Энциклопедия судебной практики
Содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа
(Ст. 23 ГрК)
1. Генеральный план города является проектным документом, на основании которого осуществляются планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий
Генеральный план в соответствии со статьей 23 Кодекса содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Таким образом, генеральный план города - проектный документ, на основании которого осуществляются планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий.
2. Генеральный план поселения, городского округа относится к градостроительной документации, а именно к документам территориального планирования
На основании пункта 2 части 3 статьи 23 ГрК РФ в генеральном плане поселения, городского округа, относящегося к градостроительной документации, а именно к документам территориального планирования, должна содержаться карта планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа.
На основании пункта 2 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в генеральном плане поселения, городского округа, относящегося к градостроительной документации, а именно к документам территориального планирования, должна содержаться карта планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа.
На основании пункта 2 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в генеральном плане поселения, городского округа, относящегося к градостроительной документации, а именно к документам территориального планирования, должна содержаться карта планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа.
3. Целью составления документации по планировке территории, в т.ч. генерального плана, является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры
Целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат существующие красные линии, и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
Целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
У органа местного самоуправления отсутствует обязанность определять функциональные зоны в генеральном плане города в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план является документом планирования. Соответственно, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации положения о территориальном планировании является частью генерального плана городского округа.
Целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
У органа местного самоуправления отсутствует обязанность определять функциональные зоны в генеральном плане города в соответствии с фактическим использованием территории. Планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем.
Согласно положениям статьи 23 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства и границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон.
Соответственно, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, на ее возможное изменение в будущем.
Апелляционное определение Брянского областного суда от 22 сентября 2015 г. по делу N 33а-3297/2015
Градостроительный кодекс РФ не содержит норм, обязывающих органы государственной власти определять функциональные зоны в генеральном плане города исключительно в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие (изменение) в будущем.
Апелляционное определение Тюменского областного суда от 12 августа 2015 г. N 33-4385/2015
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих осуществлять планирование территории в соответствии с её фактическим использованием, поскольку такое планирование, предусматривая учёт сложившегося землепользования, направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие (изменение) соответствующей территории в будущем.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит положений, обязывающих органы власти определять функциональные зоны в документах территориального планирования в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территорий направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие (то есть изменение в будущем) территории.
4. Утверждение градостроительной документации относится к полномочиям органов власти городского поселения в рамках реализации публичных полномочий по осуществлению градостроительной деятельности
Из взаимосвязи положений Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельного участка, определяющее возможность или невозможность строительства того или иного объекта, определяется не на основании гражданско-правового договора, а в соответствии градостроительной документацией о градостроительном планировании развития территорий городских поселений, утверждение которой в силу статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к территории города Москвы относится к полномочиям органов власти города в рамках реализации публичных полномочий по осуществлению градостроительной деятельности на территории города Москвы.
5. Принятие генерального плана как документа территориального планирования, а также определение функциональных зон является полномочием органов государственной власти субъекта РФ
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 июня 2013 г. N 78-АПГ13-10
Статьей 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены особенности правового регулирования градостроительной деятельности в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, в соответствии с частью 3 которой документом территориального планирования города федерального значения Санкт-Петербурга является генеральный план Санкт-Петербурга, включающий в себя сведения, предусмотренные статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также карты планируемого размещения объектов регионального значения на территории города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга.
В силу статьи 23 указанного Кодекса генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Проанализировав приведенные нормы федерального закона, суд пришел к правильному выводу о том, что принятие генерального плана как документа территориального планирования, а также определение функциональных зон является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и законодатель Санкт-Петербурга, приняв названные документы, предоставленную ему законом компетенцию не превысил.
6. Генеральный план отражает в себе перспективное развитие городского округа и определяет функциональное назначение того или иного района
В соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса РФ подготовка генеральных планов городских округов осуществляется применительно ко всем территориям поселений, городских округов.
Генеральный план отражает в себе перспективное развитие городского округа, и определяет функциональное назначение того или иного района.
7. В генеральном плане городского округа указываются не любые строительные объекты, а зоны градостроительного планирования и зонирования, специальные объекты местного значения
Определение Московского областного суда от 23 августа 2011 г. Дело N 33-18811
Суд обоснованно отклонил как несостоятельный довод заявительницы о незаконности оспариваемого постановления в связи с отсутствием указания на предприятие по переработке отходов производства и потребления в генеральном плане городского округа: по смыслу ст. 23 Градостроительного кодекса РФ в генеральном плане городского округа указываются лишь зоны градостроительного планирования и зонирования, специальные объекты местного значения, а не любые строительные объекты.
8. Из ст. 23 ГрК РФ не следует, что генеральный план городского округа должен включать в себя сведения об установлении красных линий
Из статьи 23 ГрК РФ, регламентирующей содержание генерального плана городского округа, не следует, что он должен включать в себя сведения об установлении красных линий. Красные линии являются частью проекта планировки территории города (пункт 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ), который, по мнению Общества, не был подготовлен и утвержден, вследствие чего им не оспаривался. Более того, из содержания заявления Общества следует, что красные линии в составе Генерального плана муниципального образования "Город Калининград" не утверждались, поскольку проекты планировки и межевания на территории спорного участка не изготавливались, а в схеме перспективного развития магистральной улично-дорожной сети красные линии также не выделены и не указаны. Таким образом, основание заявления Общества противоречит его требованию.
9. Генеральный план может считаться достаточным основанием для принятия решения об ограничении оборота земель
В силу ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Генеральный план является документом территориального планирования, содержащим соответствующие карты (схемы) и может считаться достаточным основанием для принятия решения об ограничении оборота земель.
10. Утвержденная проектная документация и наличие права пользования земельным участком являются основанием для выдачи разрешения на строительство объектов недвижимости
Выдача разрешений на строительство объектов недвижимости относится к ведению муниципальных образований. Основанием для выдачи разрешения являются наличие права пользования земельным участком и утвержденная проектная документация (ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
11. Градостроительный план поселения как документ территориального планирования муниципальных образований подготавливается и утверждается применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения
В соответствии со статьями 18, 23 и 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план поселения как документ территориального планирования муниципальных образований подготавливается и утверждается применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, и содержит, в частности: карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа (пункт 3 части 3 статьи 23); карту функциональных зон поселения или городского округа (пункт 4 части 3 статьи 23).
12. Карты (схемы) планируемого размещения объектов местного значения являются входят в состав генеральных планов муниципальных образований
В силу части 3 статьи 9, части 1 статьи 18 и части 3 статьи 23 ГрК РФ карты (схемы) планируемого размещения объектов местного значения входят в состав генеральных планов поселений и городских округов, которые являются документами территориального планирования указанных муниципальных образований и подлежат обязательному применению органами местного самоуправления при принятии решений.
13. Решение о резервировании земель принимается в соответствии с генеральным планом муниципального образования
В силу части 3 статьи 9, части 1 статьи 18 и части 3 статьи 23 ГрК РФ карты (схемы) планируемого размещения объектов местного значения входят в состав генеральных планов поселений и городских округов, которые являются документами территориального планирования указанных муниципальных образований и подлежат обязательному применению органами местного самоуправления при принятии решений.
Таким образом, решение о резервировании земель, расположенных в границах городского округа, может быть принято уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с генеральным планом городского округа.
По смыслу норм ГрК РФ и Положения о резервировании земель решение о резервировании земель для размещения объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах городского округа, может быть принято соответствующим органом местного самоуправления только в полном соответствии с генеральным планом городского округа и в том случае, если эти земли не предоставлены гражданам и юридическим лицам.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 23 ГрК РФ генеральный план городского поселения должен содержать: положение о территориальном планировании, в котором должны содержаться сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения городского округа, их основные характеристики, их местоположение; карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа, на которой должны отображаться планируемые для размещения объекты местного значения городского округа, относящиеся, в том числе, к электро-, тепло-, газо- и водоснабжению населения, водоотведению.
Таким образом, как верно отмечено судами обеих инстанций, решение о резервировании в границах городского округа земель для строительства на них, то есть для размещения на них в будущем объектов местного значения может быть принято органом местного самоуправления только при наличии в генеральном плане городского округа соответствующих сведений об этих объектах. При отсутствии в генеральном плане городского округа таких сведений данное решение не может быть принято.
14. Генеральный план поселения не имеет правоустанавливающего значения для вопроса о границах соответствующего поселения, которые устанавливаются (изменяются) законами субъекта РФ
Исходя из положений статьей 18, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в генеральных планах поселений, действительно, отображаются границы соответствующих поселений. Однако генеральный план поселения является документом территориального планирования соответствующего поселения - не более того.
Соответственно генеральный план поселения не имеет правоустанавливающего значения для вопроса о границах соответствующего поселения, границы которого отображены на содержащейся в этом плане карте поселения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Градостроительного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на июнь 2020 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики.
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Власовым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Н. Иночкиной, А. Ковбелем, Е. Костиковой, С. Кошелевым, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Назаровой, О. Петровой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Т. Эльгиной.