Энциклопедия судебной практики
Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости
(Ст. 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" признана утратившей силу с 1 января 2017 г.
1. Возможность предоставления сведений ГКН в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости предусмотрена только в отношении обособленного земельного участка, имеющего кадастровый номер
Решение Верховного Суда РФ от 10 марта 2011 г. N ГКПИ10-1653
Как определено частью 2 статьи 14 Федерального закона [от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде: копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости; кадастровой выписки об объекте недвижимости; кадастрового паспорта объекта недвижимости; кадастрового плана территории; в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Частями 3, 4 указанной статьи закреплено, что кадастровая выписка об объекте недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую запрашиваемые сведения об объекте недвижимости; кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
Таким образом, по общему правилу, Федеральный закон [от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] предусматривает возможность предоставления сведений государственного кадастра недвижимости лишь на обособленные земельные участки, имеющие кадастровый номер, и границы которых соответствующим образом описаны (содержат сведения о координатах характерных точек).
Решение Верховного Суда РФ от 2 июня 2010 г. N ГКПИ10-463
В соответствии с Федеральным законом [от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ] "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости); каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер), входящий в состав включаемых в государственный кадастр недвижимости сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости (ч. 3 ст. 1, ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 7 [Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"]).
В силу ч. 4 ст. 14, п. 1 ч. 2 ст. 23 указанного Федерального закона [от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости; орган кадастрового учета выдает кадастровый паспорт объекта недвижимости при постановке на учет такого объекта недвижимости.
Из приведенных законоположений следует, что в виде кадастрового паспорта предоставляются сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, только в отношении объекта недвижимости, обладающего уникальными характеристиками и являющегося предметом кадастрового учета. К таким объектам недвижимости относятся земельные участки, имеющие кадастровые номера, присваиваемые органом кадастрового учета (ч. 5 ст. 1, ст. 5 вышеназванного Федерального закона [от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"]). Часть земельного участка, имеющая учетный номер, не является самостоятельным объектом кадастрового учета, возможность выдачи кадастрового паспорта на часть земельного участка федеральным законом не предусмотрена.
Учетный номер части земельного участка указывается в соответствующей графе кадастрового паспорта земельного участка, форма которого утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18 февраля 2008 г. N 32. Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2010 г. N ГКПИ10-5 признано, что утвержденная этим приказом форма кадастрового паспорта соответствует требованиям Федерального закона [от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ] "О государственном кадастре недвижимости", предусматривающего предоставление сведений государственного кадастра недвижимости в виде кадастрового паспорта только на обособленный земельный участок, имеющий кадастровый номер, а не на его часть.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 27 апреля 2010 г. N КАС10-180
Федеральным законом [от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] установлено, что каждый такой объект недвижимости имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер), который присваивается органом кадастрового учета (ч. 1 ст. 5); предусмотрено внесение в государственный кадастр недвижимости не только сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости, но и дополнительных сведений, в том числе сведений о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости (п. 10 ч. 2 ст. 7); регламентирован порядок внесения сведений при учете части объекта недвижимости, в соответствии с которым данные сведения носят временный характер до дня государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения) вещного права, а в случае неосуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения) вещного права по истечении одного года со дня завершения учета этой части объекта - аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости (ч. 11 ст. 25).
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона [от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости: кадастровой выписки об объекте недвижимости; кадастрового паспорта объекта недвижимости; кадастрового плана территории: в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные Федеральным законом [от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] сведения об объекте недвижимости (ч. 4 ст. 14).
В ст. 7 Федерального закона [от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] определен состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, в ней предусмотрено внесение в данный кадастр сведений о кадастровом номере земельного участка, а не его части.
На основании вышеприведенных законоположений суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предоставление сведений государственного кадастра недвижимости в виде кадастрового паспорта возможно только на обособленный земельный участок, имеющий кадастровый номер, а не его части.
Решение Верховного Суда РФ от 16 марта 2010 г. N ГКПИ10-5
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона [от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде: копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости; кадастровой выписки об объекте недвижимости; кадастрового паспорта объекта недвижимости; кадастрового плана территории; в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Частью 4 указанной статьи закреплено, что кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости приведен в статье 7 Федерального закона [от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"], которая говорит о внесении в данный кадастр сведений о кадастровом номере земельного участка, а не его части.
Таким образом, Федеральный закон [от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] предусмотрел возможность предоставления сведений государственного кадастра недвижимости в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости лишь на обособленный земельный участок, имеющий именно кадастровый номер.
2. Несогласие с результатами кадастровой оценки земель не свидетельствует о наличии нарушения в предоставлении внесенных в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельных участков
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 февраля 2013 г. N ВАС-114/13
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона о государственном кадастре [Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, представляются органом кадастрового учета по заявлениям любых лиц. В соответствии с пунктом 5 части 2 и частью 13 статьи 14 Закона о государственном кадастре [Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] определено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка и кадастровом номере земельного участка предоставляются в виде кадастровой справки о кадастровой стоимости земельного участка.
Судами установлено, что заявителю представлены сведения о кадастровой стоимости земельных участков, внесенные в государственный кадастр недвижимости.
Суды отклонили доводы заявителя о том, что представленные сведения не соответствуют результатам кадастровой оценки земель в связи с тем, что кадастровая стоимость была рассчитана на основании удельных показателей, не соответствующих видам разрешенного использования земельных участков, и указали, что общество вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости путем предъявления самостоятельного требования в установленном законом порядке.
3. Кадастровый паспорт не является правоустанавливающим документом, не может быть признан недействительным, а его наличие лишь подтверждает постановку объекта недвижимости на кадастровый учёт и внесение сведении о нем в ГКН
[Предъявлен иск о признании недействительным кадастрового паспорта объекта недвижимости]
Подпунктом 3 пункта 2 ст. 14 Закона о кадастре [Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] предусмотрено, что сведения, внесённые в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости. В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона о кадастре [Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащие уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
Наличие кадастрового паспорта лишь подтверждает постановку объекта недвижимости на кадастровый учёт и внесение сведении о нем в государственный кадастр недвижимости.
Ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не предусмотрены такие способы защиты прав, как признание недействительным кадастрового паспорта объекта недвижимости. Истцами по настоящему делу избран ненадлежащий способ защиты права.
Доводы апелляционных жалоб о том, что кадастровый паспорт является одним из оснований для регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, являются несостоятельными, поскольку кадастровый паспорт не является правоустанавливающим документом, он лишь содержит сведения об индивидуальных характеристиках данного объекта недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона [от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом [от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] сведения об объекте недвижимости.
Следовательно, кадастровый паспорт является документом информационного характера, он также не является правоустанавливающим или правоудостоверяющим документом, который может быть признан недействительным по иску заинтересованного лица.
4. Установление размеров платы за предоставление сведений, внесенных в ГКН, в виде твердых денежных сумм не противоречит требованиям нормативных правовых актов
Решение Верховного Суда РФ от 25 ноября 2010 г. N ГКПИ10-1296
[Оспаривалась правомерность установленных размеров платы за предоставление сведений, внесенных в ГКН, для физических лиц]
В силу части 11 названной статьи [ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, предоставление информации, указанной в части 6 данной статьи, взимается плата. Размеры такой платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Внесенная плата подлежит возврату только в случае ее внесения в большем размере, чем предусмотрено этой частью, при этом возврату подлежат средства в размере, превышающем размер установленной платы.
Исходя из Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки. Из приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 343 видно, что он принят в соответствии со статьей 14 Федерального закона [от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"].
Таким образом, нормативный правовой акт, регулирующий порядок взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размеры такой платы, принят надлежащим федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий. Установление размеров платы в виде приведенных выше твердых денежных сумм каким-либо положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не противоречит.
Довод заявителя о несоответствии Приложения N 2 в оспариваемой части статье 11 Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" и части 3 статьи 47 Федерального закона [от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] ошибочен, поскольку данные нормы законов посвящены не плате за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, взимание которой предусмотрено частью 11 статьи 14 Федерального закона [от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"], а предельным максимальным ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному) работ по проведению территориального землеустройства (кадастровых работ), устанавливаемым субъектами Российской Федерации, то есть имеют иной предмет правового регулирования.
5. Отсутствие в АИС ГКН сведений о местоположении границ земельного участка не свидетельствует о том, что межевание участка не проводилось
То обстоятельство, что в АИС ГКН на сегодняшний день отсутствуют сведения относительно местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N , не свидетельствует, что межевание земельного участка не проводилось: предоставленный суду кадастровый план земельного участка подтверждает, что сведения об уникальных характеристиках земельного участка заявительницы, в том числе, о границах земельного участка, имелись на бумажных носителях и были внесены в ГЗН (на сегодняшний день - ГКН). Невнесение данных сведений в АИС ГКН свидетельствует о ненадлежащем информационном взаимодействии уполномоченных органов и не может умалять права и интересы.
6. Запрос о предоставлении сведений ГКН, поданный в неустановленной форме, исполнению не подлежит
Положениями подп. 1 п. 7 той же статьи 14 [Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений наделен полномочием, в силу которого устанавливает порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в том числе формы документов, указанных в пунктах 2 - 4 части 2 настоящей статьи, запросов о предоставлении сведений, а также требования к составу сведений таких документов и запросов.
Форма соответствующего запроса установлена Приказом Минэкономразвития России от 27.02.2010 N 75 "Об установлении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости". Согласно п. 25 установленного указанным приказом порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, запрос, представленный с нарушениями настоящего Порядка, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным настоящим Порядком, считается неполученным и не рассматривается органом кадастрового учета.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно указал, что непредставление филиалом ФГБУ "Кадастровая палата Росреестра" по Московской области лицу запрашиваемых сведений по поданным ей заявлениям не нарушает права лица и требования закона подп. 1 п. 7 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд верно пришел к выводу о том, что в действиях филиала ФГБУ "Кадастровая палата Росреестра" по Московской области отсутствует бездействия по предоставлению ответа на обращение гражданина.
7. Невозможность указать в кадастровом паспорте здания вспомогательные помещения не препятствует регистрации права собственности гражданина на жилой дом и не лишает его права собственности на вспомогательные строения
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 29 марта 2011 г. N КАС11-109
В соответствии с частями 4, 7 статьи 14 Закона о государственном кадастре [Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений устанавливает порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в том числе формы документов, указанных в пунктах 2-4 части 2 этой статьи, к числу которых относится кадастровый паспорт объекта недвижимости, представляющий собой выписку из государственного реестра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные данным Законом сведения об объекте недвижимости. Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости определен в статье 7 Закона о государственном кадастре [Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"], согласно пункту 1 части 1 которой в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о виде объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства). Среди них такой вид объекта недвижимости, как объект индивидуального жилищного строительства, специально не выделен. [_]
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ссылки заявителя о незаконности изданного приказа ввиду того, что в нем не определен порядок оформления кадастрового паспорта на ранее учтенные объекты индивидуального жилищного строительства и отсутствует указание о необходимости внесения в кадастровый паспорт жилого дома сведений о вспомогательных строениях и сооружениях, лишены правовых оснований и не могут свидетельствовать о незаконности оспоренного приказа.
Возможность получения кадастрового паспорта такого объекта недвижимости, представляющего собой здание, предусмотрена оспариваемым приказом. Как правильно указал суд первой инстанции, отсутствие в утвержденной форме кадастрового паспорта здания положений, позволяющих указать принадлежности жилого дома (вспомогательные помещения), которые обозначены для целей технического учета в техническом паспорте ранее учтенного объекта индивидуального жилищного строительства, не препятствует регистрации права собственности гражданина на принадлежащий ему жилой дом и не лишает его права собственности на принадлежности (вспомогательные строения), следующие юридической судьбе жилого дома (статья 135 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, право собственности на вспомогательные постройки заявителя, на которые отсутствует указание в выданном ему кадастровом паспорте, может быть оформлено на основании соответствующей декларации.
8. Поскольку кадастровый паспорт не является правоустанавливающим документом, он не может быть признан недействительным
Подпунктом 3 пункта 2 ст. 14 Закона о кадастре [Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] предусмотрено, что сведения, внесённые в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости. В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона о кадастре [Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащие уникальные характеристики объекта недвижимости, а так же в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
Наличие кадастрового паспорта лишь подтверждает постановку объекта недвижимости на кадастровый учёт и внесение сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
Ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не предусмотрены такие способы защиты прав, как признание недействительным кадастрового паспорта объекта недвижимости. Истцами по настоящему делу избран ненадлежащий способ защиты права. В силу указанных обстоятельств решение суда первой инстанции в указанной части по существу является правильным. Доводы апелляционных жалоб о том, что кадастровый паспорт является одним из оснований для регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, являются несостоятельными, поскольку кадастровый паспорт не является правоустанавливающим документом, он лишь содержит сведения об индивидуальных характеристиках данного объекта недвижимости.
9. Предоставление кадастрового паспорта ранее учтенного земельного участка без проведения кадастровых работ допустимо в случаях упрощенного порядка государственной регистрации прав граждан на земельные участки
Суд правильно указал, что предоставление кадастрового паспорта ранее учтенного земельного участка без проведения кадастровых работ допустимо в случаях упрощенного порядка государственной регистрации прав граждан на земельные участки. Данный вывод суда следует из совокупного толкования норм Земельного кодекса РФ, Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости", Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
10. Для получения сведений о кадастровой стоимости земельных участков в целях налогообложения применяется особый порядок предоставления сведений, который является безвозмездным и требует только направления письменного заявления налогоплательщика
В силу п.п. 1, 8 ст. 14 Закона [Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ] "О государственном кадастре недвижимости" общедоступные сведения, внесенные с государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости, в срок не более пяти рабочих дней со дня получения органом соответствующего запроса.
По смыслу п. 14 ст. 396 Налогового кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 07.02.2008 г. N 52 и ст. 14 Закона [Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ] "О государственном кадастре недвижимости", для получения сведений о кадастровой стоимости земельных участков в целях налогообложения применяется особый порядок предоставления сведений, который является безвозмездным и требует только направления письменного заявления налогоплательщика.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. О государственном кадастре недвижимости" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июля 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. О государственном кадастре недвижимости" использованы авторские материалы, предоставленные Азымовой М.Р., Мазуриной И.Е., Михайлевской М.