Энциклопедия судебной практики
Предмет регулирования настоящего Федерального закона
(Ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ ч.ч. 2, 3, 5 - 7 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" признаны утратившими силу с 1 января 2017 г.
1. Ведение государственного кадастра недвижимости и требование идентификации земельного участка как объекта гражданских и земельных отношений создают необходимые гарантии для защиты имущественных и иных прав участников земельных отношений, в том числе в судебном порядке
Определение Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2013 г. N 2108-О
Оспариваемые заявителями положения, устанавливающие требование идентификации земельного участка как объекта гражданских и земельных отношений, а также обеспечивающие ведение государственного кадастра недвижимости, имеющего публичный характер, на основе принципов преемственности, непротиворечивости и достоверности содержащихся в нем сведений, создают необходимые гарантии для защиты имущественных и иных прав всех участников земельных отношений, а также для законности и стабильности оборота земли в целом.
Эти нормы не ограничивают возможность для собственников земельных участков, ранее учтенных в государственном земельном кадастре, защищать и отстаивать свои права в суде (в том числе права, касающиеся границ и площади таких участков), представлять в указанных целях соответствующие доказательства и документы (включая документы, составленные в момент приватизации земельных участков). При этом в силу статьи 71 АПК Российской Федерации никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы, каждое доказательство подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами, а результаты оценки доказательств отражаются в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
2. Действия по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости не содержат властного волеизъявления регистрирующего органа и являются одним из элементов систематизации сведений об учтенном законом недвижимом имуществе
Кассационное определение Пермского краевого суда от 16 декабря 2010 г. по делу N 33-11001
Внесение сведений о кадастровом учете земельных участков согласно ст. 4 ФЗ [Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ] "О государственном кадастре недвижимости" является одним из элементов систематизации сведений об учтенном законом недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
В действиях по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости не выражаются какие-либо властные волеизъявления регистрирующего органа, так как регистрация проводится на основании заявлений правообладателей и иных заинтересованных лиц. Регистрирующий орган не вправе самовольно вносить и прекращать записи в государственном кадастре и, соответственно, в том случае, если лицо полагает, что нарушено его право собственности на земельный участок, оно должно обращаться в суд с соответствующими требованиями.
Сущность кадастрового учета заключается в фиксации сведений об объекте недвижимого имущества, а кадастровый учет фактически является способом систематизации данных об объектах недвижимого имущества в целях создания федерального государственного информационного ресурса.
Таким образом, кадастровый учет в отношении земельного участка по существу представляет из себя фиксацию сведений об уникальных характеристиках земельного участка.
3. Вопросы учета объектов недвижимости регулируются ФЗ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а основания возникновения, осуществления и прекращения прав на эти объекты - нормами Гражданского кодекса Российской Федерации
По смыслу частей 1-4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости (т.е. систематизированного свода сведений, в частности, об учтенном в соответствии с законом недвижимом имуществе), с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества (действиями уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений) и с осуществлением кадастровой деятельности (выполнения управомоченным лицом - кадастровым инженером) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными этим законом, кадастровых работ - работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе).
Таким образом, данный закон регулирует вопросы учета объектов недвижимости. Основания же возникновения, осуществления и прекращения прав на эти объекты определяются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а в данном случае - также Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ.
4. Осуществление кадастрового учета предусмотрено в отношении зданий и сооружений, в установленном порядке введенных в эксплуатацию, помещений, расположенных в них, а также в отношении объекта незавершенного строительства
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 2 декабря 2014 г. N 306-ЭС14-2019
Проведение кадастрового учета объекта недвижимости осуществляется в отношении здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства.
В соответствии с подпункта 6 и 14 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных; помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.
Завершение строительства и ввод объекта в эксплуатацию оформляется соответствующим разрешением, то есть документом, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Форма кадастрового паспорта помещения утверждена приказом Минэкономразвития России от 28.12.2012 N 831. Из положений приложения N 2 к указанному приказу следует, что помещение является частью здания или сооружения, а не объекта незавершенного строительства.
Системное толкование приведенных норм свидетельствует о том, что Законом о кадастре [Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] осуществление кадастрового учета предусмотрено в отношении зданий и сооружений, в установленном порядке введенных в эксплуатацию, помещений, расположенных в них, а также в отношении объекта незавершенного строительства.
[Спорным частям земельного участка присвоены учетные кадастровые номера].
Однако присвоение частям земельных участков учетных кадастровых номеров не свидетельствует об их индивидуализации в качестве самостоятельных объектов недвижимости. Таким образом, действующее законодательство не рассматривает часть земельного участка в качестве самостоятельного объекта недвижимости, объекта вещных прав. Государственная регистрация права собственности на часть земельного участка противоречит действующему законодательству.
Данная правовая позиция подтверждается определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2004 N 82-О "По запросу Первомайского районного суда города Пензы о проверке конституционности пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации", в котором прямо указано, что неделимый земельный участок является одновременно и неделимым объектом как гражданских прав, так и земельных отношений, что означает невозможность установления права собственности только лишь на его часть, - такой земельный участок выступает объектом прав в целом.
Следовало учитывать также, что часть земельного участка не может являться объектом государственного кадастрового учета. Кадастровый паспорт объекта недвижимости выдается лишь в случае постановки объекта на кадастровый учет в установленном законом порядке.
Понятие части жилого дома в Жилищном кодексе Российской Федерации не даётся. Однако из системного толкования статей 15, 16, 18 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 131, 252, 558 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона [от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ] "О государственном кадастре недвижимости", разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации [п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 1980 г. N 4 "О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей долевой собственности на жилой дом"] следует, что часть жилого дома может быть самостоятельным объектом гражданских правоотношений при условии, что эта часть является изолированной и может эксплуатироваться отдельно от других частей жилого дома.
Анализ норм Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что возможность отказа во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о частях объекта недвижимости, имеющих различные правовые статусы, не допускается.
5. Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий не является действием по кадастровому учету
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19 февраля 2015 г. N 305-КГ14-4322
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Процедура внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий не является действием по кадастровому учету, а положения статьи 16 Закона о кадастре [Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] не регулируют спорные правоотношения.
6. Исключение уникальных характеристик объекта недвижимости из сведений государственного кадастра недвижимости и отсутствие этих сведений в кадастровом учете невозможно
Исходя из смысла и содержания приведенных норм материального права [ч. 1, ч. 3 ст. 1, ч. 1, ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"], регулирующих вопросы кадастрового учета объектов недвижимости, поскольку площадь земельного участка является его уникальной характеристикой, то исключение площади земельного участка из сведений государственного кадастра недвижимости и отсутствие этих сведений в кадастровом учете невозможно.
Учитывая, что границы земельного участка были установлены при его образовании, не представляется возможным исключение из государственного кадастра недвижимости сведений только о местоположении границ земельного участка, являющихся уникальной характеристикой земельного участка в силу ч. 1 ст. 7 Закона о кадастре [Федерального закона от 24 июля 2007 г. "О государственном кадастре недвижимости"], при отсутствии которой существование земельного участка как объекта гражданских прав невозможно.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2009 г. N 11276/09
В соответствии с пунктом 3 статьи 1, статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке подтверждают факт его существования с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Упомянутая норма Закона о кадастре [Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] корреспондирует положениям пункта 3 статьи 12 Закона о регистрации [Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"], согласно которым идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается органом кадастрового учета.
7. Изменения в сведениях в кадастровом учете вносятся в установленном порядке, а в случае спора - в судебном порядке
Изменение в кадастром учете сведений о площади земельного участка в соответствии со ст. 22 ФЗ [Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ] "О государственном кадастре недвижимости" возможно после проведения процедуры межевания, а в случае возникновения спора - при установлении границ земельного участка в судебном порядке.
8. Земельный участок становится объектом гражданского оборота с момента внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости и присвоения кадастрового номера
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 декабря 2009 г. N ВАС-11794/09
Суд признал, что оспариваемый акт противоречит пункту 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 1 и пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку в гражданский оборот могут быть введены лишь земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Принимая во внимание, что до настоящего времени в отношении земельного участка, предоставленного истцу органом местного самоуправления в аренду сроком на два года, не производились землеустроительные работы по определению координат поворотных точек границ земельного участка, необходимого для размещения и обслуживания нежилого здания (мастерской), то есть земельный участок не индивидуализирован, не поставлен на кадастровый учет в соответствии с требованиями ФЗ [Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ] "О государственном кадастре недвижимости", то он не может быть объектом земельных отношений.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Астраханского областного суда от 9 июля 2014 г.
Поскольку границы земельного участка не определены, участок не сформирован и не прошел кадастровый учет, следовательно, он не может являться предметом сделки и выступать в гражданском обороте.
В силу положений ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.
Данные положения закона предписывают, что земельный участок должен быть индивидуализирован на местности, при этом границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка землеустроительных работ. Установление границ земельного участка (межевание) является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования.
Таким образом, поскольку земельный участок представляет собой часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом, то земельный участок, не поставленный на кадастровый учет, в отношении которого не проведены землеустроительные работы, не является объектом гражданских правоотношений, так как не создан в соответствии с требованиями закона.
Определение Воронежского областного суда от 17 января 2012 г. N 33-81
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона РФ [от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ] "О государственном кадастре недвижимости" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).
Исходя из положений п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 7 ФЗ [Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ] "О государственном кадастре недвижимости" земельный участок становится объектом гражданского оборота с момента внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости и присвоения кадастрового номера.
9. Заключение договора аренды, безвозмездного срочного пользования либо предоставление земельного участка в постоянное бессрочное пользование невозможно без внесения соответствующих сведений о его границе в государственный кадастр недвижимости и определения участка в качестве индивидуально-определенной вещи
Решение Верховного Суда РФ от 24 апреля 2014 г. N АКПИ14-175
Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (часть 3 статьи 1). В силу пункта 3 части 1 статьи 7, части 7 статьи 38 этого Закона [Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] уникальной характеристикой земельного участка является местоположение его границ, которое устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При отсутствии в договоре аренды условия об объекте, подлежащем передаче в аренду, в частности, данных, позволяющих определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды, оно считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (пункт 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений следует, что заключение договора аренды земельного участка (за исключением случаев переоформления прав на него) или безвозмездного срочного пользования либо предоставление земельного участка в постоянное бессрочное пользование не представляется возможным без внесения соответствующих сведений о границе земельного участка в государственный кадастр недвижимости и определения этого участка в качестве индивидуально-определенной вещи.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 апреля 2013 г. N ВАС-3626/13
[Заявлено требование о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации договора уступки прав и обязанностей по договору аренды лесного участка обязании осуществить государственную регистрацию]
Оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что на день заключения договора перенайма лесной участок, переданный в аренду, поставлен на кадастровый учет как самостоятельный объект недвижимого имущества, договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке, суды, руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, абзацем 4 пункта 1 статьи 20, пунктом 2 статьи 26 Закона о госрегистрации [Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"], частью 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 4.1, статьей 5 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", удовлетворили заявленные требования.
10. Вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 16485/11
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
При принятии уполномоченным органом в установленном законом порядке решения об изменении вида разрешенного использования реализация налогоплательщиком права на уплату земельного налога исходя из кадастровой стоимости, исчисленной с учетом измененного вида разрешенного использования и установленного нормативным актом субъекта Российской Федерации для данного вида использования среднего удельного показателя кадастровой стоимости, не может быть поставлена в зависимость от момента исполнения указанного решения об изменении вида разрешенного использования и внесения в кадастр управлением Росреестра соответствующих сведений.
Вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом.
11. Надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 мая 2012 г. N 16576/11
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 221-ФЗ [Федерального закона от 24 июля 2007 г. "О государственном кадастре недвижимости"] государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (часть 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ [Федерального закона от 24 июля 2007 г. "О государственном кадастре недвижимости"]).
Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (статья 3 Закона [Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"]).
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. О кадастровой деятельности" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на декабрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. О кадастровой деятельности" использованы авторские материалы, предоставленные Азымовой М.Р., Мазуриной И.Е., Михайлевской М.