Энциклопедия судебной практики
Сфера применения настоящего Федерального закона
(Ст. 1 Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")
1. Общие положения о применении ФЗ о контрактной системе
1.1. Основной целью законодательства о контрактной системе является обеспечение наиболее эффективного расходования бюджетных средств, а не само по себе создание конкуренции
Руководствуясь ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Таким образом, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
1.2. Общие принципы размещения заказов для муниципальных нужд с принятием нового ФЗ о контрактной системе остаются неизменными
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, ГК РФ, БК РФ и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Как отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 29.01.2015 N 161-1, в ряде статей Федерального закона N 44-ФЗ воспроизведено по существу то же правовое регулирование, что и в Федеральном законе N 94-ФЗ. Названный подход может быть отнесён и к понятию муниципальной нужды.
Следовательно, размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг (то есть определение поставщиков, исполнителей) для муниципальных нужд осуществляется посредством торгов.
1.3. Оказание услуг для нужд органов государственной власти (местного самоуправления) без соблюдения установленной законом процедуры проведения конкурса не влечет возникновения у соответствующих органов каких-либо обязательств даже в случае фактического принятия исполнения
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 3 августа 2015 г. N 309-ЭС15-26
Представитель общества подтвердил, что содержание и требования Закона о размещении заказов ему известны.
Следовательно, оказывая юридические услуги без государственного (муниципального) контракта, подлежащего заключению в соответствии с Законом о размещении заказов, общество не могло не знать, что работы выполняются им при очевидном отсутствии обязательства.
В соответствии с п. 4 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Судами сделан обоснованный вывод о том, что плата за фактически оказанные услуги для государственных и муниципальных нужд в отсутствие заключенного государственного (муниципального контракта) не подлежит взысканию в качестве неосновательного обогащения.
Иной подход противоречил бы целям регулирования данных правоотношений и означал бы допущение согласования осуществления поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг без соблюдения требований, установленных Законом о размещении заказов, что открывало бы возможность для приобретения имущественных выгод недобросовестными поставщиками (исполнителями) и государственными или муниципальными заказчиками в обход закона (ст. 10 ГК РФ).
Определение Верховного Суда РФ от 4 сентября 2015 г. N 307-ЭС15-5998
Из содержания ст. 1 Закона о размещении заказов следуют цели регулирования отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд: обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного или муниципального контракта.
Общество считает, что между ним и таможней сложились отношения по возмездному оказанию услуг.
Однако, оказывая услуги без государственного (муниципального) контракта, подлежащего заключению в соответствии с Законом о размещении заказов, общество не могло не знать, что услуги выполняются им при очевидном отсутствии обязательства и в нарушение принципов и норм законодательства о государственных закупках.
Судами сделан обоснованный вывод о том, что плата за фактически оказанные услуги для государственных и муниципальных нужд в отсутствие заключенного государственного (муниципального контракта) не подлежит взысканию.
Иной подход противоречил бы целям регулирования данных правоотношений и означал бы допущение согласования осуществления поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг без соблюдения требований, установленных Законом о размещении заказов, что открывало бы возможность для приобретения имущественных выгод недобросовестными поставщиками (исполнителями) и государственными или муниципальными заказчиками в обход закона (ст. 10 ГК РФ).
1.4. Выделение органом местного самоуправления земельных участков для оказания услуг по содержанию мест захоронения относится к муниципальным нуждам и осуществляется в порядке проведения конкурса
Не может быть учтён и довод заявителя кассационной жалобы о том, что отвод земельных участков под захоронения не является муниципальной нуждой, поскольку получателями услуги по погребению являются лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, в связи с чем неверным является вывод судов о том, что финансирование данных услуг должно размещаться исключительно посредством торгов.
В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно статье 18 Федерального закона от 12.01.1996 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок их деятельности.
Таким образом, оказание услуг по содержанию мест захоронения, в том числе отвод земельных участков является муниципальной нуждой и, следовательно, бюджетные средства, выделяемые для этих целей, для равного доступа всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке похоронных услуг, должны быть распределены в соответствии с требованиями действующего законодательства о размещении заказов.
1.5. Выполнение работ по установке приборов учета потребляемой электроэнергии не могут являться предметом конкурса
Доводы заявителя кассационной жалобы о применении к спорным отношениям положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" правомерно отклонены судами предыдущих инстанций, поскольку действия истца по установке прибора учета были произведены в соответствии с требованиями части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении.
1.6. Положения законодательства, регулирующего отношения в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, не подлежат применению в случае привлечения судебным приставом-исполнителем сторонних подрядчиков для совершения исполнительных действий
Расходы по совершению исполнительных действий возникли в связи с исполнением исполнительного производства, в этой связи взыскание расходов по совершению исполнительных действий является обоснованным.
Относительно довода заявителя о применении к рассматриваемым правоотношениям Закона о размещении заказов, суд кассационной инстанции отмечает, что этот довод был предметом исследования суда апелляционной инстанции, правовая оценка ему дана.
Суд кассационной инстанции считает, что данный Закон применению не подлежит, поскольку регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, предотвращении коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
1.7. Общая направленность целей и задач ФЗ о контрактной системе и ФЗ о регулируемых закупках (от 18.07.2011 N 223-ФЗ) идентична - противодействие злоупотреблениям в сфере закупок
Закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд осуществляются для: достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами; выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации (статья 13).
Статья 15 Закона N 44-ФЗ устанавливает особенности закупок, осуществляемых, в частности, бюджетным, автономным учреждениями. При предоставлении средств из бюджетов автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок. Если государственные органы, органы местного самоуправления, являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность передали на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного или муниципального заказчика бюджетным, автономным учреждениям, такие учреждения в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов или государственных корпораций закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков (часть 6 статьи 15).
Вопреки утверждениям ответчика, приведенная норма не содержит исчерпывающего перечня случаев, когда автономное учреждение должно при закупках руководствоваться Законом N 44-ФЗ.
Статья 1 [Федерального] Закона [от 18.07.2011] N 223-ФЗ ["О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"], к которому отсылает статья 15 Закона N 44-ФЗ, устанавливает, что целями регулирования Закона N 223-ФЗ являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (заказчиков, к которым отнесены и автономные учреждения), в товарах, работах, услугах, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд этих заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Таким образом, общая направленность задач и целей Закона N 223-ФЗ такая же как у Закона N 44-ФЗ - противодействие злоупотреблениям в сфере закупок.
2. Применение иных НПА в сфере отношений, возникающих при осуществлении госзакупок
2.1. Сроки, предусмотренные ФЗ о контрактной системе, исчисляются по общему правилу
Решение Хабаровского краевого суда от 02 июля 2015 г. по делу N 21-477/2015
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок основывается на положениях Конституции РФ, ГК РФ, БК РФ и состоит из данного Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе.
Порядок исчисления сроков, в том числе установленных Законом о контрактной системе, определяется главой 11 ГК РФ.
Исходя из положений ст. 191 ГК РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Согласно ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, установление заказчиком срока подачи заявок с 31.12.2014 по 12.01.2015 не нарушает срок, предусмотренный ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе, поскольку речь идет о календарных днях, а не о рабочих днях, как например, в ст. 74 Закона о контрактной системе.
2.2. Нарушение сроков размещения отчета об исполнении контракта само по себе является существенным, посягает на основы рыночной экономики и создает коррупционные риски
Решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 15 мая 2015 г. по делу N 7р-277/2015
В действиях главы органа местного самоуправления имеются нарушения ч.ч. 9, 11 ст. 94 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении сроков размещения на официальном сайте отчета об исполнении муниципального контракта на выполнение работ по ремонту уличной сети.
В соответствии со ст. 1 Закона о контрактной системе данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Сохранение установленного правопорядка в указанных сферах общественных отношений является необходимым для нормального функционирования общества и государства. Пренебрежительное отношение к обязанностям должностного лица - руководителя контрактной службы, повлекшее нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд создает угрозу основам рыночных экономических отношений и развитию конкуренции, предотвращению коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Поэтому действия (бездействие), образующие, как было отмечено выше, состав административного правонарушения, не могут рассматриваться как не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
2.3. Положения ФЗ о контрактной системе не подлежат применению в вопросах назначения судебной экспертизы или привлечения специалиста
Если в случаях, предусмотренных в ч. 1 ст. 82 АПК РФ, суд считает необходимым назначить экспертизу по своей инициативе, назначение экспертизы осуществляется по правилам, установленным Кодексом, с учетом разъяснений, содержащихся в настоящем постановлении. При этом положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" применению не подлежат, поскольку не регулируют отношения, связанные с назначением экспертизы судом.
Аналогичным образом по правилам, предусмотренным АПК РФ, осуществляется привлечение специалиста (ст. 55.1 и 87.1 Кодекса).
2.4. К отношениям, возникающими из объявления конкурса о поставке товаров на территории ЗАТО, положения ФЗ о контрактной системе применяются с учетом законодательства о ЗАТО
Анализ пункта 30 Положений N 693 в совокупности с пунктом 25 названного Положения позволяет сделать вывод о том, что в нем не содержится императивного требования о необходимости выполнения работ (оказания услуг) для потребностей населения закрытого административно-территориального образования исключительно лицами, зарегистрированными на территории закрытого административно-территориального образования. Нормы пункта 30 Положения N 693 не относятся к условиям, ограничивающим применение законодательных и нормативных актов о закупках на территории закрытого административно-территориального образования. Такого ограничения нет и в Законе N 223-ФЗ.
По существу приведенными пунктами Положения N 693 установлены специальные правила осуществления хозяйственной деятельности на территории закрытого административно-территориального образования (условия и порядок получения разрешения на въезд работников на территорию закрытого административно-территориального образования), которые участники проводимых конкурсов должны учитывать при подаче заявок и безусловно соблюдать в случае признания их победителями. Вместе с тем названные условия не могут быть истолкованы как исключающие саму возможность осуществления такой деятельности и участие в конкурсных процедурах российских хозяйственных обществ, не зарегистрированных на территории закрытого административно-территориального образования.
Поскольку требование об обязательной регистрации юридических лиц на территории закрытого административно-территориального образования для осуществления предпринимательской деятельности законодательством о закрытом административно-территориальном образовании не установлено, предусмотренное пунктом 3.1.2 раздела 3 конкурсной документации ограничение противоречило положениям ст.ст. 1 и 3 Закона N 223-ФЗ и Закону о защите конкуренции, в связи с чем заявление предприятия не подлежало удовлетворению.
2.5. Решение третейского суда без проверки соблюдения требований законодательства о контрактной системе не может быть признано и приведено в исполнение
Условие третейского соглашения, исключающее возможность проверки законности решения, по сути делает правоотношения, складывающиеся в рамках контракта закрытыми, конфиденциальными, что противоречит основным принципам федеральных законов, устанавливающих обязательный контроль в отношении расходования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов строго по целевому назначению в рамках установленных лимитов.
Соглашение, исключающее контроль за расходованием средств бюджета, государственных внебюджетных источников, направленных на обеспечение исполнения публичных обязательств бюджетного учреждения вступает в противоречие с действующими федеральными законами N 44-ФЗ, N 223-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Запрет контроля, в частности судебного, за расходованием бюджетных средств, затрагивает обеспечиваемые государством публично-правовые отношения, нарушает основополагающие принципы российского права (противодействие коррупции, обеспечение конкуренции, целевое использование денежных средств, направленных государством на исполнение публичных обязательств).
Основной целью заключения контрактов является в конечном счете обеспечение публичных нужд, контракты должны не только заключаться, но и исполняться с соблюдением принципов открытости и прозрачности, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков и исполнителей, предотвращения и противодействия коррупции, ответственности за результативность и эффективность реализации размещенных заказов.
Принципы третейского разбирательства (конфиденциальность, закрытость процесса, неформальный характер разбирательства, упрощенный порядок сбора и представления доказательств, отсутствие информации о принятых решениях, а также невозможность их проверки и пересмотра по существу) не позволяют обеспечить цели, для достижения которых вводилась контрактная система.
Законодательство о контрактной системе содержит нормы как публичного, так и частного права, при этом требования законодательства о контрактной системе являются специальными по отношению к общим нормам Гражданского кодекса о договорах.
Признание и приведение в исполнение решения третейского суда без проверки соблюдения требований законодательства о расходовании бюджетных средств, а также денежных средств из иных централизованных источников, и контроля соблюдения требований законов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не только при заключении, но и при исполнении контрактов (договоров), противоречат публичному порядку Российской Федерации.
Кроме того, следует отметить, что со вступлением в силу 01.09.2016 Федерального закона от 29.12.2015 N 409-ФЗ ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит изложению в новой редакции, согласно которой не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда подведомственные арбитражным споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ с 1 января 2022 г. изложен в новой редакции (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ). Материалы Энциклопедии судебной практики, входящие в состав блока "Закон о контрактной системе" по состоянию на 1 января 2022 г., приводятся в редакции, основанной на положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, действовавших до 31 декабря 2021 г. включительно, и применимы к спорам, возникшим до указанной даты (31.12.2021). Материалы, основанные на положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2022 г., будут публиковаться по мере формирования соответствующей судебной практики.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 августа 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, доцентом Д. Лоренцем, Мазуриной И., Михайлевской М., Раченковой Ю., Шумилиным П., Серковым А., Штукатуровой Т.