Энциклопедия судебной практики
Исполнение требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, банками и иными кредитными организациями
(Ст. 8 Закона "Об исполнительном производстве")
1. Кредитные организации как субъекты исполнительного производства
1.1. Допускается списание без распоряжения клиента его денежных средств на основании предъявленного взыскателем исполнительного документа
Решение Верховного Суда РФ от 20 января 2014 г. N АКПИ13-1211
Статья 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве" является специальной нормой, на основании которой банки и иные кредитные организации в соответствии с частью 2 статьи 7 данного Федерального закона исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, в порядке, установленном другими федеральными законами.
Статья 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве" допускает списание без распоряжения клиента денежных средств, находящихся на его счете, на основании предъявленного взыскателем исполнительного документа, устанавливая обязанность указать реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить денежные средства.
1.2. Банк или иная кредитная организация не вправе устанавливать факт неисполнения или ненадлежащего исполнения решения суда
Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения решения суда устанавливается судебным приставом-исполнителем. Такой факт не может быть установлен банком или иной кредитной организацией.
1.3. Отказ перечислить денежные средства на банковский счет представителя взыскателя не нарушает имущественные права представителя
Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 997-О
Как следует из приложенных к жалобе заявителя материалов, представленный им в банк исполнительный лист был выдан судом на основании судебного постановления о взыскании денежных средств в пользу гражданина, интересы которого заявитель представлял в рамках исполнительного производства. Поскольку, таким образом, именно гражданин являлся получателем денежных средств, подлежащих взысканию в рамках исполнительного производства, нельзя утверждать, что применение судом положений статьи 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при отказе в удовлетворении заявления заявителя об обязании Сбербанка Российской Федерации исполнить судебное постановление, перечислив денежные средства на его банковский счет, нарушило его право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).
1.4. Кредиторы, а также органы, представляющие в деле о банкротстве требования РФ, субъектов РФ или муниципальных образований по денежным обязательствам, не вправе направлять исполнительные документы о взыскании денежных средств непосредственно в банк или иную кредитную организацию, в которых открыты счета должника
При применении абзаца второго пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве судам также следует иметь в виду, что кредиторы, а также уполномоченные органы, представляющие в деле о банкротстве требования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований по денежным обязательствам, не вправе в порядке, установленном частью 1 статьи 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве", направлять выданные судами и другими органами исполнительные документы о взыскании денежных средств непосредственно в банк или иную кредитную организацию (далее - банк), в которых открыты счета должника.
1.5. Взыскание с должника, признанного банкротом, текущих обязательных платежей возможно только за счет денежных средств, находящихся на счёте должника в банке, в порядке, установленном ст. 8 ФЗ "Об исполнительном производстве"
С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом исполнительное производство по исполнительным документам о взыскании задолженности по текущим платежам в силу части 4 статьи 96 Закона об исполнительном производстве не оканчивается. Вместе с тем судебный пристав-исполнитель не вправе совершать исполнительные действия по обращению взыскания на имущество должника, за исключением обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счете должника в банке, в порядке, установленном статьей 8 Закона об исполнительном производстве с соблюдением очередности, предусмотренной пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 2014 г. N ВАС-8215/14
Взыскание с должника, признанного банкротом, текущих обязательных платежей возможно только за счет денежных средств, находящихся на расчетном счете должника, принудительное взыскание текущей задолженности в ходе конкурсного производства за счет иного имущества должника недопустимо, в связи с чем пришли к выводу об отсутствии у пристава-исполнителя правовых оснований производить принудительное взыскание задолженности за счет имущества должника, признанного банкротом, и отказали в удовлетворении заявленных фондом требований.
Вместе с тем судебный пристав-исполнитель не вправе совершать исполнительные действия по обращению взыскания на имущество должника, за исключением обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счете должника в банке, в порядке, установленном статьей 8 Закона об исполнительном производстве, с соблюдением очередности, предусмотренной пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве.
1.6. Кредитная организация осуществляет проверку исполнительных документов, поступивших как от судебного пристава, так и от взыскателя
При рассмотрении споров о правомерности операций кредитных организаций по счетам лиц, находящихся в процедурах банкротства, судам следует учитывать, что в силу абзацев второго и четвертого пункта 1 и пункта 2 статьи 63, абзацев второго и пятого пункта 1 статьи 81, абзацев седьмого и восьмого пункта 1 статьи 94, абзаца второго пункта 2 статьи 95, абзацев пятого - седьмого и десятого пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" при поступлении в кредитную организацию любого распоряжения любого лица о переводе (перечислении) или выдаче денежных средств со счета клиента, в отношении которого введена процедура банкротства (за исключением распоряжений внешнего или конкурсного управляющего этого должника), кредитная организация вправе принимать такое распоряжение к исполнению и исполнять его только при условии, что в этом распоряжении либо в документах, прилагаемых к нему, содержатся сведения, подтверждающие отнесение оплачиваемого требования получателя денежных средств к текущим платежам (статья 5 Закона) или к иным требованиям, по которым допускается платеж со счета должника в ходе соответствующей процедуры (абзац четвертый пункта 1 статьи 63, абзац пятый пункта 1 статьи 81, абзац второй пункта 2 и пункт 5 статьи 95 Закона) (далее - разрешенные платежи). Такая проверка осуществляется, в частности, в отношении платежных поручений и чеков должника (в процедурах наблюдения или финансового оздоровления), инкассовых поручений (в том числе налоговых органов) и исполнительных документов (поступивших как от судебного пристава, так и от взыскателя в порядке статьи 8 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
1.7. Банки и иные кредитные организации, не являющиеся органами принудительного исполнения, исполняют судебные акты, содержащие требование исключительно о взыскании денежных средств
На банки, иные кредитные организации, не являющиеся органами принудительного исполнения, возлагаются публичные функции по исполнению судебных актов о взыскании денежных средств и об их аресте.
Исходя из содержания и места статьи 8 (глава 1 "Основные положения") в системе норм Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ исполнение банком или иной кредитной организацией исполнительного документа, полученного непосредственно от взыскателя, осуществляется вне рамок исполнительного производства, которое возбуждается, осуществляется и прекращается судебным приставом-исполнителем по правилам главы 5 данного Федерального закона. Банк (иная кредитная организация) признается лицом, участвующим в исполнительном производстве, только в случае получения им постановления судебного пристава-исполнителя и осуществления исполнения содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании денежных средств путем их перечисления на депозитный счет подразделения судебных приставов.
На банки и иные кредитные организации, не являющиеся органами принудительного исполнения, возлагаются публичные функции по исполнению судебных актов, содержащих требование исключительно о взыскании денежных средств.
1.8. Исполнительное производство следует признать начавшимся с момента предъявления взыскателем исполнительного листа в банк
Согласно пункту 1 статьи 7 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) к органам и организациям, исполняющим требования, содержащиеся в судебных актах, относятся банки и иные кредитные организации. Исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.
Поскольку в данном случае взыскатель предъявил к взысканию исполнительный лист в банк, то исполнительное производство следует признать начавшимся.
1.9. Отсутствие в судебном акте прямого требования о взыскании денежных средств не свидетельствует о том, что он не относится к актам о взыскании денежных средств, которые должны исполняться в порядке статьи 8 ФЗ "Об исполнительном производстве"
Отсутствие в резолютивной части определения суда прямого требования о взыскании денежных средств не означает, что это определение не относится к судебным актам о взыскании денежных средств, которые должны исполняться в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 8 Закона об исполнительном производстве.
1.10. У пристава-исполнителя отсутствует возможность контролировать своевременность совершения банковских операций по перечислению денежных средств должника
Апелляционное определение Московского городского суда от 16 января 2014 N 33-1045/14
Права взыскателя - юридического лица, имеющего возможность получить арестованные денежные средства должника непосредственно на свой счет путем обращения в банк, расположенный за пределами юрисдикции судебного пристава-исполнителя, не могут быть признаны нарушенными с учетом того обстоятельства, что судебный пристав-исполнитель лишен возможности контролировать своевременность совершения банковских операций по перечислению денежных средств должника.
1.11. Действия (бездействия) кредитной организации, осуществляющей функции по исполнению судебных актов о взыскании денежных средств, могут быть оспорены в порядке административного судопроизводства
Наделением банков публичными полномочиями по исполнению требований исполнительного документа обусловлена возможность оспаривания их действий (бездействия) в предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса порядке.
Возможность оспаривания решений, действий (бездействия) организаций, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, предусмотрена также п. 1 ст. 218 КАС РФ. При этом следует иметь в виду, что дела, возникающие из публичных правоотношений и подсудные в соответствии с законом арбитражным судам, подлежат рассмотрению арбитражными судами в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ (ч. 4 ст. 1 КАС РФ).
1.12. Расчет процентов, начисляемых после вынесения решения, может осуществляться в процессе его исполнения в установленных законом случаях банками и иными кредитными организациями
Расчет процентов, начисляемых после вынесения решения, осуществляется в процессе его исполнения судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве). Размер процентов, начисленных за периоды просрочки, имевшие место с 1 июня 2015 года по 31 июля 2016 года включительно, определяется по средним ставкам банковского процента по вкладам физических лиц, а за периоды, имевшие место после 31 июля 2016 года, - исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды после вынесения решения.
1.13. Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, может осуществляться в процессе его исполнения в установленных законом случаях банками и иными кредитными организациями
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве).
1.14. В случае неясности банки и иные кредитные организации, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в т.ч. по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника
В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 202 ГПК РФ, статья 179 АПК РФ).
2. Требования к документам о взыскании денежных средств
2.1. При отсутствии в заявлении реквизитов банковского счета взыскателя оно вместе с исполнительным документом не подлежит принятию банком к исполнению
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 6 июля 2011 г. N 33-20981
При направлении исполнительного документа о взыскании денежных средств в банк непосредственно взыскателем одновременно с исполнительным листом предъявляется заявление, в котором указываются в т.ч. реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить денежные средства.
Следовательно, в случае отсутствия в заявлении реквизитов банковского счета взыскателя такое заявление вместе с исполнительным документом не подлежит принятию банком к исполнению.
2.2. При нарушении требований к документам о взыскании денежных средств банк возвращает их взыскателю
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 октября 2010 г. N ВАС-13833/10
Суды пришли к выводу о законности действий банка, возвратившего представленные взыскателем документы, так как общество не указало свой государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес и не представило доказательств, подтверждающих полномочия конкурсного управляющего.
Кроме того, суды указали на недоказанность факта невозможности взыскания спорных денежных средств с должника, причинения истцу убытков, наличия причинно-следственной связи между действиями банка и возникшими у взыскателя убытками.
Сопроводительным письмом исполнительный лист возвращен без исполнения. В исполнительном листе в качестве основания для возврата указано, что должник с таким наименованием и ИНН в РКЦ отсутствует, в графе "взыскатель" неверно указан фактический адрес организации взыскателя. Также в качестве основания возврата указано, что заявление оформлено от имени взыскателя - гражданина, а следовало от взыскателя юридического лица. В нарушение пункта 2 статьи 8 Закона об исполнительном производстве в заявлении отсутствует государственный регистрационный номер, место государственной регистрации взыскателя - юридического лица, а также неверно указан ИНН должника.
2.3. Полномочия представителя взыскателя подтверждаются доверенностью, предоставляемой сотруднику банка
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 августа 2013 г. N ВАС-10985/13
Суды трех инстанций пришли к выводу о том, что исполнительный лист был подан представителем взыскателя, полномочия которого на передачу исполнительного листа к исполнению были надлежаще подтверждены в доверенности, представленной сотруднику банка. Поэтому правовых оснований для возврата исполнительного листа не имелось.
2.4. При отсутствии сомнений относительно достоверности предоставленных сведений у банка нет правовых оснований для возврата обществу исполнительного документа без исполнения
Общество при подаче в Банк заявления о списании денежных средств с расчетных счетов ЗАО представило все необходимые документы. Банк своим правом по задержанию исполнительного документа с целью устранения сомнений относительно достоверности сведений, представленных в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 229-ФЗ, не воспользовался. О наличии таких сомнений не указано, не заявлялось об этом и в судебных заседаниях. Каких-либо дополнительных документов Банк у Общества не запрашивал.
Следовательно, действия Банка привели к неисполнению содержащихся в исполнительном документе требований.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что у Банка не имелось правовых оснований для возврата Обществу исполнительного документа без исполнения, и правомерно удовлетворили заявленное требование.
В случае обоснованных сомнений в подлинности исполнительного документа, полученного непосредственно от взыскателя (его представителя), или сомнений в достоверности сведений, представленных в соответствии с частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, банк или иная кредитная организация вправе для проверки подлинности исполнительного документа либо достоверности сведений задержать исполнение исполнительного документа, но не более чем на семь дней.
Таким образом, в компетенцию банка при исполнении исполнительных документов входит проверка подлинности исполнительного листа и сведений, указанных в заявлении в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона.
При этом положениями Федерального закона "Об исполнительном производстве" не предусмотрено право банка на возвращение исполнительного документа без исполнения.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество представило все необходимые документы; каких-либо дополнительных документов Банк у Общества не запрашивал. Правом по задержанию исполнительного документа с целью устранения сомнений относительно достоверности сведений, представленных в соответствии со статьей 8 Закона об исполнительном производстве, Банк не воспользовался.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что у Банка не имелось правовых оснований для возврата Обществу исполнительного документа без исполнения, и обоснованно удовлетворили заявленное требование.
2.5. Осуществляя проверку достоверности полученного заявления, банк вправе затребовать только те документы, представление которых установлено законом
В целях исполнения требований исполнительного документа Банк наделен властными полномочиями по принудительному списанию денежных средств со счета должника, в его компетенцию входит проверка подлинности исполнительного листа и сведений, указанных в заявлении в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона N 229-ФЗ, и при несоблюдении взыскателем установленных данным Законом требований Банк вправе возвратить исполнительный лист без исполнения.
Осуществляя проверку достоверности полученных заявления и приложений к нему, Банк вправе затребовать только те документы, представление которых установлено законом; требование о представлении каких-либо иных документов и сведений, кроме перечисленных в части 2 статьи 8 Закона N 229-ФЗ, действующее законодательство не содержит.
Требования о представлении каких-либо иных документов, помимо перечисленных в части 2 статьи 8 Закона N 229-ФЗ, действующее законодательство не содержит.
Требования о представлении каких-либо иных документов, помимо перечисленных в части 2 статьи 8 Закона N 229-ФЗ, действующее законодательство не содержит.
2.6. При направлении в банк или иную кредитную организацию исполнительных документов должны быть указаны реквизиты банковского счёта именно взыскателя, а не его представителя
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. N АПЛ14-659
При направлении в банк или иную кредитную организацию исполнительных документов должны быть указаны реквизиты банковского счёта именно взыскателя, а не его представителя.
Возможность указывать в рассматриваемом случае реквизиты банковского счёта представителя взыскателя, не указанного в исполнительном производстве в качестве взыскателя (лица, в пользу которого подлежит исполнение требования), федеральным законом не предусмотрена.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон об исполнительном производстве" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Закона Российской Федерации от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 октября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон об исполнительном производстве" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, государственным советником юстиции РФ 3 класса Д. И. Тисленко, кандидатом юридических наук Д.В. Лоренцем, Азымовой М.Р., Комлевым Е.Ю., Рожковой Ю.Е., Шумилиным П., Михайлевской М.