Энциклопедия судебной практики
Аренда транспортных средств с экипажем. Особенности аренды отдельных видов транспортных средств
(Ст. 641 ГК)
1. Регулирование договоров аренды морского судна с экипажем
1.1. Договоры фрахтования судна на время (тайм-чартер) регулируются, в частности, нормами Кодекса торгового мореплавания РФ
В силу статьи 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Согласно статье 198 КТМ РФ договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. В тайм-чартере должны быть указаны наименования сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера (статья 200 КТМ РФ).
Проанализировав содержание тайм-чартера с позиций приведенных норм права и статьи 432 ГК РФ, суды признали его незаключенным, в том числе по причине недостижения сторонами соглашения по всем существенным для данного вида договора условиям.
2. Особенности оформления фрахтователем договора морской перевозки
2.1. Фрахтователь оформляет договор морской перевозки груза с помощью чартера на рейс, букин-нота, коносамента, морской накладной и других перевозочных документов
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 мая 2007 г. N А55-4372/2006-51
Судовладелец от своего имени отфрахтовывает судно на срок другому лицу - фрахтователю. Последний фрахтует его на определенный срок для осуществления целей торгового мореплавания. Зафрахтованные на время суда могут использоваться для перевозки грузов. Фрахтователь может использовать зафрахтованное на время судно для перевозки грузов третьих лиц. При этом он заключает договор морской перевозки груза не от имени первоначального судовладельца, а от своего имени, выступая по отношению к третьим лицам-грузовладельцам в качестве перевозчика. Договор морской перевозки груза оформляется в этом случае с помощью чартера на рейс, букин-нота, коносамента, морской накладной, других перевозочных документов. Подписывая такие документы, фрахтователь принимает на себя ответственность перевозчика.
3. Правоотношения, к которым применяется Кодекс внутреннего водного транспорта РФ
3.1. К аренде судна внутреннего плавания, эксплуатирующегося на внутренних водных путях РФ, применяется Кодекс внутреннего водного транспорта РФ
Судом установлено, что теплоход, судовладельцем которого является ответчик, относится к типу судна внутреннего плавания, эксплуатировался на внутренних водных путях Российской Федерации, в связи с чем к отношениям сторон применимы нормы Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
4. Государственная регистрация договора аренды судна внутреннего плавания
4.1. Правила государственной регистрации судов от 26.09.2001 не предусматривают государственной регистрации договоров аренды речных судов
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 апреля 2011 г. N 14736/09
Согласно п. 4 ст. 63 КВВТ РФ, введенному в действие ФЗ от 28.07.2012 N 131-ФЗ, договор аренды судна без экипажа вступает в силу после регистрации этого договора органом государственной регистрации судна
Порядок осуществления государственной регистрации судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации определяется правилами государственной регистрации судов, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (часть 2 статьи 19 КВВТ).
В соответствии с пунктом 77 Правил в раздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) вещных прав, в том числе записи о прочих ограничениях (обременениях).
Лист записи о прочих ограничениях (обременениях) (приложение N 11) предназначен для регистрации иных видов ограничений (обременений), которые не вошли в подразделы раздела III (аренда судов) (пункт 94 Правил).
В силу части 2 статьи 609 Гражданского кодекса договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Исходя из статьи 643 Гражданского кодекса, договор аренды транспортного средства без экипажа должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока, к нему не применяются правила о регистрации договоров аренды, предусмотренные пунктом 2 статьи 609 названного Кодекса.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса, КВВТ и Правил не содержат требований о государственной регистрации договоров аренды речных судов.
5. Существенные условия договора фрахтования судна на время
5.1. Название судна, его технические и эксплуатационные данные считаются существенными условиями договора фрахтования судна на время
В силу статьи 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Согласно статье 198 КТМ РФ договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. В тайм-чартере должны быть указаны наименования сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера (статья 200 КТМ РФ).
Проанализировав содержание тайм-чартера с позиций приведенных норм права и статьи 432 ГК РФ, суды признали его незаключенным, в том числе по причине недостижения сторонами соглашения по всем существенным для данного вида договора условиям.
5.2. Район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна считаются существенными условиями договора фрахтования судна на время
В силу статьи 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Согласно статье 198 КТМ РФ договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. В тайм-чартере должны быть указаны наименования сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера (статья 200 КТМ РФ).
Проанализировав содержание тайм-чартера с позиций приведенных норм права и статьи 432 ГК РФ, суды признали его незаключенным, в том числе по причине недостижения сторонами соглашения по всем существенным для данного вида договора условиям.
5.3. Ставка фрахта считается существенным условием договора фрахтования судна на время
В силу статьи 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Согласно статье 198 КТМ РФ договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. В тайм-чартере должны быть указаны наименования сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера (статья 200 КТМ РФ).
Проанализировав содержание тайм-чартера с позиций приведенных норм права и статьи 432 ГК РФ, суды признали его незаключенным, в том числе по причине недостижения сторонами соглашения по всем существенным для данного вида договора условиям.
5.4. Срок действия тайм-чартера считается существенным условием договора фрахтования судна на время
В силу статьи 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Согласно статье 198 КТМ РФ договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. В тайм-чартере должны быть указаны наименования сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера (статья 200 КТМ РФ).
Проанализировав содержание тайм-чартера от 03.11.2012 с позиций приведенных норм права и статьи 432 ГК РФ, суды признали его незаключенным, в том числе по причине недостижения сторонами соглашения по всем существенным для данного вида договора условиям.
6. Обязанности арендодателя по договору аренды судна внутреннего плавания с экипажем
6.1. Перечень судовых документов, которые должны находиться на судне, предусмотрен ст. 14 КВВТ РФ
В статье 14 КВВТ РФ содержится перечень судовых документов, которые должны находиться на подлежащих регистрации судах, за исключением судов, указанных в пункте 9 названной статьи.
6.2. Отсутствие документа, истребуемого Российским речным регистром в соответствии с утратившим силу нормативно-правовым актом, не считается препятствием для использования арендованного судна арендатором
После завершения перегона РРР предписал судовладельцу предъявить судно эксперту РРР к внеочередному освидетельствованию согласно пункту 2.11.38 распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 29.11.2002 N НС-148-р (в редакции от 31.12.2008) "Об утверждении Правил освидетельствования судов в эксплуатации и Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий" (далее - Распоряжение N НС-148-р).
Как следует из материалов дела, очередное освидетельствование судна проведено РРР 16.09.2012, классификационное освидетельствование - 13.10.2012.
Податель жалобы ссылается на то, что в связи с отсутствием надлежащих судовых документов (очередного освидетельствования и классификационного освидетельствования) у него отсутствовала возможность эксплуатировать судно в спорный период.
Кассационная инстанция не может согласиться с данным доводом, поскольку в связи с изданием распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 02.07.2010 N СА-54-р Распоряжение N НС-148-р утратило силу. Следовательно, предписание РРР о необходимости освидетельствования судна со ссылкой на пункт 2.11.38 Распоряжения N НС-148-р незаконно.
Руководство, на которое ссылается податель жалобы, не содержит запрета на эксплуатацию судна в отсутствие актов освидетельствования судна.
7. Оценка технического состояния судна внутреннего плавания, передаваемого в аренду
7.1. Нормативным актом, регламентирующим технические показатели судов внутреннего плавания, является Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 623
Нормативным актом, регламентирующим технические показатели элементов и оборудования судов внутреннего плавания, является Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 623.
7.2 Неисправность системы отопления судна считается недостатком, препятствующим его использованию
Неисправность системы отопления арендованного судна явилась недостатком, который препятствовал его (судна) использованию в спорный период
7.3. Использование в связи с неисправностью штатной системы отопления судна электрооборудования, не предусмотренного проектом, не свидетельствует об исправности судна, т.к. использование нештатных электрообогревательных приборов запрещено законодательством
Суд первой инстанции установил, что в нарушение пунктов 104, 105, 106, 107, подпункта "б" пункта 222, подпункта "е" пункта 370, подпункта "б" пункта 373, пунктов 365, 367 Технического регламента истец для обогрева помещений судна применял непредусмотренное проектом электрооборудование (тепловентиляторы, масляные радиаторы, электротены, два накопительных электрических водонагревателя). Для подогрева воды использовалось два накопительных электрических водонагревателя, которые также являются нештатными и запрещены к использованию в соответствии с Техническим регламентом.
Использование нештатных электрообогревательных приборов запрещено пунктом 26 Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.12.2002 N 158.
7.4. При оценке неисправности системы отопления судна как фактора, свидетельствующего о его неисправности, необходимо учитывать время года (холодное или теплое), когда имела место эта неисправность
Неисправность штатных систем отопления помещений судна, в том числе и жилых помещений экипажа судна, при эксплуатации в холодный период года влечет нарушение требований СанПиН 2.5.2-703-98, установленных для судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.1998 N 16).
Согласно пункту 2.2.2.2 СанПиН 2.5.2-703-98 при оборудовании судовых помещений системами отопления и вентиляции в холодный и теплый периоды должны быть обеспечены микроклиматические условия, указанные в таблице 2.7.
Как следует из пункта 2.14.10 Правил освидетельствования судов в эксплуатации Российского Речного Регистра (Руководство Р.035-2010), если неисправные технические средства, не подпадающие под действие Правил, препятствуют нормальной работе регламентируемых Правилами элементов судна или если их использование представляет угрозу безопасности судна, человеческой жизни, окружающей среде, сохранности грузов, то указанные технические средства должны быть приведены в исправное состояние до начала эксплуатации судна.
Неисправность указанных котлов не влияет на возможность эксплуатации судна в теплый период года, когда для соблюдения требований пункта 2.2.2.2 СанПиН 2.5.2-703-98 не требуется обогрев судовых помещений, а соответственно не требуется использование неработающих котлов либо иных нештатных источников теплоснабжения.
Для эксплуатации же судна в холодный период года и соблюдения требований пункта 2.2.2.2 СанПиН 2.5.2-703-98 требуется обогрев помещений, который допускается штатными приборами. Как следует из таблицы 2.7 СанПиН 2.5.2-703-98, холодным периодом года признается период при температуре наружного воздуха 10°С и ниже.
Согласно представленной справке уполномоченного органа от 12.03.2013 среднесуточная температура воздуха в г. Ростове-на-Дону с 23.11.2012 по 29.11.2012 и с 04.12.2012 по 31.12.2012 была ниже 10°С, вследствие чего на истце лежала обязанность по обеспечению помещений "ТО-1001" отоплением в целях поддержания нормативно минимальных температурных требований СанПиН 2.5.2-703-98.
С учетом вышеизложенных норм права и установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к выводу, что неисправность системы отопления арендованного судна явилась недостатком, который препятствовал его (судна) эксплуатации.
8. Оплата аренды судна внутреннего плавания
8.1. Договором аренды судна с экипажем могут быть предусмотрены дополнительные основания, освобождающие арендатора от оплаты аренды и расходов, связанных с судном
Согласно п. 2 ст. 65 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации арендатор освобождается от уплаты арендной платы и расходов, связанных с судном, на время, в течение которого судно было непригодно к эксплуатации по вине арендодателя. В случае если судно было непригодно к эксплуатации по вине арендатора, арендная плата подлежит выплате в полном объеме.
Судами на основании материалов дела установлено, что п. 5.6 заключенного между сторонами договора аренды предусмотрено освобождение арендатора от уплаты арендной платы и расходов, связанных с судном, на время, в течение которого судно было непригодно к эксплуатации по вине арендодателя, а также в случае нахождения судна в ремонте свыше 3-х суток. В случае если судно было непригодно к эксплуатации по вине арендатора, арендная плата подлежит выплате в полном объеме.
Таким образом, как верно указали суды, с учетом положений ст. 431 ГК РФ, из содержания п. 5.6 договора следует, что стороны предусмотрели дополнительное основание для освобождения арендатора от уплаты арендной платы по договору, а именно, в случае нахождения судна в ремонте свыше 3-х суток при отсутствии в том вины арендатора.
8.2. В правоотношениях аренды судна с экипажем бремя доказывания того, что поломка судна произошла по вине арендатора, лежит на арендодателе
Оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам, установленным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что члены экипажа являются работниками арендодателя, подчиняются его распоряжениям, относящимся к управлению и технической эксплуатации судна, суды обоснованно указали на недоказанность обществом [арендодатель] факта поломки теплохода по вине общества [арендатор].
Доказательств обратного истцом в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали обществу [арендодатель] в удовлетворении заявленных требований.
9. Обязанность фрахтователя по оплате расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией судна
9.1. Фрахтователь обязан оплачивать стоимость бункера и другие расходы и сборы, связанные с коммерческой эксплуатацией судна
В силу статьи 210 ГК РФ собственник обязан нести бремя содержания принадлежащего имущества, вместе с тем согласно статье 636 ГК РФ в случае, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов. Аналогичное положение содержится как в статье 204 Кодекса торгового мореплавания, в силу которой фрахтователь оплачивает стоимость бункера и другие связанные с коммерческой эксплуатацией судна расходы и сборы, так и в статье 62 Кодекса внутреннего водного транспорта, предусматривающей обязанность арендатора осуществлять все расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией судна, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов.
10. Государственная регистрация договора аренды воздушного судна
10.1. Статья 33 Воздушного кодекса РФ не предусматривает обязательной регистрация договоров аренды воздушного судна с экипажем
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 июля 2012 г. N 1218/12
Статьей 33 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее Воздушный кодекс), в том числе пунктом 9 этой статьи, во взаимосвязи со статьей 131 Гражданского кодекса также не предусмотрена обязательная регистрация ни договоров аренды воздушного судна без экипажа, ни порождаемых подобными договорами обременений.
10.2. ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" не предусматривает государственной регистрации договоров аренды воздушного судна с экипажем
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 июля 2012 г. N 1218/12
При этом суды апелляционной и кассационной инстанций в рассматриваемом случае ошибочно сослались на Федеральный закон от 14.03.2009 N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними". Как видно из части 1 статьи 3 данного Закона, он определяет лишь процедуру проведения регистрации и не регулирует вопросы, связанные с установлением перечня прав на воздушные суда и сделок с ними, подлежащих государственной регистрации, отсылая в этой части к нормативным предписаниям Гражданского кодекса.
10.3. Правила ведения единого государственного реестра на воздушные суда и сделок с ними не могут расширять определенного ГК РФ и Воздушным кодексом РФ перечня договоров с воздушными судами, подлежащих регистрации
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 июля 2012 г. N 1218/12
Суды апелляционной и кассационной инстанций не учли, что Правила ведения единого государственного реестра на воздушные суда и сделок с ними, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2009 N 958, не могут противоречить нормам Гражданского и Воздушного кодексов и расширять определенный названными кодексами перечень договоров с воздушными судами, подлежащих регистрации.
11. Обязанность по проведению планового ремонта арендованного воздушного судна
11.1. Последующее продление межремонтного, назначенного ресурсов и календарного срока службы самолета отнесено к обязательствам арендодателя
Рассматривая возникший между сторонами спор, арбитражные суды обеих инстанций, руководствуясь нормами статьи 634 ГК РФ, специальными положениями статьи 37 Воздушного кодекса РФ и условиями пунктов 3.3, 3.6, 5.8 договора аренды от 30.11.2009 N 115, пришли к обоснованному выводу о том, что последующее продление (в 2011 году) межремонтного, назначенного ресурсов и календарного срока службы самолета отнесено к обязательствам арендодателя, являющегося собственником воздушного судна.
12. Оплата аренды воздушного судна с экипажем
12.1. Договором аренды воздушного судна с экипажем может быть предусмотрена оплата аренды в зависимости от налета часов
01.07.2011 между ООО (арендодатель) и ООО (арендатор) заключен договор аренды воздушного судна с экипажем, в соответствии с которым арендатор арендует у арендодателя воздушное судно для осуществления полетов по проверке хозяйственной деятельности арендатора и связанных с этим перевозкой пассажиров и грузов на внутренних линиях.
Из условий договора аренды следует, что размер арендной платы зависит от количества налетов часов.
12.2. При оплате аренды количество налета часов может определяться на основании бортового журнала воздушного судна, в котором должны указываться сведения о времени вылета и прибытия воздушного судна
01.07.2011 между ООО (арендодатель) и ООО (арендатор) заключен договор аренды воздушного судна с экипажем, в соответствии с которым арендатор арендует у арендодателя воздушное судно для осуществления полетов по проверке хозяйственной деятельности арендатора и связанных с этим перевозкой пассажиров и грузов на внутренних линиях.
Из условий договора аренды следует, что размер арендной платы зависит от количества налетов часов.
Как правильно указал суд первой инстанции, одной из обязательных записей бортового журнала (пункт 2.22 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128) являются пункты и время вылета и прибытия воздушного судна.
Вместе с тем установив, что представленный в материалы дела бортовой журнал самолета (вертолета) не содержит указанных данных, что исключает возможность проверить достоверность количества часов, указанных в актах оказанных услуг, подписанных сторонами, судом первой инстанции не было предложено лицам, участвующим в деле, представить иные доказательства, свидетельствующие о количестве и времени полетов воздушного судна.
Так, исходя из положений статьи 67 Воздушного кодекса Российской Федерации, пунктов 5.68, 5.70 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России N 128 от 31.07.2009, среди обязательной документации, которую должно иметь каждое воздушное судно, является задание на полет, в котором также фиксируются пункты вылета и прибытия; планируемое и фактическое время взлета и посадки; цель полета, номер рейса.
С учетом изложенного законодательством предусмотрено наличие и ведение ряда обязательных документов, позволяющих достоверно определить количество и время полетов воздушного судна.
12.3. Если в бортовом журнале воздушного судна не указаны сведения о времени вылета и прибытия воздушного судна, суд при наличии спора о количестве налета часов должен истребовать задания на полеты
01.07.2011 между ООО (арендодатель) и ООО (арендатор) заключен договор аренды воздушного судна с экипажем, в соответствии с которым арендатор арендует у арендодателя воздушное судно для осуществления полетов по проверке хозяйственной деятельности арендатора и связанных с этим перевозкой пассажиров и грузов на внутренних линиях.
Из условий договора аренды следует, что размер арендной платы зависит от количества налетов часов.
Как правильно указал суд первой инстанции, одной из обязательных записей бортового журнала (пункт 2.22 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128) являются пункты и время вылета и прибытия воздушного судна.
Вместе с тем установив, что представленный в материалы дела бортовой журнал самолета (вертолета) не содержит указанных данных, что исключает возможность проверить достоверность количества часов, указанных в актах оказанных услуг, подписанных сторонами, судом первой инстанции не было предложено лицам, участвующим в деле, представить иные доказательства, свидетельствующие о количестве и времени полетов воздушного судна.
Так, исходя из положений статьи 67 Воздушного кодекса Российской Федерации, пунктов 5.68, 5.70 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России N 128 от 31.07.2009, среди обязательной документации, которую должно иметь каждое воздушное судно, является задание на полет, в котором также фиксируются пункты вылета и прибытия; планируемое и фактическое время взлета и посадки; цель полета, номер рейса.
С учетом изложенного законодательством предусмотрено наличие и ведение ряда обязательных документов, позволяющих достоверно определить количество и время полетов воздушного судна.
12.4. При наличии спора о количестве налета часов суд должен истребовать планы полетов, которые должны содержать в том числе информацию о маршруте полета, аэродроме и времени вылета, аэродроме назначения и расчетном времени до посадки
Между ООО (арендодатель) и ООО (арендатор) 01.07.2011 заключен договор аренды воздушного судна с экипажем, в соответствии с которым арендатор арендует у арендодателя воздушное судно для осуществления полетов по проверке хозяйственной деятельности арендатора и связанных с этим перевозкой пассажиров и грузов на внутренних линиях.
Из условий договора аренды следует, что размер арендной платы зависит от количества налетов часов.
Согласно части 1 статьи 70 Воздушного кодекса Российской Федерации полет воздушного судна выполняется в соответствии с планом полета, представленным пользователем воздушного пространства соответствующему органу единой системы организации воздушного движения, при наличии разрешения на использование воздушного пространства.
Федеральными правилами использования воздушного пространства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138, установлено, что план полета должен содержать в том числе информацию о маршруте полета; информацию об аэродроме вылета и времени вылета; информацию об аэродроме назначения и общем расчетном истекшем времени (до посадки), запасных аэродромах.
С учетом изложенного законодательством предусмотрено наличие и ведение ряда обязательных документов, позволяющих достоверно определить количество и время полетов воздушного судна.
Однако суд апелляционной инстанции, запросив у ФГУП планы полетов арендованного воздушного суда, вместе с тем не проверил соответствие данных о количестве часов налета, указанных в актах, подписанных сторонами, данным о количестве и времени полетов, содержащихся в планах полетов.
12.5. Если сторона оспаривает количество налета часов, суд должен исследовать документы, предусмотренные специальным законодательством о воздушном транспорте, позволяющие достоверно определить количество и время полетов воздушного судна
01.07.2011 между ООО (арендодатель) и ООО (арендатор) заключен договор аренды воздушного судна с экипажем, в соответствии с которым арендатор арендует у арендодателя воздушное судно для осуществления полетов по проверке хозяйственной деятельности арендатора и связанных с этим перевозкой пассажиров и грузов на внутренних линиях.
Из условий договора аренды следует, что размер арендной платы зависит от количества налетов часов.
Как правильно указал суд первой инстанции, одной из обязательных записей бортового журнала (пункт 2.22 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128) являются пункты и время вылета и прибытия воздушного судна.
Вместе с тем установив, что представленный в материалы дела бортовой журнал самолета (вертолета) не содержит указанных данных, что исключает возможность проверить достоверность количества часов, указанных в актах оказанных услуг, подписанных сторонами, судом первой инстанции не было предложено лицам, участвующим в деле, представить иные доказательства, свидетельствующие о количестве и времени полетов воздушного судна.
Согласно части 1 статьи 70 Воздушного кодекса Российской Федерации полет воздушного судна выполняется в соответствии с планом полета, представленным пользователем воздушного пространства соответствующему органу единой системы организации воздушного движения, при наличии разрешения на использование воздушного пространства.
Федеральными правилами использования воздушного пространства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138, установлено, что план полета должен содержать в том числе информацию о маршруте полета; информацию об аэродроме вылета и времени вылета; информацию об аэродроме назначения и общем расчетном истекшем времени (до посадки), запасных аэродромах.
С учетом изложенного законодательством предусмотрено наличие и ведение ряда обязательных документов, позволяющих достоверно определить количество и время полетов воздушного судна.
Однако суд апелляционной инстанции, запросив у ФГУП планы полетов арендованного воздушного суда, вместе с тем не проверил соответствие данных о количестве часов налета, указанных в актах, подписанных сторонами, данным о количестве и времени полетов, содержащихся в планах полетов.
12.6. Договором аренды самолета с экипажем может быть предусмотрено условие о минимальном гарантированном налете часов, подлежащем оплате арендатором независимо от фактического налета
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статей 65, 67, 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к положениям статей 632, 787 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 104 Воздушного кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что сторонами заключен договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем, по которому арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии оснований для взыскания стоимости гарантированного налета (250 часов) за январь 2014 года отклоняется как противоречащий условиям договора и установленным по делу обстоятельствам. Так, суды установили, что в договоре согласован минимальный гарантированный налет:
250 (двести пятьдесят) летных часов за календарный месяц. При этом ответчик в случае неиспользования часов налета в течение календарного месяца производит оплату за весь объем гарантии, предусмотренной в пункте 4.3 договора.
Поскольку фактическое использование воздушного судна определяется ответчиком, а доказательств неправомерного неисполнения истцом заявок ответчика в январе 2014 года в материалах дела не имеется, суды пришли к правильному выводу, что ответчик обязан оплатить истцу стоимость минимального гарантированного налета независимо от того, что фактический налет в январе 2014 года составил менее 250 часов.
12.7. Минимальный гарантированный налет часов должен быть оплачен арендатором независимо от фактического налета, если отсутствуют доказательства неправомерного неисполнения арендодателем заявок арендатора
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статей 65, 67, 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к положениям статей 632, 787 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 104 Воздушного кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что сторонами заключен договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем, по которому арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии оснований для взыскания стоимости гарантированного налета (250 часов) за январь 2014 года отклоняется как противоречащий условиям договора и установленным по делу обстоятельствам. Так, суды установили, что в договоре согласован минимальный гарантированный налет:
250 (двести пятьдесят) летных часов за календарный месяц. При этом ответчик в случае неиспользования часов налета в течение календарного месяца производит оплату за весь объем гарантии, предусмотренной в пункте 4.3 договора.
Поскольку фактическое использование воздушного судна определяется ответчиком, а доказательств неправомерного неисполнения истцом заявок ответчика в январе 2014 года в материалах дела не имеется, суды пришли к правильному выводу, что ответчик обязан оплатить истцу стоимость минимального гарантированного налета независимо от того, что фактический налет в январе 2014 года составил менее 250 часов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.