Энциклопедия судебной практики
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории
(Ст. 11.10 ЗК)
1. С 1 марта 2015 г. подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отнесены к компетенции тех органов власти, которые уполномочены на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 августа 2015 г. N 1-АПГ15-11
В соответствии с пунктами 3 и 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 марта 2015 года) схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Следовательно, вышеуказанными изменениями, вступившими в законную силу с 1 марта 2015 года, внесенными Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ в Земельный кодекс Российской Федерации, действия по формированию земельного участка, в том числе подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, отнесены к компетенции исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ в редакции после 01.03.2015 схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Таким образом, в настоящее время подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отнесены к компетенции тех исполнительных органов государственной власти или органа местного самоуправления, которые уполномочены на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.
На сегодняшний день законодательством не предусмотрено проведение выбора земельного участка с составлением акта такого выбора. Кроме того, в связи с внесенными в Земельный кодекс РФ изменениями вся процедура предоставления земельного участка, включая подготовку и утверждение схемы его расположения, осуществляется одним органом, наделенным соответствующими полномочиями.
2. Подготовка схемы земельного участка в целях его раздела является правом, но не обязанностью лица, обратившегося за разделом земельного участка
Согласно статье 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом.
Из буквального содержания приведенной нормы права, на которую сослались суды в обоснование своих выводов, следует, что подготовка схемы земельного участка в целях его раздела является правом, но не обязанностью лица, обратившегося за разделом земельного участка.
3. Положения ст. 11.10 ЗК РФ не исключают возможность подготовки схемы гражданином или юридическим лицом
Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 7 декабря 2015 г. по делу N 33-3673/2015
Положениями ст. 11.10 ЗК РФ не исключается возможность подготовки схемы гражданином.
Пункты 4-8 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации также допускают возможность подготовки схемы расположения земельного участка гражданином или юридическим лицом.
4. Законодательством с 01.03.2015 не предусмотрено проведение выбора земельного участка с составлением акта такого выбора
Действующими с 01.03.2015 нормами главы V.1. и статьей 11.10 Земельного кодекса РФ установлена процедура предоставления земельного участка для строительства, не предусматривающая проведение выбора земельного участка и последующее утверждение акта выбора.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено названным кодексом.
При этом в силу пунктов 3, 4 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, и лишь в исключительных случаях, когда земельный участок предоставляется без торгов, подготовка его схемы может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Таким образом, на сегодняшний день законодательством не предусмотрено проведение выбора земельного участка с составлением акта такого выбора. Кроме того, в связи с внесенными в Земельный кодекс РФ изменениями вся процедура предоставления земельного участка, включая подготовку и утверждение схемы его расположения, осуществляется одним органом, наделенным соответствующими полномочиями.
5. Статья 11.10 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории
В п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ приведен закрытый перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Однако субъекты Российской Федерации до 1 января 2020 г. наделяются правом принимать решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законами данных субъектов Российской Федерации, которые должны быть приняты не позднее 1 января 2016 г. (п. 29, 32 ст. 34 Закона N 171-ФЗ " О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 мая 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.