Энциклопедия судебной практики
Принципы ведения государственных реестров
(Ст. 4 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей")
1. ЕГРЮЛ является лишь федеральным информационным ресурсом, внесение записей в который носит уведомительный, а не правоустанавливающий характер, и не является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей в отсутствие первичных правоустанавливающих документов
В соответствии со статьей 4 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ЕГРЮЛ является лишь федеральным информационным ресурсом, внесение записей в который носит уведомительный, а не правоустанавливающий характер, и не влечет возникновения гражданских прав и обязанностей в отсутствие первичных правоустанавливающих документов. Соответственно, наличие в ЕГРЮЛ после 19 марта 2014, т.е. даты увольнения заявителя с занимаемой должности по собственному желанию сведений о заявителе как о генеральном директоре ООО не имеет определяющего значения для решения вопроса о том, кто с 19 марта 2014 является единоличным исполнительным органом указанного общества.
Не могут быть признаны состоятельными и возражения заявителя о том, что службой судебных приставов ему предъявляются требования как к должностному лицу со ссылкой на наличие сведений о нем как о генеральном директоре ОАО в ЕГРЮЛ, поскольку в соответствии со статьей 4 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ЕГРЮЛ является лишь федеральным информационным ресурсом, внесение записей в который носит уведомительный, а не правоустанавливающий характер, и не влечет возникновения гражданских прав и обязанностей в отсутствие первичных правоустанавливающих документов. Соответственно, наличие в ЕГРЮЛ после 16.06.2014 (даты увольнения заявителя с занимаемой должности по собственному желанию) сведений о заявителе как о генеральном директоре третьего лица не имеет определяющего значения для решения вопроса о том, кто с 16.06.2014 является единоличным исполнительным органом ОАО.
2. Приведение ЕГРЮЛ в соответствие с первичными документами осуществляется по заявлению заинтересованных лиц или уполномоченных представителей во внесудебном порядке
По содержанию ст. 4 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", п.8 "Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц ... ", утвержденного приказом Министерства финансов РФ Nн от ДД.ММ.ГГГГ, приведение реестра в соответствие с первичными документами (устранение ошибок) осуществляется по заявлению заинтересованных лиц или уполномоченных представителей во внесудебном порядке.
3. Отсутствие правового регулирования процедуры исключения из ЕГРЮЛ записи о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, об участниках общества в условиях объективной невозможности подачи соответствующего заявления в регистрирующий орган по установленной форме не может являться причиной отказа в удовлетворении заявления заявителя, фактически исчерпавшего все предусмотренные законом способы защиты своих нарушенных прав
Исходя из положений статьи 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", пункта 2 статьи 17, статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствие правового регулирования процедуры исключения (аннулирования) из Единого государственного реестра юридических лиц записи о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, об участниках общества в условиях объективной невозможности подачи соответствующего заявления в регистрирующий орган по установленной форме не может являться причиной отказа в удовлетворении заявления заявителя, фактически исчерпавшего все предусмотренные законом способы защиты своих нарушенных прав.
Выполняя функцию информационного ресурса, и исходя из назначения государственной регистрации как публичного акта органа государственной власти, государственный реестр должен содержать достоверные сведения. Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (часть 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ).
Между тем, указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что в настоящее время Единый государственный реестр юридических лиц содержит недостоверные сведения о том, что заявитель является директором ООО и об этом известно регистрирующему органу, который тем не менее не исправляет данные недостоверные сведения и отказывается вносить соответствующие изменения в государственный реестр юридических лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации юридических лиц и ИП" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 8 августа 2001 г. 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и ИП".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 мая 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации юридических лиц и ИП" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, доцентом Д. Лоренцем, М. Михайлевской, М.Р. Азымовой.