Энциклопедия судебной практики
Бесхозяйные вещи
(Ст. 225 ГК)
1. Общие положения о применении ст. 225 ГК РФ
1.1. По спорам о признании права собственности на имущество в силу приобретательной давности одним из обстоятельств, имеющим юридическое значение и подлежащим установлению, является принадлежность спорного имущества
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 мая 2013 г. N 32-КГ13-2
Исходя из приведенных правовых норм [ст. 225, 234 ГК РФ] и разъяснений по данной категории дел одним из обстоятельств, имеющим юридическое значение и подлежащим установлению, является принадлежность спорного имущества.
Таким образом, для правильного разрешения спора о признании права собственности на имущество в силу приобретательной давности необходимо установление собственника этого имущества либо установление бесхозяйности имущества в смысле, определенном статьей 225 Гражданского кодекса.
Исходя из приведенных правовых норм [ст. 225, 234 ГК РФ] и разъяснений по данной категории дел одним из обстоятельств, имеющим юридическое значение и подлежащим установлению, является принадлежность спорного имущества.
Таким образом, для правильного разрешения спора о признании права собственности на имущество в силу приобретательной давности необходимо установление собственника этого имущества либо установление бесхозяйности имущества в смысле, определенном ст. 225 ГК РФ.
Исходя из приведенных правовых норм [ст. 225, 234 ГК РФ] и разъяснений по данной категории дел одним из обстоятельств, имеющим юридическое значение и подлежащим установлению, является принадлежность спорного имущества.
Таким образом, для правильного разрешения спора о признании права собственности на имущество в силу приобретательной давности необходимо установление собственника этого имущества либо установление бесхозяйности имущества в смысле, определенном ст. 225 ГК РФ.
Для правильного разрешения спора о признании права собственности на имущество в силу приобретательной давности необходимо установление собственника этого имущества либо установление бесхозяйности имущества в смысле, определенном статьей 225 ГК РФ.
Исходя из приведенных правовых норм [ст. 225, 234 ГК РФ] и разъяснений по данной категории дел одним из обстоятельств, имеющим юридическое значение и подлежащим установлению, является принадлежность спорного имущества.
Таким образом, для правильного разрешения спора о признании права собственности на имущество в силу приобретательной давности необходимо установление собственника этого имущества либо установление бесхозяйности имущества в смысле, определенном ст. 225 ГК РФ.
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 12 марта 2015 г. по делу N 33-2333/2015
Исходя из приведенных правовых норм [ст. 225, 234 ГК РФ] и разъяснений по данной категории дел одним из обстоятельств, имеющим юридическое значение и подлежащим установлению, является принадлежность спорного имущества.
Таким образом, для правильного разрешения спора о признании права собственности на имущество в силу приобретательной давности необходимо установление собственника этого имущества либо установление бесхозяйности имущества в смысле, определенном ст. 225 ГК РФ.
Исходя из приведенных правовых норм [ст. 225, 234 ГК РФ] и разъяснений по данной категории дел одним из обстоятельств, имеющим юридическое значение и подлежащим установлению, является принадлежность спорного имущества.
Таким образом, для правильного разрешения спора о признании права собственности на имущество в силу приобретательной давности необходимо установление собственника этого имущества либо установление бесхозяйности имущества в смысле, определенном ст. 225 ГК РФ.
1.2. По общему правилу бесхозяйные вещи не включены в муниципальную собственность
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 ноября 2001 г. N 5-Г01-149
При анализе оспариваемой заявителями правовой нормы [п. 1 ст. 20 Устава города Москвы] и статьи 225 ГК РФ нельзя сделать вывод о том, что в собственность города включаются бесхозяйные вещи.
1.3. Статья 225 ГК РФ не регулирует отношения, связанные с размещением на муниципальных землях без законных оснований объектов движимого имущества
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 января 2014 г. N ВАС-18606/13
Статьи 222, 225-227 Гражданского кодекса Российской Федерации не регулируют отношения, связанные с размещением на муниципальных землях без законных оснований объектов движимого имущества, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует указанным нормам закона.
1.4. Споры о признании права собственности на бесхозяйное имущество относятся к компетенции судов общей юрисдикции
Нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относят к подведомственности арбитражных судов дела о признании права собственности на бесхозяйное имущество. Заявления о признании права собственности на бесхозяйное имущество подлежат рассмотрению в порядке особого производства по правилам части 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
1.5. Муниципальное образование обязано ставить на учет в качестве бесхозяйного только недвижимое имущество
Обязанность выявления бесхозяйного имущества и постановки таких объектов на учет возложена на муниципальное образование, при этом объект должен быть отнесен к недвижимому имуществу.
1.6. Способ приобретения права муниципальной собственности, предусмотренный ст. 225 ГК РФ, невозможен, если имеются правопритязания на объект либо имущество находится в фактическом владении у иных лиц
По результатам оценки представленных в материалы дела доказательств суды указали, что способ приобретения права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, предусмотренный нормами п. 3 ст. 218 и ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, невозможен тогда, когда имеются правопритязания на объект либо имущество находится в фактическом владении у иных лиц.
Способ приобретения права муниципальной собственности, предусмотренный статьями 218 и 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, возможен тогда, когда отсутствуют правопритязания на объект либо имущество не находится в фактическом владении у кого-либо.
Способ приобретения права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, предусмотренный статьями 218, 225 ГК РФ, возможен в случае отсутствия правопритязаний на объект, а также фактического владения данным имуществом каким-либо лицом.
1.7. Статья 225 ГК РФ содержит императивное указание на необходимость обращения органа местного самоуправления с заявлением о постановке бесхозяйного имущества на учет
Буквальное толкование положений пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что обращение с соответствующими заявлениями является обязанностью органа местного самоуправления, поскольку данная правовая норма содержит императивное указание на необходимость соответствующего обращения.
Буквальное толкование положений пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктов 4, 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации" позволяет сделать вывод о том, что обращение с соответствующими заявлениями является обязанностью органа местного самоуправления, поскольку данная правовая норма содержит императивное указание на необходимость соответствующего обращения.
Буквальное толкование положений п. 3 ст. 225 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что обращение с соответствующим заявлением является обязанностью органа местного самоуправления, поскольку данная правовая норма содержит императивное указание на необходимость соответствующего обращения.
Буквальное толкование положений пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что обращение с соответствующими заявлениями является обязанностью органа местного самоуправления, поскольку данная правовая норма содержит императивное указание на необходимость соответствующего обращения.
Буквальное толкование положений п. 3 ст. 225 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что обращение с соответствующими заявлениями является обязанностью органа местного самоуправления, поскольку данная правовая норма содержит императивное указание на необходимость соответствующего обращения.
Буквальное толкование положений п. 3 ст. 225 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что обращение с соответствующими заявлениями является обязанностью органа местного самоуправления, поскольку данная правовая норма содержит императивное указание на необходимость соответствующего обращения.
1.8. Норма ст. 225 ГК РФ о возможности органа местного самоуправления обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь носит диспозитивный характер
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что в силу диспозитивного характера норм ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе, но не обязаны обращаться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, выводы суда первой инстанции об императивности данной нормы права ошибочны.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Астраханского областного суда от 12 марта 2014 г.
[По смыслу ст. 225 ГК РФ] Органам местного самоуправления законом установлено диспозитивное право на обращение в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь.
1.9. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение только собственником, оставившим ее
По смыслу приведенных норм [ст. 225 ГК РФ] бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение только собственником, оставившим ее.
1.10. Для признания вещи бесхозяйной необходимо, чтобы вещь, признаваемая судом бесхозяйной, была в необходимой степени индивидуально-определенной
Судебная коллегия отмечает, что для признания вещи бесхозяйной по основаниям ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации ст. 291 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации необходимо также, чтобы вещь, признаваемая судом бесхозяйной, была в необходимой степени индивидуально-определенной вещью (осязаемый, материальный предмет, представляющий имущественную ценность), должны быть указаны ее описание, существенные признаки вещи, позволяющие ее определить, идентифицировать для дальнейшего законного владения и пользования, выделить из однородных вещей, поскольку решение суда является актом правосудия, окончательно разрешающим дело.
1.11. Для признания вещи бесхозяйной необходимо наличие хотя бы одного из трех обстоятельств: вещь не имеет собственника; собственник вещи неизвестен; собственник отказался от права собственности на вещь
Из смысла п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ следует, что бесхозяйным имущество может быть признано в трех случаях: вещь не имеет собственника; собственник вещи неизвестен; собственник отказался от права собственности на вещь. Для признания вещи бесхозяйной необходимо наличие хотя бы одного из данных обстоятельств.
1.12. В предмет доказывания по делам о признании вещи бесхозяйной входят установление фактов отсутствия (неизвестности) его собственника и отсутствия спора о праве
Исходя из содержания статьи 225 ГК РФ бесхозяйность недвижимого имущества предполагает отсутствие или неизвестность его собственника, а также условием рассмотрения заявления о признании имущества бесхозяйным является отсутствие спора о праве. Именно эти факты входят в предмет доказывания по данной категории дел и подлежат установлению в судебном заседании.
1.13. Статья 225 ГК РФ устанавливает процедуру признания имущества бесхозяйным
При этом суд не нашел оснований для признания бездействия органа местного самоуправления незаконным по непринятию мер к включению спорного имущества в реестр муниципальной собственности, поскольку включению в реестр муниципальной собственности должна предшествовать процедура, предусмотренная пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.
2. Роль государственной регистрации права собственности при признании имущества бесхозяйным
2.1. Отсутствие государственной регистрации права собственности на объект само по себе не является основанием для признания его бесхозяйным
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июля 2013 г. N 1150/13
[Исходя из содержания ст. 225 ГК РФ] Отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
Ссылка апелляционного суда на то, что администрацией соблюден порядок постановки на учет спорного объекта в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, не имеет правового значения, поскольку факт регистрации объекта как безхозяйной вещи недостаточен для удовлетворения иска в порядке статьи 225 ГК РФ.
Указание апелляционного суда на отсутствие зарегистрированных прав на спорный объект также не принимается кассационной инстанцией, поскольку отсутствие государственной регистрации права собственности завода или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
[Исходя из содержания ст. 225 ГК РФ] Отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
[Исходя из содержания ст. 225 ГК РФ] Отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
2.2. Факт обращения органа местного самоуправления о бесхозяйственности вещи в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, не свидетельствует о наличии муниципальной собственности на спорное имущество
Руководствуясь данной нормой [ч. 3 ст. 225 ГК РФ], суды обоснованно указали на то, что сам по себе факт обращения администрации в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, не свидетельствует о принадлежности объекта незавершенного строительства администрации.
2.3. Возбуждение процедуры признания вещи бесхозяйной не имеет правового значения до момента регистрации права собственности органа государственной власти на эту вещь
[Руководствуясь ч. 3 ст. 225 ГК РФ] Возбуждение процедуры признания вещи бесхозяйной не имеет правового значения до момента регистрации права собственности муниципального образования на эту вещь.
2.4. Наличие государственной регистрации права на недвижимое имущество не может быть препятствием для признания права собственности на бесхозяйную вещь
В силу статей 225, 234 Гражданского кодекса Российской Федерации факт наличия государственной регистрации права города Москвы на недвижимое имущество не может рассматриваться судом в качестве препятствия для признания права собственности.
2.5. Если из имеющихся у органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, сведений нельзя сделать вывод о том, что недвижимость является бесхозяйной или лицо, отказавшееся от права собственности на нее, является собственником данного объекта, в принятии недвижимости на учет в качестве бесхозяйной должно быть отказано
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 апреля 2013 г. N ВАС-1150/13
[По смыслу ст. 225 ГК РФ] Если в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных органом местного самоуправления дополнительных доказательств нельзя сделать вывод о том, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта, в принятии на учет объекта недвижимого имущества должно быть отказано.
[По смыслу ст. 225 ГК РФ] Если в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных органом местного самоуправления дополнительных доказательств нельзя сделать вывод о том, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта, в принятии на учет объекта недвижимого имущества должно быть отказано.
[По смыслу ст. 225 ГК РФ] Если в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных органом местного самоуправления дополнительных доказательств нельзя сделать вывод о том, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта, в принятии на учет объекта недвижимого имущества должно быть отказано.
[По смыслу ст. 225 ГК РФ] Если в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных органом местного самоуправления дополнительных доказательств нельзя сделать вывод о том, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта, в принятии на учет объекта недвижимого имущества должно быть отказано.
2.6. Постановка на учет объектов недвижимости в качестве бесхозяйных не препятствует регистрации права собственности на них лица, которое ранее было неизвестно
Довод заявителя жалобы о том, что при наличии записи в ЕГРП о постановке на учет спорного здания в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, единственным лицом, которое может обратиться за государственной регистрацией права собственности на бесхозяйную вещь, в силу ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации является лишь муниципальный орган, отклоняется судом кассационной инстанции.
Предусмотренное данной нормой право муниципального образования требовать признания права на недвижимое имущество как на бесхозяйную вещь не лишает другое лицо права претендовать на это имущество по иным основаниям.
[По смыслу ст. 225 ГК РФ] Сам по себе факт постановки на государственный учет объектов недвижимости в качестве бесхозяйных не прекращает существующее право и не препятствует регистрации права собственности на них лица, которое ранее было неизвестно.
2.7. Непринятие мер по регистрации недвижимого имущества в установленном законом порядке не свидетельствует о том, что спорное имущество является бесхозяйной вещью
Само по себе непринятие мер по регистрации данного объекта в установленном законом порядке не свидетельствует о том, что спорный ГТС является бесхозяйной вещью в контексте ст. 225 ГК РФ и в отрыве от приведенного выше законодательства в его совокупности.
2.8. Регистрация недвижимого имущества в качестве бесхозяйной недвижимой вещи не является обязательным условием для признания такого имущества бесхозяйной вещью
Судами верно отмечено, что исходя из буквального толкования ст. 225 Гражданского кодекса постановка недвижимого имущества на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйной недвижимой вещи не является обязательным условием для признания такого имущества бесхозяйной вещью, а требуется лишь в целях последующего признания права муниципальной собственности на такую бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке.
3. Орган местного самоуправления: права, обязанности, задачи при признании имущества бесхозяйным
3.1. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного
Определение Верховного Суда РФ от 16 марта 2010 г. N 47-ВПР10-1
Из нормы статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс РФ) следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
Поскольку орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, суд первой инстанции правомерно обязал Администрацию принять меры по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с целью постановки на учет указанных насосных станций как бесхозяйного имущества.
По смыслу правовой нормы [ст. 225 ГК РФ] орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это сделать.
По смыслу правовой нормы [ст. 225 ГК РФ] орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это сделать.
По смыслу правовых норм [ст. 225 ГК РФ] орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом полномочий.
По смыслу правовой нормы [ст. 225 ГК РФ] орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это сделать.
Поскольку из содержания пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, так как законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие на это право, обязанность по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных участков канализационных сетей, суд первой инстанции правильно возложил на исполнительный комитет как орган местного самоуправления данную обязанность.
3.2. Отсутствие права собственности на вещь не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения ее безопасности
Определение Верховного Суда РФ от 16 марта 2010 г. N 47-ВПР10-1
[По смыслу ст. 225 ГК РФ] Отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.
Апелляционное определение Московского городского суда от 30 июня 2015 г. N 33-9358/15
Удовлетворяя исковые требования об обязании ответчика провести работы по признанию имущества - плотины бесхозяйным и о постановке его на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений в регистрирующем органе, суд первой инстанции исходил из положений ФЗ от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", Постановления Правительства РФ от 27.02.1999 г. N 237, Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 г. N 580 и пришел к выводу о том, что сведения о том, что плотина отнесена к объектам капитального строительства, истцом суду не представлены, в соответствии с положениями ст. 225 ГК РФ, и что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, и следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Кроме того, суд указал на то, что отсутствие на гидротехническое сооружение права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.
Отсутствие зарегистрированного права собственности на гидротехническое сооружение не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.
Судом правомерно отмечено, что отсутствие права собственности на гидротехническое сооружение не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах района.
Отсутствие права собственности на ГТС не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
3.3. Судебный порядок возложения на орган местного самоуправления обязанности по обращению в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество законодательством не предусмотрен
Определение Верховного Суда РФ от 16 марта 2010 г. N 47-ВПР10-1
Судебный порядок возложения на муниципальное образование обязанности по обращению в регистрационный орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества, а затем в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на это имущество, законом не предусмотрен.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 февраля 2008 г. N 1128/08
Выводы судов о том, что пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит обязательного предписания для органа местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное имущество, о принятии его на учет и об обращении с иском о признании права муниципальной собственности на это имущество, соответствуют положениям названной законодательной нормы.
Судебная коллегия обращает внимание на то обстоятельство, что из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ не вытекает обязанности органа местного самоуправления поставить бесхозяйную недвижимую вещь на учет в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, а затем обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности ("может обратиться"), поэтому оснований для понуждения органа местного самоуправления осуществить указанные действия не имеется.
3.4. Непринятие органами местного самоуправления мер по учету спорного имущества не лишает этот объект признаков бесхозяйной вещи
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22 июля 2015 г. N 305-ЭС15-513
Вопреки выводам судов непринятие органами местного самоуправления мер по учету спорного теплопровода не лишает этот объект признаков бесхозяйной вещи (пункт 1 статьи 225 ГК РФ).
3.5. Обязанность органа местного самоуправления о постановке бесхозяйного имущества на учет, предусмотренная ст. 225 ГК РФ, не связана с обязанностью последнего по эксплуатации бесхозяйного имущества
Не обращаясь в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории сельского поселения, администрация поселения уклоняется от осуществления действий, относящихся к ее компетенции, тем самым нарушая требования п. 3 ст. 225 ГК РФ. При этом судебная коллегия отмечает, что обязанность, установленная данной нормой, не связана законодателем с фактическим пользованием муниципальным образованием объектом бесхозяйного имущества.
3.6. Распоряжение бесхозяйными вещами до определения их судьбы в имущественном обороте осуществляет орган местного самоуправления, на территории которого они находятся
По смыслу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение бесхозяйными вещами до определения их судьбы в имущественном обороте осуществляет орган местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По смыслу данной нормы [ст. 225 ГК РФ] распоряжение бесхозяйными вещами до определения их судьбы в имущественном обороте осуществляет орган местного самоуправления, на территории которого они находятся.
3.7. Орган местного самоуправления в случае выявления на находящейся в его ведении территории бесхозяйных газопроводных сетей и их составляющих, не имеющих эксплуатирующей организации, становится участником правоотношений по обслуживанию указанного хозяйства
[По смыслу ст. 225 ГК РФ] Орган местного самоуправления в случае выявления на находящейся в его ведении территории поселения или городского округа, бесхозяйных газопроводных сетей и их составляющих, не имеющих эксплуатирующей организации, становится участником правоотношений по обслуживанию указанного хозяйства.
3.8. При выявлении на территории муниципального образования бесхозяйного имущества, неосуществление надлежащего содержания которого нарушает права неопределенного круга лиц, орган местного самоуправления обязан принять меры для выявления его собственника
Учитывая, что к компетенции органа местного самоуправления относятся вопросы местного значения исходя из интересов населения, при выявлении на территории муниципального образования бесхозяйного имущества, неосуществление надлежащего содержания которого нарушает права неопределенного круга лиц, орган местного самоуправления обязан принять меры для выявления его собственника, в противном случае обязан обеспечить постановку имущества на учет в качестве бесхозяйного, в дальнейшем принять его в муниципальную собственность.
Приведенная обязанность вытекает из п. 3 ст. 225 ГК РФ и п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580, согласно которому принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем требования прокурора о возложении данной обязанности по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных сетей на ответчика, как орган местного самоуправления, являются обоснованными.
3.9. Принятие на учет бесхозяйной недвижимой вещи и последующее признание права муниципальной собственности на нее являются взаимосвязанными юридически значимыми действиями
По смыслу закона (ст. 225 ГК РФ) принятие на учет бесхозяйной недвижимой вещи и последующее признание права муниципальной собственности на эту вещь являются взаимосвязанными юридически значимыми действиями.
3.10. В случае выявления собственника до признания права муниципальной собственности на недвижимое имущество, принятое на учет в качестве бесхозяйного, муниципальный орган обязан возвратить собственнику это имущество
Закон (п. 3 ст. 225 ГК РФ) предусматривает возможность до признания права муниципальной собственности на недвижимое имущество, принятое на учет, собственник которого неизвестен, возвратить ему это имущество в случае выявления собственника.
3.11. Отсутствие документов, содержащих описание бесхозяйного имущества, не освобождает орган местного самоуправления от исполнения обязанности, вытекающей из п. 3 ст. 225 ГК РФ
Отсутствие документов, содержащих описание бесхозяйного гидротехнического сооружения, и сведений о включении этого объекта в Российский регистр гидротехнических сооружений не освобождает городскую администрацию от исполнения обязанности, вытекающей из пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3.12. Поступление в муниципальную собственность по решению суда бесхозяйного недвижимого имущества не только позволяет сохранить его от разрушения и разграбления, но и дает возможность использовать это имущество в соответствии с законодательством
[Руководствуясь ст. 225 ГК РФ] Поступление в муниципальную собственность по решению суда бесхозяйного недвижимого имущества не только позволяет сохранить его от разрушения и разграбления, но и дает возможность использовать это имущество в соответствии с действующими законодательными нормами, что в свою очередь служит источником пополнения местного бюджета.
4. Права и обязанности собственника и иных лиц, за исключением органа государственной власти, при признании имущества бесхозяйным или признании права собственности на бесхозяйное имущество
4.1. Постановка недвижимой вещи на учет как безхозяйной может затрагивать права только собственника имущества
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 апреля 2013 г. N ВАС-1150/13
Из содержания статьи 225 Кодекса следует, что постановка недвижимой вещи на учет как безхозяйной может затрагивать права только собственника имущества.
Сам по себе факт строительства указанного объекта данным обществом основанием к отмене судебного решения не является, поскольку из содержания ст. 225 ГК РФ следует, что постановка недвижимой вещи на учет как бесхозяйной может затрагивать права только собственника имущества.
Из содержания статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что постановка недвижимой вещи на учет как бесхозяйной может затрагивать права только собственника имущества.
4.2. Предварительная постановка бесхозяйной недвижимости на учет и последующий отказ судом в признании права муниципальной собственности на эту недвижимость не являются необходимым условием для приобретения права частной собственности на нее в силу приобретательной давности
По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ предварительная постановка бесхозяйного недвижимого имущества на учет государственным регистратором по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - по заявлениям уполномоченных органов этих городов), и последующий отказ судом в признании права муниципальной собственности (или права собственности городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) на эту недвижимость не являются необходимым условием для приобретения права частной собственности на этот объект третьими лицами в силу приобретательной давности.
По смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации предварительная постановка бесхозяйного недвижимого имущества на учет государственным регистратором по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - по заявлениям уполномоченных органов этих городов), и последующий отказ судом в признании права муниципальной собственности (или права собственности городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) на эту недвижимость не являются необходимым условием для приобретения права частной собственности на этот объект третьими лицами в силу приобретательной давности.
По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ предварительная постановка бесхозяйного недвижимого имущества на учет государственным регистратором по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - по заявлениям уполномоченных органов этих городов), и последующий отказ судом в признании права муниципальной собственности (или права собственности городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) на эту недвижимость не являются необходимым условием для приобретения права частной собственности на этот объект третьими лицами в силу приобретательной давности.
По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ предварительная постановка бесхозяйного недвижимого имущества на учет государственным регистратором по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - по заявлениям уполномоченных органов этих городов), и последующий отказ судом в признании права муниципальной собственности (или права собственности городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) на эту недвижимость не являются необходимым условием для приобретения права частной собственности на этот объект третьими лицами в силу приобретательной давности.
По смыслу статей 225, 234 Гражданского кодекса Российской Федерации предварительная постановка бесхозяйного недвижимого имущества на учет государственным регистратором по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится, и последующий отказ судом в признании права муниципальной собственности на эту недвижимость не являются необходимым условием для приобретения права частной собственности на этот объект третьими лицами.
По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ предварительная постановка бесхозяйного недвижимого имущества на учет государственным регистратором по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - по заявлениям уполномоченных органов этих городов), и последующий отказ судом в признании права муниципальной собственности (или права собственности городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) на эту недвижимость не являются необходимым условием для приобретения права частной собственности на этот объект третьими лицами в силу приобретательной давности.
4.3. Иные лица (не собственники) не являются надлежащими истцами по требованиям о признании недвижимых объектов бесхозяйными и могут быть заинтересованы лишь в побуждении муниципального органа к совершению действий по обращению бесхозяйной недвижимой вещи в муниципальную собственность
[По смыслу ст. 225 ГК РФ] Иные лица названным правом [требования о признании недвижимых объектов бесхозяйными] не обладают и могут быть заинтересованы лишь в побуждении муниципалитета к совершению действий по обращению бесхозяйной недвижимой вещи в муниципальную собственность, они не являются надлежащими истцами по требованиям о признании недвижимых объектов бесхозяйными.
[По смыслу ст. 225 ГК РФ] Иные лица названным правом [требования о признании недвижимых объектов бесхозяйными] не обладают и могут быть заинтересованы лишь в побуждении муниципалитета к совершению действий по обращению бесхозяйной недвижимой вещи в муниципальную собственность, они не являются надлежащими истцами по требованиям о признании недвижимых объектов бесхозяйными.
4.4. Принятые лицом, не являющимся собственником вещи, меры по ее охране или намерения указанного лица в ее использовании по назначению не исключают возможность признания вещи безхозяйной с последующим признанием на нее права муниципальной собственности
В силу положений ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации невозможность последующего признания на бесхозяйную вещь права муниципальной собственности обусловлено только наличием собственника вещи, вследствие чего не являются юридически значимыми, исключающими возможность признания вещи безхозяйной с последующим признанием на нее права муниципальной собственности, принятые лицом, не являющимся собственником вещи, меры по ее охране или намерения указанного лица в ее использовании по назначению.
4.5. Если имуществом владеет какое-либо иное лицо по любому иному законному основанию (за исключением права собственности), то применение к этому имуществу положений о приобретении прав на него как на бесхозяйное имущество невозможно
Из смысла статьи 225 ГК РФ следует, что на учет может быть принято только имущество, не находящееся во владении собственника или иных законных владельцев.
Поэтому если имуществом владеет какое-либо иное лицо по любому иному законному основанию, то применение к этому имуществу положений о приобретении прав на него как на бесхозяйное имущество невозможно.
5. Виды бесхозяйного имущества, и особенности признания такого имущества бесхозяйным
5.1. Для отнесения тепловых сетей к бесхозяйным должен быть установлен единственный и достаточный признак - отсутствие эксплуатирующей такие сети организации
Отклоняя ссылки общества на нарушение администрацией требований статей 225, 226 ГК РФ и Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, апелляционный суд обоснованно исходил из того, что исполнение органом местного самоуправления обязанности по передаче бесхозяйных тепловых сетей на содержание соответствующим теплоснабжающим или теплосетевым организациям не поставлено в зависимость от соблюдения им установленной ГК РФ и подзаконными нормативными актами процедуры признания вещи бесхозяйной и порядка учета таких вещей; для отнесения тепловых сетей к бесхозяйным должен быть установлен единственный и достаточный признак - отсутствие эксплуатирующей такие сети организации.
5.2. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования права пожизненного наследуемого владения земельный участок не приобретает режим бесхозяйной вещи
[По смыслу ст. 225 ГК РФ] При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования права пожизненного наследуемого владения участок не приобретает режим бесхозяйной вещи.
5.3. Отсутствие на гидротехническое сооружение права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2010 года N47-Впр10-1
[Руководствуясь ст. 225 ГК РФ] Отсутствие на гидротехническое сооружение (далее - ГТС) права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.
[Руководствуясь ст. 225 ГК РФ] Отсутствие права собственности на гидротехнические сооружения не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.
Апелляционное определение Московского городского суда от 30 июня 2015 г. N 33-9358/15
[Руководствуясь ст. 225 ГК РФ] Отсутствие права собственности на гидротехнические сооружения не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.
5.4. В зависимости от вида бесхозяйной вещи законодательством предусмотрены различные основания и порядок приобретения права собственности
[Исходя из содержания ст. 225 ГК РФ] В зависимости от вида бесхозяйной вещи закон устанавливает различные основания и порядок приобретения права собственности.
[Исходя из содержания ст. 225 ГК РФ] В зависимости от вида бесхозяйной вещи закон устанавливает различные основания и порядок приобретения права собственности.
[Исходя из содержания ст. 225 ГК РФ] В зависимости от вида бесхозяйной вещи закон устанавливает различные основания и порядок приобретения права собственности.
5.5. К числу бесхозяйных недвижимых вещей относятся тепловые сети
Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 06 сентября 2012 г.
В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи, к числу которых и относятся тепловые сети, могут быть признаны в установленном порядке муниципальной собственностью.
5.6. Если на находящейся в ведении органа местного самоуправления территории выявлены бесхозяйные тепловые сети, он становится участником правоотношений по теплоснабжению и несет обязанность по определению теплосетевой или единой теплоснабжающей организации
Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 06 сентября 2012 г.
С учетом изложенного [ст. 225 ГК РФ] орган местного самоуправления, если на находящейся в его ведении территории поселения или городского округа выявлены бесхозяйные тепловые сети, а равно тепловые сети, не имеющие эксплуатирующей организации, становится участником правоотношений по теплоснабжению и несет обязанность по определению теплосетевой или единой теплоснабжающей организации.
5.7. Самовольная постройка не отнесена к бесхозяйным вещам
Приобретательная давность не может распространяться на случаи, когда в качестве объекта владения и пользования выступает самовольно возведенное строение, в том числе расположенное на неправомерно занимаемом земельном участке, поскольку в подобной ситуации отсутствует такое необходимое условие, как добросовестность застройщика, поскольку, осуществляя самовольное строительство, лицо должно было осознавать отсутствие у него оснований для возникновения права собственности.
Приобретательная давность не может распространяться на случаи, когда в качестве объекта владения и пользования выступает самовольно возведенное строение, в том числе расположенное на неправомерно занимаемом земельном участке, поскольку в подобной ситуации отсутствует такое необходимое условие, как добросовестность застройщика, поскольку, осуществляя самовольное строительство, лицо должно было осознавать отсутствие у него оснований для возникновения права собственности.
Приобретательная давность не может распространяться на случаи, когда в качестве объекта владения и пользования выступает самовольно возведенное строение, в том числе расположенное на неправомерно занимаемом земельном участке, поскольку в подобной ситуации отсутствует такое необходимое условие как добросовестность застройщика, так как осуществляя самовольное строительство, лицо должно было осознавать отсутствие у него оснований для возникновения права собственности.
Законом определено, что самовольная постройка не может быть объектом гражданских прав, участвовать в обороте. Она не может быть отнесена к бесхозяйным вещам, приниматься на учет и поступать в собственность субъектов гражданских прав в порядке, предусмотренном ст. 225 ГК РФ, поскольку для приобретения права собственности на самовольную постройку закон устанавливает специальный порядок (п. 3 ст. 222 ГК).
6. Сроки при признании имущества бесхозяйным
6.1. Законодательством не установлен конкретный срок, в течение которого орган местного самоуправления обязан принять на баланс и обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке бесхозяйной недвижимости на учет
[По смыслу ст. 225 ГК РФ] Судебная коллегия находит состоятельным и подлежащим удовлетворению довод апелляционной жалобы о том, что законом не установлен конкретный срок, в течение которого орган местного самоуправления обязан принять на баланс и обратиться в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о постановке объекта бесхозяйного недвижимого имущества на учет.
6.2. Заявление о постановке объекта бесхозяйного имущества на учет должно быть подано в разумный срок с учетом времени, необходимого для оформления необходимой технической документации
[По смыслу ст. 225 ГК РФ] Такое заявление [о постановке объекта бесхозяйного имущества на учет] должно быть подано в разумный срок с учетом времени, необходимого для оформления необходимой технической документации на спорное имущество.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на декабрь 2019 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.