Энциклопедия судебной практики
Обязательное раскрытие обществом информации
(Ст. 92 Федерального закона "Об акционерных обществах")
1. Информация, обязательная к размещению обществом, не может квалифицироваться как реклама
Согласно п. 1 ст. 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
При применении данной нормы судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со ст. 92 Федерального закона "Об акционерных обществах".
В соответствии с п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, не является рекламой.
Согласно п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами Закона о рекламе" при применении данной нормы судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации (п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе").
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" при применении данной нормы судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
2. Неполное раскрытие обществом информации, подлежащей обязательному размещению, само по себе не позволяет квалифицировать ее как рекламу
То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
То обстоятельство, что информация, обязательна к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
3. Информация, являющаяся обязательной к раскрытию обществом, не может квалифицироваться как коммерческая тайна
При решении вопроса о проведении разбирательства дела в закрытом судебном заседании по мотиву сохранения коммерческой тайны судам надлежит учитывать, что режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении сведений, перечисленных в ст. 5 Федерального закона "О коммерческой тайне", а также сведений, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами (п. 11 ст. 5 Федерального закона "О коммерческой тайне"). Кроме того, следует иметь в виду, что перечень таких сведений содержится и в постановлении Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну".
Утверждение общества о том, что сведения о размере вознаграждения единоличного исполнительного органа составляют коммерческую тайну, противоречит положениям Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне". Согласно пункту 11 статьи 5 данного Закона режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
Сведения о размере вознаграждения не могут быть отнесены к коммерческой тайне, поскольку обязанность по раскрытию данной информации вытекает из статьи 92 Закона об акционерных обществах, была предусмотрена Положением N 06-117/пз-н.
Примененное судом Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР от 10.10.2006 г. N 06-117/пз-н признано утратившим силу Приказом ФСФР от 04.10.2011 г. N 11-46/пз-н "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг", впоследствии также утратившего силу на основании п. 92.2 Положения Банка России от 30.12.2014 г. N 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг"
4. Раскрытие обществом сведений об аффилированных лицах осуществляется независимо от эмиссии ценных бумаг
Согласно п. 1 ст. 92 ФЗ "Об акционерных обществах" открытое акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с п. 2 этой же статьи обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое акционерное общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В силу п.п. 8.1.1, 8.1.2, 8.5.1 и 8.5.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг от 16.03.2005 N 05-5/пз-н открытые акционерные общества, а также закрытые акционерные общества, осуществившие (осуществляющие) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, обязаны раскрывать сведения об аффилированных лицах акционерного общества в форме представления в регистрирующий орган списка его аффилированных лиц в срок не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала. При этом обязанность по раскрытию информации возникает для открытых акционерных обществ - с даты государственной регистрации открытого акционерного общества, для закрытых акционерных обществ - с даты, следующей за датой государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) облигаций или иных ценных бумаг закрытого акционерного общества, размещаемых путем открытой подписки (публичного размещения).
На основании анализа указанных норм суд пришел к выводу о том, что требование о раскрытии информации об аффилированных лицах распространяется на все открытые акционерные общества вне зависимости от факта публичного размещения ими облигаций или иных ценных бумаг и независимо от того, является ли открытое акционерное общество (Эмитент) профессиональным участником рынка ценных бумаг.
5. Обязательность раскрытия информации предполагает наличие у контрагентов общества возможности самостоятельно получать информацию, подлежащую раскрытию
В соответствии с положениями статьи 92 Закона об акционерных обществах и подпунктом 4 пункта 8.1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам в Российской Федерации от 04.10.2011 N 11-46/пз-н, открытое общество обязано раскрывать сведения об аффилированных лицах акционерного общества в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Суды не установили, имел ли Банк, действуя с должной степенью заботливости и осмотрительности, возможность в момент совершения спорной сделки получить информацию об акционерах заемщика и его поручителя (учитывая наличие у Общества обязанности раскрывать информацию об аффилированных лицах), были ли Банку на момент совершения спорных сделок представлены доказательства соблюдения порядка их одобрения акционерами Общества.
Положением Банка России от 30.12.2014 г. N 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" примененное судом Положение ФСФР признано не подлежащим применению, однако сходная по содержанию норма об обязании акционерных обществ, предусмотренных ст. 92 Закона об акционерных обществах, раскрывать информацию об аффилированных лицах содержится в п. 69.1 действующего Положения
В силу пункта 1 статьи 92 Закона об акционерных обществах открытое общество обязано раскрывать всю информацию, в том числе бухгалтерскую отчётность. Следовательно, кассатор мог быть осведомлен о финансовом состоянии должника. Подателем жалобы не представлено доказательств того, что при должной степени осмотрительности и добросовестности им осуществлялись проверки финансового состояния обществ при заключении спорного договора и соответствия использования кредитных средств целям финансирования и фактического их использования.
6. Установление органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг состава информации, подлежащей раскрытию обществом, а также его порядка не создает правовой неопределенности и не противоречит иным нормам закона
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 18 января 2011 г. N КАС10-673
Статьей 30 Закона о рынке ценных бумаг закреплено, что под раскрытием информации понимается обеспечение её доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей её нахождение и получение. Состав информации, порядок и сроки её раскрытия, а также порядок и сроки представления отчётности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с п.п. 4, 12 и 13 ст. 42 Закона о рынке ценных бумаг федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчётно-депозитарной деятельности; обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулирования рынка ценных бумаг; обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
Исходя из приведённых законоположений суд сделал правильный вывод о том, что федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг наделён законодателем полномочиями по определению объёма, состава и порядка раскрытия информации, которую эмитент обязан раскрывать, а также по обеспечению создания общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 17 октября 2002 г. N КАС02-568
Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в ст. 30 под раскрытием информации о ценных бумагах понимает обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.
В ст.ст. 23, 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" определено, в каких формах информация о выпуске ценных бумаг раскрывается эмитентом, а именно: ежеквартальный отчет эмитента и сообщения о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента.
Согласно ст. 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" порядок и процедуры раскрытия информации устанавливаются Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг РФ.
На основании изложенных норм Федерального закона Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу о том, что оспоренное Положение о ежеквартальном отчете эмитента эмиссионных ценных бумаг (утратило силу) принято ФКЦБ России в полном соответствии с требованиями закона и в пределах имеющихся у федеральной комиссии полномочий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон об акционерных обществах" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 августа 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон об акционерных обществах" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом филологических наук А. Ефременковым, кандидатом юридических наук А. Фроловой, кандидатом юридических наук С. Хаванским, М. Михайлевской, Ю. Рожковой, П. Шумилиным.