Энциклопедия судебной практики
Общие положения о документах территориального планирования
(Ст. 9 ГрК)
1. Ст. 9 ГрК РФ определяет целевое назначение территориального планирования
Данная норма градостроительного законодательства [ст. 9 ГрК РФ] определяет целевое назначение территориального планирования, которым обозначено определение в документах территориального планирования назначения территорий.
В статье 9 Градостроительного кодекса РФ законодатель обозначил общие положения о документировании процесса территориального планирования. Данная норма градостроительного законодательства определяет целевое назначение территориального планирования, которым обозначено определение в документах территориального планирования назначения территорий.
Данная норма [ст. 9 ГрК РФ] градостроительного законодательства определяет целевое назначение территориального планирования, которым обозначено определение в документах территориального планирования назначения территорий.
2. Территориальное планирование направлено на развитие территории
Планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем.
Планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, на ее возможное изменение в будущем.
Апелляционное определение Тюменского областного суда от 12 августа 2015 г. N 33-4385/2015
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих осуществлять планирование территории в соответствии с её фактическим использованием, поскольку такое планирование, предусматривая учёт сложившегося землепользования, направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие (изменение) соответствующей территории в будущем.
Планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, на ее возможное изменение в будущем.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит положений, обязывающих органы власти определять функциональные зоны в документах территориального планирования в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территорий направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие (то есть изменение в будущем) территории.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит положений, обязывающих органы власти определять функциональные зоны в документах территориального планирования в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территорий направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие (то есть изменение в будущем) территории.
Территориальное планирование направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие, изменение в будущем территории.
Территориальное планирование направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие (то есть изменение в будущем) территории.
Территориальное планирование направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие (то есть изменение в будущем) территории.
Территориальное планирование направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие (то есть изменение в будущем) территории.
3. Документы территориального планирования составляются в отношении муниципальных образований, а не отдельных населенных пунктов
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2007 г. N 4-Г07-17
Согласно ст.ст. 9, 18 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования, в том числе генеральные планы, составляются в отношении муниципальных образований, а не отдельных населенных пунктов.
4. Ст. 9 ГрК РФ не применяются к отношениям по переводу земель из одной категории в другую
Часть 4 ст. 9 ГрК РФ не может применяться к спорным правоотношениям, поскольку такие правоотношения не входят в предмет ее правового регулирования, а следовательно, не может быть положена в основу правового обоснования акта об отказе в переводе земельных участков из состава одной категории в другую.
5. Ст. 9 ГрК РФ не указывает, что генеральный план должен приниматься на основании и с учетом положений, которые содержатся в актах, закрепляющих за собственниками права на земельные участки
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 28 февраля 2012 г. N 3-13/12
Нормы Градостроительного кодекса РФ не содержат указаний на то, что генеральный план должен приниматься на основании и с учетом положений, которые содержатся в актах, закрепляющих за собственниками права на земельные участки. Отсутствие этих требований следует также из п. 12 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменения правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
6. Разработка документов территориального планирования муниципального образования относится к числу публичных полномочий органа местного самоуправления в области градостроительной деятельности
По смыслу норм статей 8, 9, 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации разработка документов территориального планирования муниципального образования относится к числу публичных полномочий органа местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
По смыслу норм ст. 8, 9, 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации разработка документов территориального планирования муниципального образования относится к числу публичных полномочий органа местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
7. Отражение на схеме территориального планирования объекта капитального строительства является достаточным основанием для отказа в выборе соответствующего земельного участка и предварительном согласовании размещения на нем иного объекта
Исходя из анализа названных норм права [ст.ст. 9, 18, 19 и 23 ГрК РФ] можно сделать вывод, что отражение на схеме территориального планирования генерального плана объекта капитального строительства является достаточным основанием для отказа в выборе соответствующего земельного участка и предварительном согласовании размещения на нем иного объекта.
8. Карты (схемы) планируемого размещения объектов местного значения являются составной частью документов территориального планирования
В силу части 3 статьи 9, части 1 статьи 18 и части 3 статьи 23 ГрК РФ карты (схемы) планируемого размещения объектов местного значения входят в состав генеральных планов поселений и городских округов, которые являются документами территориального планирования указанных муниципальных образований и подлежат обязательному применению органами местного самоуправления при принятии решений.
9. Схема размещения объектов не является документом территориального планирования
Довод заинтересованного лица со ссылкой на схему размещения объектов дорожного сервиса судами отклонен правомерно, поскольку на основании статей 9, 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации данный документ не является документом территориального планирования.
10. При отсутствии документов территориального планирования РФ в области энергетики уполномоченный орган субъекта РФ не может принять решение о предоставлении земельных участков под размещение объекта, имеющего федеральное значение в области энергетики
Руководствуясь пунктом 4 статьи 9 и пунктом 1 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суды посчитали, что отсутствие документов территориального планирования Российской Федерации в области энергетики исключает возможность принятия уполномоченным органом субъекта Российской Федерации решения о предоставлении земельных участков под размещение объекта, имеющего федеральное значение в области энергетики.
11. Если документами территориального планирования РФ не предусмотрено размещение объекта федерального значения, публичные органы не вправе принимать решение о предоставлении земельных участков в целях его размещения
Указанными нормами права [в т.ч. ст. 9 ГрК РФ] предусмотрена разработка схемы территориального планирования в области энергетики. Если документами территориального планирования Российской Федерации не предусмотрено размещение объекта федерального значения, публичные органы не вправе принимать решение о предоставлении земельных участков в целях его размещения.
12. Утверждение в генеральном плане города функциональных зон, не соответствующих фактическому использованию территорий, не противоречит ст. 9 ГрК РФ и не нарушает права и законные интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства
Утверждение в документах территориального планирования (генеральном плане города) функциональных зон в силу пункта 12 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ не влечет за собой изменения правового режима земель, находящихся в границах указанных норм.
Следовательно, утверждение в генеральном плане города функциональных зон, не соответствующих фактическому использованию территорий, не противоречит действующему градостроительному законодательству и не может нарушать права и законные интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
13. Органы государственной власти не обязаны определять функциональные зоны в генеральном плане города в соответствии с фактическим использованием территории
Апелляционное определение Брянского областного суда от 22 сентября 2015 г. по делу N 33а-3297/2015
В силу ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования (генеральном плане) назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений.
Градостроительный кодекс РФ не содержит норм, обязывающих органы государственной власти определять функциональные зоны в генеральном плане города исключительно в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие (изменение) в будущем.
В силу ст. 9 ГрК РФ такое территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования (генеральном плане) назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений.
Градостроительный кодекс РФ не содержит норм, обязывающих органы государственной власти определять функциональные зоны в генеральном плане города в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие (изменение) в будущем.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 18 мая 2015 г. N 3-84/15
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит нормы, обязывающие органы власти определять функциональные зоны в генеральном плане в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку исходя из главы 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план Санкт-Петербурга является документом планирования, несет функцию определения назначения территорий исходя из планов развития территории города в целом и не направлен на фиксацию существующего положения.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит нормы, обязывающей органы местного самоуправления определять функциональные зоны в генеральном плане с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования, с учетом распорядительных актов уполномоченных органов об отводе земельных участков под строительство.
Утверждение в документах территориального планирования (генеральном плане города Твери) функциональных зон в силу пункта 12 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ не влечет за собой изменения правового режима земель, находящихся в границах указанных норм.
Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу.
14. Органы государственной власти обязаны определять функциональные зоны в генеральном плане города в соответствии с фактическим использованием территории
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Градостроительный кодекс РФ ориентирует органы государственной власти определять функциональные зоны в генеральном плане города в соответствии с уже сложившимся, фактическим использованием территории с целью обеспечения прав и интересов землепользователей с учётом развития (изменения) территории в будущем.
15. Обязанности органа местного самоуправления предоставить определенную информацию в соответствии с п. 9 ст. 9 ГрК РФ должна корреспондировать законодательно установленная обязанность иметь такую информацию
Из [п. 9 ст. 9 ГрК РФ] следует, что обязанности органа местного самоуправления предоставить определенную информацию, в данном случае - список координат характерных точек границ территориальных зон, должна корреспондировать законодательно установленная обязанность иметь такую информацию.
16. ГрК РФ не предусматривает понятия и порядка учета интересов граждан и их объединений для территориального планирования
В соответствии со статьей 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом понятие и порядок учета интересов граждан и их объединений в законодательстве отсутствуют.
В статье 9 Градостроительного кодекса РФ законодатель обозначил общие положения о документировании процесса территориального планирования.
В соответствии со ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечение учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом понятие и порядок учета интересов граждан и их объединений в законодательстве отсутствуют.
В статье 9 Градостроительного кодекса РФ законодатель обозначил общие положения о документировании процесса территориального планирования.
17. Решение о резервировании земель принимается в соответствии с документацией по планировке территории
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 70.1 ЗК РФ).
В силу части 3 статьи 9, части 1 статьи 18 и части 3 статьи 23 ГрК РФ карты (схемы) планируемого размещения объектов местного значения входят в состав генеральных планов поселений и городских округов, которые являются документами территориального планирования указанных муниципальных образований и подлежат обязательному применению органами местного самоуправления при принятии решений.
Таким образом, решение о резервировании земель, расположенных в границах городского округа, может быть принято уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с генеральным планом городского округа.
В части 4 статьи 9 ГрК РФ установлено, что по общему правилу не допускается принятие органами местного самоуправления решений о резервировании земель при отсутствии документов территориального планирования.
По смыслу приведенных норм ГрК РФ и Положения о резервировании земель решение о резервировании земель для размещения объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах городского округа, может быть принято соответствующим органом местного самоуправления только в полном соответствии с генеральным планом городского округа и в том случае, если эти земли не предоставлены гражданам и юридическим лицам.
18. Вид разрешенного использования земельного участка представляет собой вид деятельности, который разрешено осуществлять на земельном участке в соответствии с градостроительным регламентом применительно к соответствующим территориальным зонам
По смыслу пункта 1 статьи 9, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка - вид деятельности, который разрешено осуществлять на земельном участке в соответствии с градостроительным регламентом применительно к соответствующим территориальным зонам.
По смыслу пункта 1 статьи 9, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка - вид деятельности, который разрешено осуществлять на земельном участке в соответствии с градостроительным регламентом применительно к соответствующим территориальным зонам.
По смыслу пункта 1 статьи 9, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка - вид деятельности, который разрешено осуществлять на земельном участке в соответствии с градостроительным регламентом применительно к соответствующим территориальным зонам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Градостроительного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики.
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Власовым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Н. Иночкиной, А. Ковбелем, Е. Костиковой, С. Кошелевым, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Назаровой, О. Петровой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Т. Эльгиной.