Энциклопедия судебной практики
Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(Ст. 98.1 ЖК)
1. Общие вопросы применения ст. 98.1 ЖК РФ
1.1. Отсутствие специализированного жилого фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может являться основанием для отказа в реализации права на получение такого жилья
Суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, связанных с предоставлением жилого помещения на условиях специализированного найма.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не учел, что у ответчика отсутствует реальная возможность немедленного предоставления жилья, поскольку отсутствует жилищный фонд, не могут повлечь за собой отмену либо изменение решения суда, поскольку действующее законодательство не ставит предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке, в зависимость от наличия каких-либо других условий.
1.2. Отсутствие в жилищном фонде свободных жилых помещений не влияет на гарантированное право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения
Администрация области не заключает договоры найма специализированных жилых помещений с лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в ведении администрации отсутствует специализированный жилищный фонд области, ее участие в обеспечении жилыми помещениями лиц указанной категории заключается только в принятии распоряжения о предоставлении жилого помещения, не могут являться основанием к отмене решения суда.
Отсутствие в жилищном фонде области свободных жилых помещений не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
Истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и на неё распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом области от 5 февраля 2013 N 5-ОД "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области".
Отсутствие в жилищном фонде области свободных жилых помещений не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
1.3. Распределение специализированного жилищного фонда между лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно производиться в соответствии с принципом справедливости
Решение Красноярского краевого суда от 24 мая 2013 г. N 3-41/2013
Безусловно, что распределение такого фонда [специализированного жилищного фонда] между лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, претендующими на предоставление специализированного жилого помещения, должно производиться в соответствии с принципом справедливости.
1.4. Распределение специализированного жилищного фонда между лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно производиться при условии максимального ограничения свободы усмотрения должностных лиц на порядок такого распределения
Решение Красноярского краевого суда от 24 мая 2013 г. N 3-41/2013
Безусловно, что распределение такого фонда [специализированного жилищного фонда] между лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, претендующими на предоставление специализированного жилого помещения, должно производиться при условии максимального ограничения свободы усмотрения должностных лиц на порядок такого распределения.
1.5. Реализация прав на жилое помещение лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ
Действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.
Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Расходы на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъекта РФ, направление запроса об увеличении лимита денежных средств на указанные цели, говорит о том, что все возможные действия по исполнению решения суда администрацией Беловского городского округа приняты, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку реализация прав на жилое помещение лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Отношения по предоставлению дополнительных денежных средств между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений.
1.6. Исполнение обязанности по предоставлению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодательство не связывает с наличием достаточных средств и источников финансирования
Довод апелляционной жалобы администрации о недостаточности финансирования на реализацию полномочий по обеспечению жильем вышеуказанной категории граждан не является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения.
Отсутствие финансирования или недостаточный объем финансирования не освобождает ответчика от исполнения установленной законом обязанности по обеспечению жилым помещением.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, включённых в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, не ставится законом в зависимость от финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы Администрации городского округа об отсутствии бюджетных средств на реализацию программы по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями, не может повлечь отмену решения, поскольку не имеют юридического значения для разрешения возникшего спора.
Кроме того, предоставление указанной категории граждан благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и от недостаточности средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.
1.7. На субъекты РФ не может быть возложена обязанность по приобретению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей соответствующего по своим размерам социальной норме площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина
Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 20 октября 2015 г.
Финансовое обеспечение реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилище осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и частично за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в рамках софинансирования этих расходов.
В связи с этим на субъекты Российской Федерации не может быть возложена обязанность по приобретению жилья соответствующего по своим размерам социальной норме площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, тем более что такое понятие при решении вопроса о предоставлении жилого помещения в действующем жилищном законодательстве не применяется.
1.8. Реализация права на обеспечение жилым помещениям специализированного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не зависит от наличия или отсутствия очередности других лиц и времени их постановки на указанный учет
Гарантированное законом право истца [как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением] не может быть поставлено в зависимость от момента формирования специализированного жилищного фонда, а также от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади и включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа ранее истца.
Учитывая, что в силу требований законодательства в области социальной поддержки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, реализация права на обеспечение благоустроенным жилым помещениям специализированного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится, как обоснованно указал суд первой инстанции, в зависимость от наличия или отсутствия очередности других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет, непривлечение судом к участию в деле таких лиц не может рассматриваться как процессуальное нарушение.
Гарантированное законом право ее как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади и включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, ранее истца.
Предоставление вне очереди жилых помещений указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. При этом положения перечисленных норм не содержали указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан, что предполагало возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Гарантированное законом право истца, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади и включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Гарантированное законом право истца как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади и включенных в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа ранее истца.
Гарантированное законом право истца как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади и включенных в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа ранее истца.
1.9. Правило о правах членов семьи нанимателя жилого помещения не распространяется на жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что в силу положений ст. 98.1 ЖК РФ спорное жилое помещение предназначено для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому общее правило о правах членов семьи нанимателя жилого помещения на спорные правоотношения не распространяется.
2. Требования к жилому помещению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.1. Жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам, и нормам
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ (ст. 85 Бюджетного кодекса РФ).
Предоставляемое жилое помещение должно быть изолированным и благоустроенным, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам и быть юридически и фактически свободным. Оно должно быть свободно от прав иных лиц и пригодно для проживания. Как правило, жилое помещение предоставляется в виде отдельной квартиры.
2.2. Жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Алтай от 16 апреля 2014 г. по делу N 33-285
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, завершила обучение в образовательном учреждении, собственного жилого помещения не имеет, так же, как не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем суд, руководствуясь положениями вышеуказанных нормативных правовых актов, пришел к правомерному выводу об удовлетворении требований прокурора об обязании Министерства труда и социального развития Республики предоставить истцу благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта муниципального образования жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
2.3. Жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть фактически свободным и свободным от прав иных лиц
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Предоставляемое жилое помещение должно быть изолированным и благоустроенным, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам и быть юридически и фактически свободным. Оно должно быть свободно от прав иных лиц и пригодно для проживания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Жилищного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные А. Горбуновым, Н. Даниловой, М. Зацепиной, Е. Ефимовой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, Н. Королевой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной, Д. Демченко.