Энциклопедия судебной практики
Транспортный налог. Налоговая база
(Ст. 359 НК)
1. Характеристикой налоговой базы по транспортному налогу, позволяющей оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования, его стоимость и расходы на его содержание, является мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах
Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 1876-О
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования, стоимость транспортного средства и расходы на его содержание (постановление от 2 декабря 2013 года N 26-П, Определение от 14 декабря 2004 года N 451-О). Такой характеристикой для целей налогообложения транспортным налогом федеральный законодатель, действуя в пределах своих дискреционных полномочий, избрал мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации).
2. Ставка транспортного налога зависит от типа транспортного средства и мощности установленного на нем двигателя
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 марта 2008 г. N А55-9669/07-3
В силу пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства (пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что ставка транспортного налога зависит от типа транспортного средства и мощности установленного на нем двигателя.
3. При определении типа транспортного средства необходимо руководствоваться паспортом транспортного средства
Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации.
Таким образом, паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства.
4. Статус плательщика транспортного налога появляется у субъекта налоговых отношений после государственной регистрации приобретенного им транспортного средства
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, установив фактические обстоятельства дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 359, 361, 362 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств", суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что налоговым органом обоснованно доначислен транспортный налог, поскольку, настаивая на правильном определении налоговой базы, налогоплательщик документально не подтвердил достоверность заявленных им сведений о мощности двигателей спорных транспортных средств.
При этом судом учтено то, что Инструкция по эксплуатации двигателей модификации Д-243 и Д-245 не является документом, содержащим технические характеристики конкретного транспортного средства, так как налоговая база по транспортному налогу определяется на основе правоустанавливающих и регистрационных документов.
Таким документом, в частности, является свидетельство о регистрации транспортного средства, который удостоверяет индивидуализированные технические характеристики конкретного транспортного средства.
5. Несмотря на запись о наличии транспортного средства на бухгалтерском учете налогоплательщика, если соответствующее транспортное средство отсутствует, не участвует в судоходстве, не оказывает воздействия на водные пути, то оно не является объектом налогообложения
Как правильно указали суды, необходимо учитывать, что налоговая база транспортного налога определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние водных транспортных путей, причалов; в отношении водных транспортных средств - это мощность двигателя, выраженная в лошадиных силах, валовая вместимость (статья 359 НК РФ). Следовательно, объективная невозможность использования такого транспортного средства в своей основной деятельности (судоходстве), подтвержденная надлежащими доказательствами, может послужить основанием для признания факта отсутствия объекта обложения транспортным налогом.
6. Транспортный налог исчисляется в твердой сумме и при сохраняющейся налоговой базе не подлежит корректировке
Исходя из положений пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации указывает, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Учитывая изложенное, суммы налога, подлежащие уплате в бюджет на основании деклараций, представляемых по итогам отчетных периодов, не являются предположительными, а исчисляются в твердой сумме и при сохраняющейся налоговой базе не подлежат корректировке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.