Энциклопедия судебной практики
Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве
(Ст. 3 Закона "Об исполнительном производстве")
1. Законодательство об исполнительном производстве образует единую систему
Согласно ст. 3 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, вступившего в действие 1 февраля 2008 года, законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве состоит из данного Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, а также нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и международных договоров.
Наряду с этим, источниками, регулирующими порядок исполнения судебных постановлений, также являются Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах", Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс РФ об административных правонарушениях.
С учетом особенностей данной категории дел, судам следует учитывать, что порядок исполнения решений судом по делам, связанным с воспитанием детей, регулируются также нормами Семейного кодекса РФ (ст. 79), порядок исполнения решений о восстановлении на работе - нормами Трудового кодекса РФ (ст. 396), порядок обращения взыскания на заложенное имущество и его реализации - положениями ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", ФЗ "Об оценке и оценочной деятельности в РФ", ст.ст. 349, 350 Гражданского кодекса РФ, порядок проведения торгов - положениями ст.ст. 447-449 Гражданского кодекса РФ.
Кроме того, 27 декабря 2005 года был принят Федеральный закон N 197-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ, ГПК РФ, АПК РФ и Федеральный закон "Об исполнительном производстве", которым установлено, что порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (т.е. по взысканию в пользу граждан и организаций денежных средств с соответствующей казны) устанавливается бюджетным законодательством.
2. Нормы бюджетного законодательства имеют приоритет только в том случае, если речь идет о взыскании денежных средств с бюджетных счетов должника
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Нормы бюджетного законодательства имеют приоритет только в том случае, если речь идет о взыскании денежных средств с бюджетных счетов должника.
3. При исполнении судебного акта в отношении должника, находящегося в стадии банкротства, применяются положения ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", принятого позже ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
Нормы, содержащиеся в Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", регулирующие порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, и нормы, закрепленные в Федеральном законе от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", регулирующие порядок принудительного исполнения судебным приставами-исполнителями судебных актов при исполнении судебного акта в отношении должника организаций, находящейся в стадии банкротства (конкурсного производства), являются специальными нормами.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05.10.2000 N 199-О разъяснил, в соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное, при этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы.
Учитывая, что Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принят позднее Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", на момент возникновения спорных отношений применению подлежат его положения.
4. Международные соглашения применяются только в случае, если ими установлены иные правила исполнительного производства, отличные от предусмотренных законодательством РФ
Доводы жалобы о нарушении приставом-исполнителем Конвенции "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" от 22.01.1993 г. и иных норм международного права, в соответствии с которыми взыскание исполнительного сбора должно производиться путем направления поручения в соответствующие органы иностранного государства, не могут быть приняты судом кассационной инстанции, поскольку согласно ч. 4 ст. 3 Закона об исполнительном производстве международные соглашения применяются только в случае, если ими установлены иные правила исполнительного производства, отличные от настоящего Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон об исполнительном производстве" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Закона Российской Федерации от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 октября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон об исполнительном производстве" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, государственным советником юстиции РФ 3 класса Д. И. Тисленко, кандидатом юридических наук Д.В. Лоренцем, Азымовой М.Р., Комлевым Е.Ю., Рожковой Ю.Е., Шумилиным П., Михайлевской М.