Энциклопедия судебной практики
Транспортный налог. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу
(Ст. 362 НК)
1. Основания возникновения и прекращения взимания транспортного налога
1.1. Юридическим фактом, свидетельствующим о возникновении объекта обложения транспортным налогом, являются сведения о регистрации транспортного средства за конкретным лицом
Согласно п. 3 ст. 362 НК РФ обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, то есть возникает с месяца постановки транспортного средства на государственный регистрационный учет и прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
Таким образом, по смыслу закона транспортное средство остается объектом налогообложения до тех пор, пока остается зарегистрированным в установленном законом порядке.
1.2. Обязанность по уплате транспортного налога возникает при регистрации транспортного средства и прекращается со снятием его с регистрационного учета
Признание физических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном ст. 362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
Таким образом, обязанность уплачивать транспортный налог ставится в зависимость от регистрации транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения.
По смыслу указанной нормы транспортный налог не взимается только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 362 Налогового кодекса, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
Таким образом, передача транспортных средств без снятия их с учета в органах, в которых они зарегистрированы, не освобождает от обязанности по уплате транспортного налога. Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства и возлагается на то лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, независимо от фактического владения транспортным средством.
В силу императивных положений ст. ст. 357, 358, 362 Налогового кодекса Российской Федерации признание лиц налогоплательщиками, определение объекта обложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основаны на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы. Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства (в рассматриваемом случае - вертолёта), а не от фактического использования данного транспортного средства, а налогоплательщиком транспортного средства признаётся лицо, на которое зарегистрировано данное транспортное средство.
1.3. Отсутствие (неиспользование) транспортного средства без снятия его с учета в регистрирующем органе не освобождает налогоплательщика от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога
Определение Верховного Суда РФ от 12 января 2015 г. N 306-КГ14-5609
Соглашаясь с позицией налогового органа и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды трех инстанций, руководствуясь положениями статей 357, 358 и 362 Налогового кодекса [обоснованно], исходили из того, что само по себе отсутствие у налогоплательщика воздушного транспортного средства, что не оспаривалось сторонами и установлено судом, не освобождает лицо от обязанности по уплате транспортного налога до момента исключения (снятия с учета) судна в регистрирующих органах.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2011 г. N 12223/10
Является правильным примененный судами первой и апелляционной инстанций подход, согласно которому списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357, 358, 362 Кодекса признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.
Согласно статье 362 НК РФ исчисление налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах.
Согласно позиции налоговых органов списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357, 358, 362 НК РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.
Принимая во внимание, что в силу положений ст.ст. 357, 358, 362 НК РФ признание лица налогоплательщиком, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что само по себе отсутствие возможности дальнейшей эксплуатации транспортного средства в отсутствие достаточных и достоверных сведений о том, что транспортное средство, как объект налогообложения, уничтожено и его дальнейшая эксплуатация невозможна, что отсутствуют характеристики, соответствующие объекту налогообложения транспортным налогом в силу ст. 358 Налогового кодекса РФ, при неисполнении собственником транспортного средства обязанности по снятию его с регистрационного учета в силу указанных причин не освобождает собственника такого транспортного средства от уплаты налогов на него.
Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу.
1.4. Объективная невозможность использования транспортного средства, подтвержденная собственником транспортного средства надлежащими доказательствами, может послужить основанием для признания факта отсутствия объекта обложения транспортным налогом
Проанализировав положения статей 357 - 362, статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2004 N 541-О, статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.11.2002 N 62-ОЗ "О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе" во взаимосвязи с обстоятельствами, установленными по делу, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что ключевым принципом взимания транспортного налога является эксплуатация транспортного средства, а не сам по себе факт наличия регистрационной записи о транспортном средстве.
Апелляционный арбитражный суд, поддерживая выводы арбитражного суда первой инстанции, также пришел к выводу, что объективная невозможность использования транспортного средства в своей основной деятельности, подтвержденная со стороны собственником транспортного средства надлежащими доказательствами, может послужить основанием для признания факта отсутствия объекта обложения транспортным налогом.
Однако в мотивировочной части своего постановления апелляционный суд отметил, что из системного толкования названных норм следует признание лица плательщиком транспортного налога на основании сведений о транспортных средствах, зарегистрированных в уполномоченных органах, а также о лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы. Юридическим фактом, свидетельствующим о возникновении объекта обложения транспортным налогом, являются сведения о регистрации транспортного средства за конкретным лицом (физическим или юридическим), представленные налоговому органу соответствующим уполномоченным государственным органом. Закон в данном случае не вменяет в обязанность налогового органа устанавливать какие-либо факты, связанные с реальным использованием транспортного средства его владельцем, поскольку данные вопросы не входят в компетенцию последнего. Эти обстоятельства (в том числе и вопросы относительно особенностей снятия транспортного средства с государственной регистрации и учета) входят в обязанность самого собственника и владельца, которые и должны доказать факт отсутствия у него такой обязанности в силу наличия таких особенностей. Налоговый орган в целях налогообложения использует сведения о государственной регистрации транспортного средства, представленные уполномоченным государственным органом, в достоверности и обоснованности которых у инспекции нет оснований сомневаться. Опровергать данные сведения и представлять надлежащую информацию в данном случае обязан собственник транспортного средства.
1.5. Арест транспортных средств не является основанием для снятия их с регистрационного учета и освобождения от уплаты транспортного налога
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 мая 2012 г. N ВАС-5900/12
Суды, руководствуясь статьями 357, 358, 362 Налогового кодекса Российской Федерации, исходили из того, что арест транспортных средств не прекращает права собственности на них, и применение данной меры не является основанием для снятия их с регистрационного учета и освобождения от уплаты транспортного налога.
1.6. Основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств
В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
По смыслу указанных положений законодательства основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная в инспекцию Государственной инспекцией безопасности дорожного движения выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств.
1.7. Технический паспорт транспортного средства не является документом, на основании которого рассчитывается транспортный налог
В силу статьи 362 Кодекса технический паспорт транспортного средства не служит документом, на основании которого рассчитывается транспортный налог.
1.8. На налогоплательщика возлагается обязанность по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 306-КГ14-5609
В случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном ст. 362 Налогового кодекса РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
При этом, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
1.9. У налогоплательщика отсутствует обязанность сообщать налоговому органу сведения о приобретённых транспортных средствах или самостоятельно исчислять транспортный налог
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 18 января 2012 г. N 33-380
Согласно ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Обязанность налогоплательщика сообщать налоговому органу сведения о приобретённых транспортных средствах или самостоятельно исчислять транспортный налог Налоговым кодексом Российской Федерации не установлена.
1.10. Во избежание начисления транспортного налога в случае угона (кражи) зарегистрированного на налогоплательщика транспортного средства необходимо предоставить в налоговый орган документ, подтверждающий факт угона (кражи) этого транспортного средства
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ (ст. 362 НК РФ).
Объектом налогообложения по транспортному налогу не являются транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом (п.п. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ).
Если от налогоплательщика документа, подтверждающего факт угона (кражи) зарегистрированного на нее транспортного средства, в налоговый орган не поступало, как правильно указал суд, у последнего отсутствуют законные основания для неначисления по этому транспортному средству транспортного налога.
1.11. Взимание транспортного налога в случае ареста транспортного средства либо конфискации его по решению суда прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета
По смыслу ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) сумма транспортного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Положением названного Кодекса предусмотрено, что транспортный налог не взимается только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновением права на налоговую льготу) не установлено.
Таким образом, взимание транспортного налога в случае ареста транспортного средства либо конфискации его по решению суда прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета.
2. Принципы и порядок исчисления суммы транспортного налога
2.1. Налоговый орган не обладает собственной информацией о налогоплательщике и объекте налогообложения по транспортному налогу
Согласно ч. 1 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Соответственно собственной информацией о налогоплательщике и объекте налогообложения по транспортному налогу налоговый орган не обладает.
2.2. Без наличия сведений о транспортных средствах у налогового органа отсутствует право на самостоятельное исчисление налога
Исходя из содержания норм [ст. 362 НК РФ] у налогового органа отсутствует право на самостоятельное исчисление налога без наличия сведений о транспортных средствах, предоставляемых органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.
2.3. Положения п. 2 ст. 362 НК РФ фиксируют лишь арифметическое действие, направленное на исчисление суммы транспортного налога и не нарушают конституционные права граждан
Определение Конституционного Суда РФ от 14 октября 2004 г. N 312-О
Что касается пункта 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, то его положения фиксируют лишь направленное на исчисление суммы транспортного налога арифметическое действие - произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, а потому отсутствуют основания рассматривать их как ограничивающие конституционные права и свободы заявителя.
2.4. Неправильное указание налоговым органом мощности транспортного средства на основе представленной ему информации ГИБДД не освобождает налогоплательщика от уплаты действительной суммы налога
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 27 марта 2013 г. N 33-4342
Налоговым кодексом установлен порядок перерасчета сумм транспортного налога, неправильно исчисленного налоговыми органами (в том числе на основе имеющейся у них недостоверной информации) и уже уплаченного налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений в случае выявления недостоверных данных об объекте налогообложения при отсутствии вины налогоплательщика и налогового органа, баланс публичных интересов предполагает как право первого потребовать возврата излишне уплаченных сумм налога, так и право второго начислить к уплате дополнительную сумму налога.
Обязанность по уплате транспортного налога является объективной, и неправильное указание налоговым органом мощности транспортного средства на основе представленной ему информации ГИБДД не освобождает налогоплательщика от уплаты действительной суммы налога в размере, установленном Налоговым кодексом.
2.5. Налоговый орган определяет сумму годового налогового платежа лишь за то время, когда транспортное средство в текущем налоговом периоде числилось за налогоплательщиком
Определение Конституционного Суда Республики Карелия от 12 октября 2004 г.
В случае снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода и при поступлении сведений об этом в налоговый орган до направления уведомления налогоплательщику налоговый орган, исчисляя сумму налогового платежа, должен, как указал в постановлении Конституционный Суд Республики Карелия, руководствоваться частью 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом налоговый орган определяет сумму годового налогового платежа в отношении этой категории лиц лишь за то время, когда транспортное средство в текущем налоговом периоде числилось за налогоплательщиком.
2.6. Индивидуальные предприниматели как отдельная категория плательщиков транспортного налога в главе 28 НК РФ не установлены
В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 Кодекса. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого им налоговым органом (пункты 2 и 3 статьи 363 Кодекса).
Из приведенных норм следует, что в Кодексе для целей применения главы 28 "Транспортный налог" определены две категории плательщиков налога: организации и физические лица, индивидуальные предприниматели как отдельная категория плательщиков транспортного налога в главе не установлены.
2.7. Налоговый орган способен установить факт уплаты транспортного налога только после представления организацией декларации для проведения камеральной проверки
В соответствии со статьями 346.21 и 362 НК РФ сумма налога по итогам налогового периода по УСН и по транспортному налогу определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Исходя из системного толкования названных норм суды правильно указали, что налоговый орган способен установить факт уплаты транспортного налога и налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, только после представления организацией декларации для проведения камеральной проверки.
2.8. Повышающие коэффициенты, установленные в зависимости от стоимости автомобиля и года его выпуска, используются для исчисления суммы транспортного налога в целях льготного налогообложения
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 апреля 2014 г. N 78-АПГ14-10
Подобное правовое регулирование отношений по льготному налогообложению Налоговому кодексу Российской Федерации не противоречит и, имея определенную адресную социальную направленность, полностью согласуется с приведенной в решении позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой законодатель, осуществляя в рамках предоставленной ему дискреции нормативно-правовое регулирование отношений по установлению, введению и взиманию налогов, а также, предусматривая применительно к конкретному налогу соответствующие льготы, должен прежде всего учитывать принципы правового и социального государства, равенства и пропорциональности, которыми ограничиваются пределы его усмотрения в этой сфере. Льготы по налогу и основания их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях, причем установление льгот не является обязательным. В то же время налоговые льготы не могут носить дискриминационный характер, вводить необоснованные и несправедливые различия в рамках одной и той же категории налогоплательщиков, т. е. нарушать конституционный принцип равенства.
В этой связи считать, что установление налоговых льгот для инвалидов и пенсионеров, владеющих недорогими, маломощными, старыми, отечественными автомобилями, является несправедливым различием и дискриминацией другой части этой же категории налогоплательщиков, оснований нет.
Подобной логики исчисления суммы транспортного налога придерживается, и сам федеральный законодатель, устанавливая в пункте 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации повышающие коэффициенты в зависимости именно от стоимости автомобиля и года его выпуска.
2.9. Порядок исчисления транспортного налога не поставлен в зависимость от цели и вида использования объекта налогообложения
Предусмотренные нормами Налогового кодекса Российской Федерации основания возникновения обязанности по уплате транспортного налога связаны с фактом регистрации транспортного средства за физическим лицом (глава 28 НК РФ), а по налогу на имущество физических лиц с фактом владения имуществом на праве собственности (глава 32 НК РФ). При этом порядок исчисления указанных налогов не поставлен в зависимость от цели и вида использования объектов налогообложения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.