (переустройства) жилого помещения установлен ч. 1 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации.
2.2. Несоответствие проекта перепланировки санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, предъявляемым к жилым помещениям, является основанием для отказа в согласовании проекта переустройства (перепланировки) квартиры
Из представленного на согласование проекта следует, что выполненная по проекту перепланировка не нарушит условия обеспечения конструктивной надежности, не приведет к нарушению прочности или обрушению несущих конструкций жилого дома. Однако сведений о соответствии названного проекта санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, предъявляемым к жилым домам и жилым помещениям, заявителем представлено не было. Отсутствие таких данных обоснованно расценено администрацией как несоответствие проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства.
В силу указанного и применительно к обстоятельствам данного дела вывод суда первой инстанции о том, что у администрации имелись основания для отказа в согласовании проекта переустройства (перепланировки) квартиры в связи с его несоответствием требованиям законодательства, является правомерным.
2.3. Непредставление заключения о техническом состоянии перепланируемого жилого помещения, позволяющего использовать его в измененном состоянии, является основанием для отказа в согласовании проекта переустройства квартиры
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истцом не было представлено заключение о техническом состоянии перепланированного жилого помещения, позволяющим его использовать в измененном состоянии без угрозы жизни и здоровью граждан, подтверждающем отсутствие нарушений эксплуатационной надежности и долговечности несущих конструкций и позволяющим дальнейшую безаварийную эксплуатацию квартиры и жилого дома в целом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что отказ администрации МО в согласовании самовольной перепланировки является правомерным.
2.4. Отсутствие заключения органа по охране памятников архитектуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки является основанием для отказа в согласовании проекта переустройства жилого помещения в доме, имеет статус памятника
Апелляционное определение Московского городского суда от 18 декабря 2013 N 11-39797/13
По смыслу ст. ст. 26, 27 ЖК РФ выдача органом, осуществляющим согласования переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, находящегося в доме, который является памятником архитектуры, истории или культуры, невозможна без представления в указанный орган в том числе заключения органа по охране соответствующих памятников о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки.
2.5. Предоставление проекта переустройства, содержащего технические условия с просроченным сроком действия, является основанием для отказа в его согласовании
Администрацией муниципального района истцам отказано в согласовании проведения переустройства жилого помещения в связи с несоответствием проекта переустройства и перепланировки жилого помещения требованиям законодательства, так как в проекте представлены технические условия от ресурсоснабжающей организации МУП с просроченным сроком действия.
Выводы суда первой инстанции о несоответствии проекта переустройства квартиры требованиям правовых актов являются обоснованными.
2.6. Отсутствие согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме на перепланировку жилого помещения, которое приведет к уменьшению общего имущества многоквартирного дома, является основанием для отказа в согласовании перепланировки
В силу положения пункта 3 части 1 статьи 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Поскольку заявителями не представлено доказательств наличия согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме на переустройство и перепланировку жилого помещения, которое приведет к уменьшению общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, то оснований к согласованию спорной перепланировки у администрации района не имелось.
2.7. Отсутствие согласия на перепланировку всех членов семьи нанимателя, в т.ч. временно отсутствующих, занимающих жилое помещение на основании договора социального найма, является основанием для отказа в ее согласовании
Для проведения переустройства или перепланировки необходимы собственная воля граждан и наличие условий, предусмотренных законодательством.
Обязательным условием обращения нанимателя жилого помещения по договору социального найма (в качестве уполномоченного наймодателем) является письменное согласие всех членов его семьи на переустройство или перепланировку, то есть согласие членов семьи есть условие реализации нанимателем предоставленных ему прав.
Таким образом, если нет согласия хотя бы одного члена семьи, то в переустройстве или перепланировке должно быть отказано.
2.8. Отсутствие оформленного в установленном порядке проекта на проведение перепланировки и (или) переустройства жилого помещения является основанием для отказа в согласовании проекта переустройства
Учитывая, что истицей не оформлен в установленном порядке проект на проведение перепланировки и переустройства жилого помещения, подтверждающий возможность установки индивидуального источника отопления, не затрагивая общее имущество жильцов многоквартирного дома, его несущие конструкции, внутридомовую систему отопления органом местного самоуправления правомерно отказано истице в согласовании проекта переустройства.
2.9. Устройство дверного проема в стене, в т.ч. в несущей, не является нарушением законодательства, влекущим отказ в согласовании перепланировки
Действующее законодательство не наделяет органы местного самоуправления правом устанавливать случаи, когда возможно согласование перепланировки. Перечень оснований для отказа в согласовании перепланировки исчерпывающим образом установлен ч. 1 ст. 27 ЖК РФ. Запрет на устройство дверного проема в стене, в том числе в несущей, не установлен ЖК РФ или иным федеральным законом.
3. Признание отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения неправомерным
3.1. Отказ в согласовании переустройства (перепланировки) жилого помещения может быть признан неправомерным, если был представлен полный пакет документов, а произведенное переустройство соответствует требованиям законодательства
Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если собственником жилого помещения были представлены указанные в части 2 статьи 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в части 2 статьи 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Обзор судебной практики Белгородского областного суда по гражданским делам за май 2015 года
Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином представлены указанные в части 2 статьи 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и перепланировка соответствуют требованиям законодательства (статья 27 ЖК).
Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если собственником жилого помещения были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы.
Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч.2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Таким образом, учитывая, что, заявляя требования о сохранении квартиры в перепланированном состоянии, истица не представила в суд отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, судья обоснованно оставил её исковое заявление без движения.
Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
3.2. Признание незаконным решения об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения влечет возложение на соответствующий орган обязанности устранения допущенного нарушения путем принятия решения в соответствии с нормами ЖК РФ
Cуд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
3.3. Возможность обжалования в судебном порядке решения органа местного самоуправления об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения является самостоятельным способом защиты нарушенного права
Возможность же обжалования в судебном порядке решения органа местного самоуправления по отказу в согласовании перепланировки жилого помещения, предусмотренная ч. 3 ст. 27 Жилищного кодекса РФ, является самостоятельным способом защиты нарушенного права.
Таким образом, несоблюдение установленного законом порядка по согласованию с администрацией произведенного в спорной квартире перепланировки, не исключает возможность сохранения жилого помещения в переустроенном и перепланированном состоянии на основании решения суда в соответствии с ч. 4 ст. 29 Жилищного кодекса РФ, а утверждение автора апелляционной жалобы об избрании истцом неверного способа защиты права является незаконным и необоснованным и не может быть принято во внимание судебной коллегией как основание для отмены решения суда.
Возможность обжалования в судебном порядке решения органа местного самоуправления по отказу в согласовании перепланировки жилого помещения, предусмотренная ч. 3 ст. 27 Жилищного кодекса РФ, является самостоятельным способом защиты нарушенного права.
3.4. Вопрос о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии может быть разрешен судом только после получения им надлежащим образом оформленного отказа уполномоченного органа местного самоуправления в согласовании самовольно выполненных переустройства и перепланировки
Обзор судебной практики Белгородского областного суда по гражданским делам за май 2015 года
Вопрос о сохранении жилого помещения в переустроенном и перепланированном состоянии может быть разрешен судом по заявлению гражданина только после получения им надлежащим образом оформленного отказа уполномоченного органа местного самоуправления в согласовании самовольно выполненных переустройства и перепланировки и, соответственно, в сохранении жилого помещения в существующем положении. Правомерность такого отказа подлежит рассмотрению судом в порядке рассмотрения соответствующих исковых требований.
3.5. Бремя доказывания законности отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения лежит на соответствующем органе
Согласно ч. 3 ст. 27 ЖК РФ решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Таким образом, спор вытекает из публичных правоотношений, и бремя доказывания законности отказа лежит на соответствующем органе, что судом учтено не было.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Жилищного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 августа 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные А. Горбуновым, Н. Даниловой, М. Зацепиной, Е. Ефимовой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, Н. Королевой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной, Д. Демченко.