Энциклопедия судебной практики
Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок
(Ст. 73 Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")
1. Содержание извещения о проведении запроса котировок
1.1. Извещение о проведении запроса котировок должно содержать требования к котировочной заявке, предусмотренные частью 3 статьи 73 ФЗ о контрактной системе
Решение Тамбовского областного суда от 21 января 2015 г. по делу N 7-23/2015
Требования, предъявляемые к запросу котировок, установлены в статье 73 Закона о контрактной системе. Из системного анализа требований данной нормы следует, что извещение о проведении запроса котировок должно содержать требования к котировочной заявке, предусмотренные частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе.
1.2. Отсутствие в извещении о запросе котировок требований о предоставлении участником закупки обязательных по ст. 73 ФЗ о контрактной системе сведений не препятствует соблюдению участником таких требований
Решение Тамбовского областного суда от 21 января 2015 г. по делу N 7-23/2015
Неустановление требований в извещении о предоставлении участником закупки сведений об идентификационном номере налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника, не препятствует соблюдению участником закупки обязательного требования, установленного п. 4 ч. 3 ст. 73 Закона о контрактной системе.
1.3. Установление требования о предоставлении участником размещения заказа не предусмотренных законодательством сведений о фамилии, имени, отчестве, должности, номере контактного телефона лица, уполномоченного на решение вопросов организационного характера, является нарушением ст.73 ФЗ о контрактной системе
Решение Омского областного суда от 01 апреля 2014 г. по делу N 77-329
Требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается.
Таким образом, в рассматриваемом случае установление требования о предоставлении участником размещения заказа не предусмотренных законодательством сведений о фамилии, имени, отчестве, должности, номере контактного телефона лица, уполномоченного на решение вопросов организационного характера, является как нарушением ст.44 Закона о размещении заказов, так и нарушением ст.73 Закона о контрактной системе.
1.4. Форма котировочной заявки должна содержать поля для декларирования участниками запроса котировок своей принадлежности к специальным субъектам
Решение Свердловского областного суда от 28 января 2015 г. по делу N 72-120/2015
Как видно из материалов дела, заместителем главы утверждена документация о проведении запроса котировок на предмет оказания услуги, предоставлены преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, при этом опубликованная форма заявки в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не содержала поля для декларирования участниками запроса котировок своей принадлежности к специальным субъектам.
1.5. Извещение о запросе котировок не может содержать требование о предоставлении декларации об отсутствии участника запроса котировок в реестре недобросовестных поставщиков
Решение Свердловского областного суда от 28 января 2015 г. по делу N 72-120/2015
Извещение о запросе котировок в нарушение ч.ч. 6,8 ст. 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" содержало требование о предоставлении декларации об отсутствии участника запроса котировок в реестре недобросовестных поставщиков.
1.6. Указание в извещении о запросе котировок излишних требований к содержанию заявки вводит добросовестных участников закупки в заблуждение относительно того, какую информацию следует представить - неправомерную, но требуемую извещением, либо отсутствующую в извещении, но необходимую по ФЗ о контрактной системе
Решение Тамбовского областного суда от 21 января 2015 г. по делу N 7-23/2015
Вина должностного лица государственного заказчика - начальника ОТЭИК ФКУ доказана и подтверждена материалами дела об административном правонарушении и состоит в том, что он утвердил содержание извещения о проведении запроса котировок с нарушением положений Закона о контрактной системе, не выполнил установленных Законом о контрактной системе требований к содержанию извещения о проведении запроса котировок и не предпринял всех зависящих от него мер по обеспечению требований законодательства о закупках.
Рассматриваемое правонарушение в части отсутствия требования о предоставлении участником закупки сведений об идентификационном номере налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого запроса котировок создало ситуацию, при которой добросовестные участники закупки имели риск при подаче своих котировочных заявок, так как были введены в заблуждение относительно того, какую информацию об ИНН следует представить в заявке - неправомерную, но требуемую извещением о проведении запроса котировок, либо в соответствии с законом, поскольку котировочная комиссия проверяет заявки, в том числе и на соответствие требованиям Закона о контрактной системе.
1.7. Указание в извещении о запросе котировок необходимости предоставить сведения, не требуемые ФЗ о контрактной системе, а также отсутствие требований о предоставлении информации, необходимой по данному ФЗ, ставит котировочную комиссию в затруднительное положение относительно проверки соответствия заявок участников обязательным требованиям
Решение Тамбовского областного суда от 21 января 2015 г. по делу N 7-23/2015
Вина должностного лица государственного заказчика - начальника ОТЭИК ФКУ доказана и подтверждена материалами дела об административном правонарушении и состоит в том, что он утвердил содержание извещения о проведении запроса котировок с нарушением положений Закона о контрактной системе, не выполнил установленных Законом о контрактной системе требований к содержанию извещения о проведении запроса котировок и не предпринял всех зависящих от него мер по обеспечению требований законодательства о закупках.
Рассматриваемое правонарушение в части отсутствия требования о предоставлении участником закупки сведений об идентификационном номере налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого запроса котировок создало ситуацию, при которой добросовестные участники закупки имели риск при подаче своих котировочных заявок.
В такой ситуации не только участники закупки, но и члены котировочной комиссии были поставлены в затруднительное положение относительно проверки и сопоставления заявок участников, поскольку заявка, соответствующая извещению (форме котировочной заявки в части указания ИНН), не соответствует при этом требованиям п. 4 ч. 3 ст. 70 Закона о контрактной системе.
1.8. Обязанность участника закупки декларировать соответствие требованиям статьи 31 ФЗ о контрактной системе может быть установлена не только для электронного аукциона, но и в извещении о проведении запроса котировок
Отклоняя довод антимонопольного органа о том, что декларирование соответствия требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе установлено только для электронного аукциона, суды правомерно исходили из того, что указывая в извещении о проведении запроса котировок требования к участникам запроса котировок, заказчик вправе установить обязанность участников декларировать свое соответствие пунктам 3-5 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Содержание котировочной заявки
2.1. При проведении запроса котировок Закон требует предоставить сведения об ИНН не самого участника закупки, а ИНН его учредителей, членов коллегиального исполнительного органа и лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа
Решение Тамбовского областного суда от 21 января 2015 г. по делу N 7-23/2015
К извещению о проведении запроса котировок приложена форма котировочной заявки. В данной форме были указаны сведения, которые необходимо представить участникам закупки в своих котировочных заявках, в том числе п. 1 "Идентификационный номер налогоплательщика", что противоречит п. 4 ч. 3 ст. 73 Закона о контрактной системе.
Требование о предоставлении участником закупки сведений об ИНН налогоплательщика не предусмотрено Законом о контрактной системе при проведении запроса котировок, а поэтому является излишним.
При этом в нарушение требований п. 4 ч. 3 ст. 73 Закона о контрактной системе Заказчик не установил необходимое требование о предоставлении участником закупки сведений об идентификационном номере налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого запроса котировок.
Данное обстоятельство воспрепятствовало (могло воспрепятствовать) соблюдению участником закупки обязательного требования, установленного п. 4 ч. 3 ст. 73 Закона о контрактной системе, так как извещение о проведении запроса котировок не содержало такого требования.
2.2. Участник закупки должен указать ИНН налогоплательщика, исходя из того, какой исполнительный орган имеется в данной организации
Решение Тамбовского областного суда от 21 января 2015 г. по делу N 7-23/2015
К извещению о проведении запроса котировок приложена форма котировочной заявки. В данной форме указаны сведения, которые необходимо представить участникам закупки в своих котировочных заявках, в том числе п. 1 "Идентификационный номер налогоплательщика".
Данная графа подразумевает заполнение самим участником закупки сведений об ИНН. Как и котировочная комиссия, участники закупки также должны подавать сведения о себе в соответствии с Законом о контрактной системе. То есть участник закупки должен указать ИНН налогоплательщика в соответствии с нормами статьи 73 Закона о контрактной системе и исходя из того, какой исполнительный орган имеется в данной организации.
2.3. Котировочная заявка не должна содержать информацию о фамилии, имени, отчестве главного бухгалтера, о наличии или отсутствии коллегиального органа управления участника закупки, поскольку такое требование не содержится в ФЗ о контрактной системе и если оно не было установлено в извещении о проведении запроса котировок
Ссылка управления на отсутствие в котировочной заявке ООО информации о фамилии, имени, отчестве главного бухгалтера, о наличии или отсутствии коллегиального органа управления обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку такое требование не содержится в части 3 статьи 73 Закона N 44-ФЗ и не было установлено в извещении о проведении запроса котировок.
Таким образом, антимонопольный орган правомерно признал жалобу ООО на действия комиссии по осуществлению закупок управления обоснованной, комиссию по осуществлению закупок управления нарушившей части 7 и 8 Закона N 44-ФЗ.
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии правовых оснований для признании недействительным оспариваемого решение антимонопольного органа является правильным.
2.4. Если объектом закупки является не поставка товаров, а работы, то заказчик не вправе требовать от участника указывать в котировочной заявке наименование товара
Общество подало заявку на участие в запросе котировок.
Единой комиссией департамента (далее - комиссия) при рассмотрении поданных котировочных заявок на основании части 7 статьи 78 Закона N 44-ФЗ) обществу было отказано в допуске к участию в аукционе, поскольку в поданной заявке на участие в запросе котировок общества не было указано наименование товара.
Антимонопольный орган пришел к выводу, что департамент нарушил требования пункта 1 части 1 статьи 73, части 4 статьи 73 Закона N 44-ФЗ, поскольку установил требования в части представления сведений о наименовании и конкретных характеристиках материалов и оборудования.
Департамент, полагая, что решение управления не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что в данном случае в заявке не следовало указывать наименование товара, поскольку объектом закупки является не поставка товаров, а аварийно-восстановительные работы.
Заказчик не может требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 статьи 73 Закона N 44-ФЗ информации и документов (часть 4 статьи 73 Закона N 44-ФЗ).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что общество в поданной заявке указало наименование и конкретные характеристики материалов и оборудования в соответствии с техническим заданием.
Решение Алтайского краевого суда от 26 августа 2014 г. по делу N 21-253/2014
Требования к заявке предусмотрены ч.3 ст.73 Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок и в них не содержится условия об указании в заявке на выполнение работ наименования и характеристики поставляемого товара.
Такие требования предъявляются в случае запроса котировок на поставку товара.
Таким образом, в анализируемых Федеральных законах не содержится требование об указании в котировочной заявке сведений о товарах при размещении заказа на выполнение работ, а также запрещено требовать от участника запроса котировок сведений и информации, не предусмотренной законом.
2.5. Участник закупки вправе внести изменения в котировочную заявку, исключив из нее пункты, которые по существу не относятся к предмету закупки или имеют значение для субъектов со специальным статусом
Из материалов дела следует, что основанием для признания заявки ФГУП не соответствующей требованиям, установленным в запросе котировок, послужило несоблюдение формы данной заявки форме, установленной приложением N 2 к извещению (участник самостоятельно внес изменения в котировочную заявку, исключив из нее пункты 3 и 4, в связи с чем была нарушена нумерация и последовательность пунктов заявки).
Суды первой и апелляционной инстанций проанализировали форму заявки на участие в запросе котировок и установили, что заявка Предприятия в полной мере соответствует требованиям котировочной документации, так как содержит всю необходимую информацию, предусмотренную частью 3 статьи 73 Закона N 44-ФЗ.
При этом судебные инстанции правильно указали, что предметом запроса котировок являлось выполнение кадастровых работ, в связи с этим участник размещения заказа при заполнении формы заявки обоснованно не отразил пункт 4 формы заявки, в котором требовалось выразить свое согласие осуществить поставку товара в соответствии с условиями контракта, так как поставка товара не являлась предметом запроса котировок. Кроме этого, участник правомерно не отразил пункт 3 заявки, поскольку данный пункт был ориентирован на субъекты малого предпринимательства, которые по условиям аукциона участия в нем не принимали.
Таким образом, правовые основания для признания недействительными оспариваемых ненормативных актов антимонопольного органа у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали. Решение УФАС и выданное на его основании предписание соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.
2.6. Согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта не свидетельствует о соответствии заявки требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок
Решение Красноярского краевого суда от 05 июня 2014 г. по делу N 7р-219/14
Согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, вопреки доводам жалобы - не свидетельствует о соответствии заявки ООО требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок.
2.7. Участник торгов не обязан предоставлять в составе заявки на участие в запросе котировок сведения об удостоверяющем центре либо об аккредитации такого удостоверяющего центра, создающего и выдающего ключи усиленной электронной подписи
Суды отметили, что частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе не предусмотрена обязанность участника торгов предоставлять в составе заявки на участие в запросе котировок сведений об удостоверяющем центре либо об аккредитации такого удостоверяющего центра, который создает и выдает ключи усиленной электронной подписи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ с 1 января 2022 г. изложен в новой редакции (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ). Материалы Энциклопедии судебной практики, входящие в состав блока "Закон о контрактной системе" по состоянию на 1 января 2022 г., приводятся в редакции, основанной на положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, действовавших до 31 декабря 2021 г. включительно, и применимы к спорам, возникшим до указанной даты (31.12.2021). Материалы, основанные на положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2022 г., будут публиковаться по мере формирования соответствующей судебной практики.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 сентября 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, доцентом Д. Лоренцем, Мазуриной И., Михайлевской М., Раченковой Ю., Шумилиным П., Серковым А., Штукатуровой Т.