Энциклопедия судебной практики
Товарный знак и знак обслуживания
(Ст. 1477 ГК)
1. Основной функцией товарного знака является индивидуализация товара конкретного лица
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 апреля 2012 г. N 16577/11
Суды указали, что по смыслу статьи 1477 Гражданского кодекса основное назначение товарного знака состоит в индивидуализации товара конкретного лица: товарный знак позволяет отличать товары одного производителя от другого. Между тем у товарного знака "С ПЫЛУ С ЖАРУ" отсутствует различительная способность, поскольку данное словесное обозначение является фразеологизмом, устойчивым общераспространенным выражением, характеризующим качество и свойства товара, так как указывает на то, что предлагаемый к продаже товар является горячим, свежеизготовленным, готовым к употреблению продуктом.
Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью (пункт 1 статьи 1483 ГК РФ), в том числе трехмерных объектов, форма которых обусловлена исключительно функциональным назначением (пункт 2.3.1 Правил N 32).
Под указанное основание отказа в регистрации подпадают любые обозначения, которые в силу фактических обстоятельств не способны выполнять основную функцию, предусмотренную пунктом 1 статьи 1477 ГК РФ, а именно индивидуализировать (отличать) соответственно товары и услуги одних юридических лиц или индивидуальных предпринимателей от однородных товаров и услуг других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
2. Товарные знаки не могут быть рекламой, на такую информацию не распространяется требование ФЗ "О рекламе", и она может быть размещена на вывеске и указателе
Поскольку товарные знаки, выступающие в качестве наименования заведения и индивидуализирующие организации в месте их нахождения, не могут быть рекламой, следовательно, на такую информацию не распространяется требование Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (пункт 5 статьи 2), и она может быть размещена на вывеске и указателе.
3. Доменное имя индивидуализирует не товар, а информационный ресурс и может принадлежать как юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, так и физическим лицам
Апелляционное определение Московского городского суда от 22 июля 2014 г. N 33-29213/14
Товарный знак служит для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 1477 ГК РФ). Доменное имя призвано индивидуализировать не товар, а информационный ресурс, доменное имя может принадлежать не только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, но и физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя.
4. Товарный знак не является объектом авторских прав
Товарный знак не отнесен к объектам авторских прав в соответствии со статьей 1259 ГК РФ. Таким образом, вывод судов о нарушении ответчиком исключительных авторских прав противоречит статьям 1259, 1477 ГК РФ.
5. Охрана объектов авторского права не исключает их регистрацию и охрану в качестве товарного знака
В силу пункта 1 статьи 1477 ГК РФ товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Спорные персонажи являются частью аудиовизуального произведения - мультипликационного сериала "Маша и Медведь", в связи с чем подлежат охране как объекты авторского права.
В то же время охрана персонажей "Маша" и "Медведь" авторским правом не исключает возможность их регистрации и охраны в качестве средств индивидуализации товаров и услуг, то есть в качестве товарных знаков.
Таким образом, персонажи "Маша" и "Медведь" и соответствующие товарные знаки имеют разную правовую природу и охраняются независимо друг от друга. При этом исключительные авторские права и исключительные права на товарные знаки принадлежат одному лицу - обществу "Маша и Медведь".
6. Наличие исключительного права у юридического лица на товарный знак не является доказательством фактического осуществления хозяйственной деятельности
По смыслу статьи 1477 ГК РФ наличие у юридического лица исключительного права на товарный знак определяет возможность использования обозначения, зарегистрированного в качестве товарного знака, для индивидуализации товаров (работ, услуг) при осуществлении хозяйственной деятельности, однако не служит доказательством ее фактического осуществления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.