Энциклопедия судебной практики
Технический план
(Ст. 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ ст. 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" признана утратившей силу с 1 января 2017 г.
1. Требование о предоставлении технического плана для ввода в эксплуатацию не нарушает право заявителя на предоставление лишь тех документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которые определены частью 3 статьи 55 Градостроительного Кодекса
Закрепление технического плана, подготовленного исходя из требований статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в качестве документа, необходимого для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, положениям части 4 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не противоречит, поскольку федеральный законодатель делегировал соответствующие полномочия Правительству Российской Федерации, ограничившись лишь предписанием о том, что иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, могут устанавливаться в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет. Предоставление технического плана с указанным предписанием согласуется, так как в силу части 1 статьи 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в этом документе воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
С учетом изложенного утверждение заявителя о том, что Постановление противоречит части 4 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает право заявителя на предоставление лишь тех документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которые определены частью 3 данной статьи, ошибочно.
2. Технический план может быть изготовлен на основании технического паспорта до изменений, внесенных в часть 8 статьи 41 ФЗ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ Федеральным законом от 23.07.2013 N 250-ФЗ
Как обоснованно отмечено судом, никаких ограничений относительно времени изготовления технического паспорта, сведения из которого могут быть использованы для изготовления технического плана, вышеуказанные нормы [часть 1 статьи 41, часть 8 статьи 41 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей до 01.10.2013) пункт 7 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 (утратило силу с 09.07.2013), пункты 11, 36, 40 Требований к подготовке технического плана помещения, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.11.2010 N 583 (в редакции, действовавшей до 30.06.2014)], действовавшие на момент совершения оспариваемых обществом действий предприятия, не содержали.
Запрет на использование технического паспорта, изготовленного после 01.01.2013, для оформления технического плана объекта недвижимости был установлен изменениями, внесенными в часть 8 статьи 41 Закона о кадастре Федеральным законом от 23.07.2013 N 250-ФЗ, введенными в действие с 01.10.2013, то есть после изготовления предприятием технического плана нежилого помещения.
Таким образом, правомерным является вывод суда первой инстанции о соответствии оспариваемых действий предприятия по подготовке технического плана помещения нормам действовавшего в тот период законодательства.
3. Для осуществления кадастрового учета возведенного жилого дома необходимо предоставление заявителем разрешения на строительство
Апелляционное определение Московского городского суда от 16 декабря 2014 г. N 33-40463/14
Как усматривается из представленного заявителем в ФГБУ "ФКП Росреестра по г. Москве" технического плана, он выдан на основании поданной заявителем декларации, из данного технического паспорта не следует, что указанный жилой дом является объектом капитального строительства.
При этом из анализа приведенных выше норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения [статьи 22, ч. 8 ст. 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ, ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 12 Требований к подготовке технического плана здания, являющихся Приложением N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 1 сентября 2010 г. N 403 "Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке"], следует, что право на регистрацию такого жилого дома в декларативном порядке без предъявления соответствующего разрешения на строительство законом не предусмотрено.
Таким образом, признавая данное решение ФГБУ "ФКП Росреестра по г. Москве" правомерным, суд первой инстанции правильно исходил из вывода о том, что отсутствие разрешения на строительство в составе документов, представленных заявителем для осуществления кадастрового учета, является предусмотренным законом основанием к отказу в осуществлении кадастрового учета возведенного истцом жилого дома.
Апелляционное определение Московского городского суда от 16 декабря 2014 г. N 33-40601/14
Как усматривается из представленного заявителем в ФГБУ "ФКП Росреестра по г. Москве" технического плана, он выдан на основании поданной заявителем декларации.
Между тем, возведенный заявителем жилой дом является объектом капитального строительства, расположенным на земельном участке для малоэтажного строительства, для возведения которого в силу ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации требовалась разработка проектной документации и получение соответствующего разрешения на строительство.
При этом право на регистрацию такого жилого дома в декларативном порядке законом не предусмотрено, что также подтверждается п. 3.2.3 Свода правил по проектированию и строительству СП 11-111-99, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 30 декабря 1999 г. N 94.
Таким образом, оспариваемые решения ФГБУ "ФКП Росреестра по г. Москве" о приостановлении государственного кадастра жилого дома заявителем в связи необходимостью последней представить разрешение на строительство и последующее об отказе в осуществлении кадастрового учета являются обоснованным и обоснованными.
Внимание: имеются судебные решения, противоречащие данному подходу
3.1. Предоставления в кадастровую палату вместе с техническим планом разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства не требуется
Апелляционное определение Московского городского суда от 26 ноября 2014 г. N 33-47261/14
Если действующим законодательством не предусмотрены выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, подготовка проектной документации, отсутствует технический паспорт, изготовленный до 1 января 2013 г., то технический план может быть подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости.
Положения пункта 8 статьи 41 Закона о государственном кадастре недвижимости, предусматривающим указания в техническом плане сведений об объекте недвижимого имущества на основании декларации, в случае отсутствия разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации или технического паспорта на объект, распространяются на все объекты недвижимости без исключения.
Следовательно, вывод суда о необходимости предоставления в кадастровую палату вместе с техническим планом на спорный жилой дом разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства нельзя признать правильным.
4. Кадастровый инженер не вправе требовать у заявителя документ, которым он располагать не может, и должен указать соответствующие сведения в техническом плане на основании декларации
Причина указана в решении, что если выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выдача проектной документации или технического паспорта предусмотрены действующим законодательством, то технический план должен быть подготовлен кадастровым инженером на основании таких документов, а не на основании Декларации.
Действующим законодательством определены документы, которыми может располагать собственник помещения, подтверждающие право владения помещением и определяющие порядок пользования данным помещением. Обязательное наличие проектно-сметной документации на здание в целом, технического паспорта здания, а также разрешения на ввод здания в эксплуатацию у собственника помещения законодательством не закреплено. Кадастровый инженер не вправе требовать у заявителя документ, которым он располагать не может.
Поскольку данные документы заявителем представлены не могли быть, следовательно, в случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.
5. Несоответствие технического плана по содержанию требованиям к подготовке технического плана помещения, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 29.11.2010 N 583, не может быть поводом для приостановления кадастрового учета
Пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона N 221-ФЗ предусмотрено приостановление осуществления кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Требования к техническому плану предусмотрены статьей 41 Закона N 221-ФЗ.
Технический план помещения заявитель органу кадастрового учета представил.
Как следует из содержания оспариваемого решения, ответчик сослался на несоответствие технического плана по содержанию требованиям к подготовке технического плана помещения, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 29.11.2010 N 583. Между тем, отметил суд первой инстанции, такое основание для приостановления Законом N 221-ФЗ не предусмотрено.
6. Довод о том, что декларация, являющаяся основанием для технического плана, не может подтверждать факт создания объекта недвижимости, не является правомерным для отказа в постановке на учет объекта недвижимости
ФГБУ "ФКП Росреестра" отказало в постановке на государственный учет газопровода по причине того, что в представленном техническом плане основанием для его составления являлась декларация, которая не может подтверждать факт создания спорного объекта.
Положения пункта 8 статьи 41 Закона о государственном кадастре недвижимости, предусматривающее указания в техническом плане сведений об объекте недвижимого имущества на основании декларации, в случае отсутствия разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации или технического паспорта на объект, распространяются на все объекты недвижимости без исключения.
Таким образом, суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о том, что постановка на государственный учет бесхозяйного газопровода на основании заявления любого лица с приложением технического плана и декларации об объекте недвижимости, составленной и заверенной органом местного самоуправления, соответствует предъявляемым законодательством Российской Федерации требованиям, в связи с чем ФГБУ "ФКП Росреестра" неправомерно отказало обществу в постановке на государственный кадастровый учет газопровода.
7. Реконструкция квартиры, повлекшая изменение площади здания, является основанием прекращения обязательства подрядчика по изготовлению технического плана квартиры
Согласно договору подряда, заключенному истцом с ответчиком, объем работ, подлежащих выполнению подрядчиком (ответчиком), определен заказчиком (истцом) в техническом задании, в соответствии с которым подрядчик должен был подготовить только технический план помещения (квартиры).
Составление технического плана принадлежащей истцам квартиры с учётом произведённых в ней изменений невозможно без составления технического плана всего многоквартирного дома. Договор на составление технического плана многоквартирного дома между сторонами не заключался и поручение составить такой план истцы ответчику не давали.
В связи с этим принятое ответчиком обязательство по изготовлению технического плана квартиры следует считать прекращенным на основании ст. 416 ГК РФ в связи с невозможностью его исполнения, и оснований для признания действий ответчика незаконными и возложения на него обязанности исполнить в натуре обязательство по изготовлению технического плана квартиры не было. Постановленный судом при таких обстоятельствах отказ в удовлетворении иска является законным и обоснованным.
8. Отказ в выдаче заказчику технического плана изолированной части индивидуального жилого дома является незаконным
Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 20 мая 2014 г.
ГУП "Брянскоблтсхинвснтаризация" отказало истцу в изготовлении технического плана по тем основаниям, что изготовление технической документации на квартиру в индивидуальном жилом доме не предусмотрено нормативно-правовой базой в сфере технической инвентаризации.
Из системного толкования ст.ст. 15, 16, 18 ЖК РФ, ст.ст. 131, 252, 558 ГК РФ, ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 1980 года N 4 (ред. от 06 февраля 2007 года) "О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей долевой собственности на жилой дом", следует, что часть жилого дома может быть самостоятельным объектом гражданских правоотношений при условии, что эта часть является изолированной и может эксплуатироваться отдельно от других частей жилого дома.
Удовлетворяя исковые требования истца, суд обоснованно исходил из того, что поскольку на основании судебного акта истцу была выделена принадлежащая ему доля в домовладении в виде вновь образованной квартиры, являющейся изолированным жилым помещением, пригодным для постоянного проживания, отказ ответчика в выдаче истцу технической документации является необоснованным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. О государственном кадастре недвижимости" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июля 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. О государственном кадастре недвижимости" использованы авторские материалы, предоставленные Азымовой М.Р., Мазуриной И.Е., Михайлевской М.