Энциклопедия судебной практики
Документы территориального планирования муниципальных образований
(Ст. 18 ГрК)
1. Целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры
Целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат существующие красные линии и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
Целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
У органа местного самоуправления отсутствует обязанность определять функциональные зоны в генеральном плане города в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план является документом планирования. Соответственно, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации положения о территориальном планировании является частью генерального плана городского округа.
Целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
У органа местного самоуправления отсутствует обязанность определять функциональные зоны в генеральном плане города в соответствии с фактическим использованием территории. Планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем.
Согласно положениям статьи 23 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства и границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон.
Соответственно, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, на ее возможное изменение в будущем.
Апелляционное определение Брянского областного суда от 22 сентября 2015 г. по делу N 33а-3297/2015
Градостроительный кодекс РФ не содержит норм, обязывающих органы государственной власти определять функциональные зоны в генеральном плане города исключительно в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие (изменение) в будущем.
Апелляционное определение Тюменского областного суда от 12 августа 2015 г. N 33-4385/2015
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих осуществлять планирование территории в соответствии с её фактическим использованием, поскольку такое планирование, предусматривая учёт сложившегося землепользования, направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие (изменение) соответствующей территории в будущем.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит положений, обязывающих органы власти определять функциональные зоны в документах территориального планирования в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территорий направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие (то есть изменение в будущем) территории.
2. Решение о резервировании земель принимается в соответствии с документацией по планировке территории
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 70.1 ЗК РФ).
В силу части 3 статьи 9, части 1 статьи 18 и части 3 статьи 23 ГрК РФ карты (схемы) планируемого размещения объектов местного значения входят в состав генеральных планов поселений и городских округов, которые являются документами территориального планирования указанных муниципальных образований и подлежат обязательному применению органами местного самоуправления при принятии решений.
Таким образом, решение о резервировании земель, расположенных в границах городского округа, может быть принято уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с генеральным планом городского округа.
К числу документов территориального планирования городских округов относятся генеральные планы городских округов (часть 1 стать 18 ГрК РФ).
По смыслу приведенных норм ГрК РФ и Положения о резервировании земель решение о резервировании земель для размещения объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах городского округа, может быть принято соответствующим органом местного самоуправления только в полном соответствии с генеральным планом городского округа и в том случае, если эти земли не предоставлены гражданам и юридическим лицам.
3. При продаже земельного участка орган местного самоуправления обязан учитывать содержащиеся в генеральном плане сведения о планируемых к размещению на данном участке объектах местного значения
При разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, необходимо руководствоваться следующим.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральный план поселения относится к документам территориального планирования.
Следовательно, при решении вопроса о возможности продажи в порядке статьи 36 ЗК РФ земельного участка, расположенного на территории городского округа, уполномоченный орган местного самоуправления обязан учитывать содержащиеся в генеральном плане городского округа сведения о планируемых к размещению в пределах границ данного земельного участка объектах местного значения, в том числе автомобильных дорогах. При наличии в генеральном плане городского поселения указанных сведений орган местного самоуправления в силу положений части 4 статьи 28, абзаца 2 части 7 статьи 36 и части 12 статьи 85 ЗК РФ обязан принять решение об отказе в предоставлении в собственность соответствующего земельного участка, испрашиваемого лицом в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ.
4. Документы территориального планирования муниципального образования регламентируют правоотношения в сфере развития данного муниципального образования
В силу статьи 18 ГрК РФ генеральный план относится к документам территориального планирования муниципального образования.
Генеральный план и Правила землепользования относятся к градостроительным документам, регламентирующим правоотношения в сфере развития городского округа, взаимно дополняют друг друга, а потому земельный участок должен предоставляться с учетом требований не отдельно каждого из указанных документов, а всех в совокупности.
5. Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон
Генеральный план поселения относится к документам территориального планирования (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 11 и 12 статьи 9 Кодекса генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов должны утверждаться на срок не менее чем двадцать лет. Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Градостроительный кодекс РФ не содержит норм, устанавливающих, что в случае утверждения генерального плана городского округа изменяется правовой режим территорий, существующий до утверждения генерального плана.
6. ГрК РФ не содержит запрета на формирование земельных участков и осуществление любого строительства без утвержденной документации по планировке территории
Генеральные планы поселений в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) являются документами территориального планирования муниципальных образований. По терминологии ГрК РФ, градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории.
Разработка генерального плана поселения и неутверждение его органом местного самоуправления не могут являться обстоятельствами, имеющими юридическое значение при решении вопроса о выборе земельного участка и предоставлении гражданину, поскольку подобное бездействие муниципального органа ведет к нарушению прав граждан на получение в аренду земельного участка в границах поселения.
Как правильно указано в обжалуемом решении суда, отсутствие генерального плана поселения не является основанием для отказа в согласовании и утверждении акта выбора земельного участка под строительство.
Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу
7. Предоставление земельных участков без утвержденных в установленном порядке проектов планировки территории не допускается
По смыслу статей 9, 18, 19 и 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации планируемое размещение объектов капитального строительства местного значения отражается на схемах территориального планирования, которые входят в состав генерального плана города. Документы территориального планирования являются обязательными для органов местного самоуправления при принятии решений и их реализации. Предоставление земельных участков без утвержденных в установленном порядке проектов планировки территории не допускается.
8. Постановление об утверждении территориальных схем размещения рекламных конструкций не является утверждением документа территориального планирования в смысле ст. 18 ГрК РФ
Оспаривая постановление [об утверждении территориальных схем размещения рекламных конструкций], общество указывает на несоответствие его части 15 статьи 19 Закона о рекламе, в соответствии с которой решение об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции может быть принято органом местного самоуправления в случае несоответствия установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану.
В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов и генеральные планы поселений, городских округов.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, оспоренное постановление об утверждении территориальных схем размещения рекламных конструкций не является утверждением документа территориального планирования в смысле статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и установка рекламных конструкций в месте, не предусмотренном данным постановлением, не влечет последствия, предусмотренные пунктами 15 и 20 статьи 19 Закона о рекламе.
9. Право муниципального образования на размещение объектов в границах муниципального образования гарантируется предусмотренной ст. 18 ГрК РФ возможностью утвердить генеральный план поселения
Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что право муниципального образования на создание условий для достойной жизни жителей города, в том числе на размещение объектов в границах муниципального образования с учетом интересов его жителей, гарантируется предусмотренной статьей 8 и 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации возможностью городских поселений утвердить генеральный план поселения, с учетом которого в дальнейшем и будут утверждаться схемы расположения земельных участков на территории города.
10. Документы территориального планирования составляются в отношении муниципальных образований, а не отдельных населенных пунктов
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2007 г. N 4-Г07-17
Согласно ст. ст. 9, 18 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования, в том числе генеральные планы, составляются в отношении муниципальных образований, а не отдельных населенных пунктов. Поскольку город никогда не являлся муниципальным образованием, то в отношении территории только города генеральный план составляться не мог.
11. Генеральный план поселения не имеет правоустанавливающего значения для вопроса о границах соответствующего поселения, границы которого устанавливаются (изменяются) законами субъекта РФ
Исходя из положений статьей 18, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в генеральных планах поселений, действительно, отображаются границы соответствующих поселений. Однако генеральный план поселения является документом территориального планирования соответствующего поселения - не более того.
Соответственно генеральный план поселения не имеет правоустанавливающего значения для вопроса о границах соответствующего поселения, границы которого отображены на содержащейся в этом плане карте поселения.
12. Перечень документов территориального планирования, установленный ст. 18 ГрК РФ, является закрытым
Документы территориального планирования муниципальных образований определены в пункте 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом перечень документов территориального планирования, установленный данной нормой, является закрытым. Утверждение иных документов территориального планирования, в том числе генерального плана отдельного населенного пункта, входящего в состав поселения, приведенными выше нормами не предусмотрено.
13. Разработка документов территориального планирования муниципального образования относится к числу публичных полномочий органа местного самоуправления в области градостроительной деятельности
Разработка документов территориального планирования муниципального образования по смыслу норм ст. 8, 9, 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации относится к числу публичных полномочий органа местного самоуправления в области градостроительной деятельности, а в силу ст. 2 Кодекса обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования относится к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
По смыслу норм статей 8, 9, 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации разработка документов территориального планирования муниципального образования относится к числу публичных полномочий органа местного самоуправления в области градостроительной деятельности, а в силу статьи 2 данного Кодекса обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования относится к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
14. Карты (схемы) планируемого размещения объектов местного значения являются составной частью документов территориального планирования
В силу части 3 статьи 9, части 1 статьи 18 и части 3 статьи 23 ГрК РФ карты (схемы) планируемого размещения объектов местного значения входят в состав генеральных планов поселений и городских округов, которые являются документами территориального планирования указанных муниципальных образований и подлежат обязательному применению органами местного самоуправления при принятии решений.
15. Отнесение земельного участка к землям общего пользования подтверждается документами территориального планирования, включающими красные линии, обозначающие границы таких земель (территорий)
Судебные инстанции при оценке доказательств правомерно исходили из того, что в силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 9, 18, 41, 42 Градостроительного кодекса Российской факт отнесения земельного участка к землям общего пользования может быть подтверждён, в том числе документами территориального планирования, включающими красные линии, обозначающие границы таких земель (территорий), в отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации.
16. Градостроительный план поселения как документ территориального планирования муниципальных образований подготавливается и утверждается применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения
В соответствии со статьями 18, 23 и 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план поселения как документ территориального планирования муниципальных образований подготавливается и утверждается применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, и содержит, в частности: карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа (пункт 3 части 3 статьи 23); карту функциональных зон поселения или городского округа (пункт 4 части 3 статьи 23).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Градостроительного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики.
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Власовым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Н. Иночкиной, А. Ковбелем, Е. Костиковой, С. Кошелевым, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Назаровой, О. Петровой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Т. Эльгиной.