Энциклопедия судебной практики
Государственная регистрация имущества и имущественных прав
(Ст. 66 Закона "Об исполнительном производстве")
1. Государственная регистрация имущества и имущественных прав: основания, полномочия судебного пристава-исполнителя, права и обязанности сторон исполнительного производства
1.1. Критерием определения круга лиц, по заявлениям которых регистрируются права на недвижимое имущество, являются основания возникновения этого права
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 сентября 2011 г. N 5263/11
В случае если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты. Если права возникают на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, заявление о государственной регистрации права может подать нотариус, совершивший соответствующее нотариальное действие. Если права возникают на основании судебного акта или осуществляются в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", то государственная регистрация прав может быть осуществлена по требованию судебного пристава-исполнителя.
Таким образом, устанавливая перечень лиц, по заявлениям которых регистрируются права на недвижимое имущество, законодатель исходил из основания возникновения этого права, что разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2010 N 312/10.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 апреля 2010 г. N 312/10
В случае если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты. Если права возникают на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, заявление о государственной регистрации права может подать нотариус, совершивший соответствующее нотариальное действие. Если права возникают на основании судебного акта или осуществляются в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", то государственная регистрация прав может быть осуществлена по требованию судебного пристава-исполнителя.
Как следует из содержания приведенной нормы, устанавливая перечень лиц, по заявлениям которых регистрируются права на недвижимое имущество, законодатель исходил из основания возникновения этого права.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 марта 2010 г. N ВАС-312/10
В случае, если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты. В случае, если права возникают на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, заявление о государственной регистрации права может подать нотариус, совершивший соответствующее нотариальное действие. Если права возникают на основании судебного акта или осуществляются в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", то государственная регистрация прав может быть осуществлена по требованию судебного пристава-исполнителя.
Из содержания нормы следует, что, устанавливая перечень лиц, по заявлениям которых регистрируются права на недвижимое имущество, законодатель исходил из основания возникновения этого права.
1.2. Закон разграничивает случаи, когда обращение судебного пристава-исполнителя в регистрирующий орган для государственной регистрации права собственности должника и взыскателя на имущество, преследует цель оформления имущества должника и последующего обращения на него взыскания, и случаи, когда оно направлено на завершение процесса государственного оформления уже признанных судом, а также возникших в ходе исполнительного производства прав взыскателя
Апелляционное определение Московского городского суда от 20 октября 2015 г. N 33а-38246/15
Довод жалобы о нарушении судебным приставом-исполнителем требований ст. 66 ФЗ "Об исполнительном производстве" основан на неправильном толковании указанной нормы и не может повлечь признание выводов суда незаконными, поскольку предоставленные указанной статьей судебному приставу-исполнителю полномочия на обращение в регистрирующий орган для государственной регистрации права собственности должника и взыскателя на имущество в первом случае преследует цель оформления имущества должника в качестве объекта гражданского оборота и последующего обращения на него взыскания, включая реализацию; во втором случае завершить процесс государственного оформления уже признанных судом, а также возникших в ходе исполнительного производства прав взыскателя.
1.3. Вынесение постановления о проведении государственной регистрации права собственности на имущество не зависит от момента составления акта приема-передачи имущества
Апелляционное определение Московского городского суда от 08 октября 2015 г. N 33а-36073/15
Согласно пункту 14 ст. 87 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве" о передаче нереализованного имущества должника взыскателю судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Передача судебным приставом-исполнителем имущества должника взыскателю оформляется актом приема-передачи. Следовательно, вынесение указанного постановления не ставится в зависимость от составления акта приема-передачи имущества.
В силу части 4 статьи 66 Федерального закона "Об исполнительном производстве" для государственной регистрации прав должника на недвижимое имущество судебный пристав-исполнитель представляет в регистрирующий орган два экземпляра постановления о проведении государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права должника, два экземпляра документа, устанавливающего право должника на недвижимое имущество, кадастровый паспорт объекта недвижимости и другие необходимые документы.
Таким образом, вынесение постановления о проведении государственной регистрации права собственности на имущество также не зависит от момента составления акта приема-передачи имущества.
Согласно пункту 14 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве" о передаче нереализованного имущества должника взыскателю судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Передача судебным приставом-исполнителем имущества должника взыскателю оформляется актом приема-передачи. Следовательно, вынесение указанного постановления не ставится в зависимость от составления акта приема-передачи имущества.
В силу части 4 статьи 66 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве" для государственной регистрации прав должника на недвижимое имущество судебный пристав-исполнитель представляет в регистрирующий орган два экземпляра постановления о проведении государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права должника, два экземпляра документа, устанавливающего право должника на недвижимое имущество, кадастровый паспорт объекта недвижимости и другие необходимые документы.
Таким образом, вынесение постановления о проведении государственной регистрации права собственности на имущество также не зависит от момента составления акта приема-передачи имущества.
1.4. Постановление судебного пристава-исполнителя о проведении государственной регистрации права собственности на имущество само по себе не является основанием возникновения права собственности на недвижимое имущество
В силу части 4 статьи 66 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве" для государственной регистрации прав должника на недвижимое имущество судебный пристав-исполнитель представляет в регистрирующий орган два экземпляра постановления о проведении государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права должника, два экземпляра документа, устанавливающего право должника на недвижимое имущество, кадастровый паспорт объекта недвижимости и другие необходимые документы. [_]
Само по себе указанное постановление не является основанием возникновения права собственности на недвижимое имущество, при этом правомерность документов, представленных судебным приставом-исполнителем для государственной регистрации прав должника на недвижимое имущество, в том числе акта приема-передачи имущества, подлежит проверке регистрирующим органом.
Апелляционное определение Московского городского суда от 08 октября 2015 г. N 33а-36073/15
В силу части 4 статьи 66 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве" для государственной регистрации прав должника на недвижимое имущество судебный пристав-исполнитель представляет в регистрирующий орган два экземпляра постановления о проведении государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права должника, два экземпляра документа, устанавливающего право должника на недвижимое имущество, кадастровый паспорт объекта недвижимости и другие необходимые документы. [_]
Само по себе указанное постановление не является основанием возникновения права собственности на недвижимое имущество, при этом правомерность документов, представленных судебным приставом-исполнителем для государственной регистрации прав должника на недвижимое имущество, в том числе акт приема-передачи имущества, подлежит проверке регистрирующим органом.
1.5. В случаях, когда на имущество должника не может быть обращено взыскание, требование о понуждении судебного пристава-исполнителя обратиться в регистрационный орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на указанную долю является неправомерным
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 29 апреля 2013 г. N 33-5738/2013
Судебная коллегия также полагает, что суд обоснованно пришел к выводу о том, что не подлежит удовлетворению требование заявителя об обязании судебного пристава-исполнителя исполнить положение статьи 66 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ ["Об исполнительном производстве"] в части обращения в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на <...> доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.
Поскольку на <...> доли должника в праве собственности на квартиру, по приведенным выше основаниям в данном случае не может быть обращено взыскание, требование заявителя о понуждении судебного пристава-исполнителя обратиться в регистрационный орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на указанную долю, является неправомерным.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на правильном применении к спорным правоотношениям части 3 и части 4 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 38 Семейного кодекса Российской Федерации, статьи 441, статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 66, части 1 статьи 79, Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункта 3.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2012 года N 11-П, постановлены в пределах заявленных требований, подтверждаются представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
1.6. Если от должника невозможно получить запрошенные и необходимые для государственной регистрации его права на недвижимое имущество документы, судебный пристав-исполнитель может обратиться в уполномоченные органы за оформлением таких документов
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 66 [Федерального] Закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель вправе не только обратиться за государственной регистрацией права собственности должника на имущество, а также принадлежащих ему иных имущественных прав, подлежащих государственной регистрации, но и в судебном порядке оспорить приостановление и отказ в государственной регистрации прав.
По смыслу положений пункта 17 части 1 статьи 64 и статьи 66 [Федерального] Закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] об исполнительном производстве, если от должника невозможно получить запрошенные и необходимые для государственной регистрации его права на недвижимое имущество документы, судебный пристав-исполнитель может обратиться в уполномоченные органы за оформлением таких документов.
1.7. Государственная пошлина за регистрацию права собственности на недвижимость уплачивается и в том случае, когда за ее совершением обратился пристав-исполнитель
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 октября 2011 г. N ВАС-10284/11
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель обращается в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации прав собственности взыскателя на имущество, иное имущественное право, зарегистрированное на должника, в случаях, когда взыскатель по предложению судебного пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное имущество или имущественное право должника.
Пунктом 6 той же статьи предусмотрено, что расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации имущества, иного имущественного права должника относятся к расходам по совершению исполнительных действий.
Из приведенных положений следует, что государственная пошлина за регистрацию права собственности, осуществляемая для целей исполнительного производства, подлежит уплате и в силу прямого указания подпункта 5 пункта 2 [Федерального] Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ ["Об исполнительном производстве"] являются расходами по совершению исполнительных действий. Таким образом, государственная пошлина за регистрацию права собственности на недвижимость уплачивается и в том случае, когда за ее совершением обратился пристав-исполнитель.
1.8. Приостановление или отказ в государственной регистрации права собственности должника на имущество, а также принадлежащих ему иных имущественных прав, могут быть оспорены судебным приставом-исполнителем в судебном порядке
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 66 [Федерального] Закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель вправе не только обратиться за государственной регистрацией права собственности должника на имущество, а также принадлежащих ему иных имущественных прав, подлежащих государственной регистрации, но и в судебном порядке оспорить приостановление и отказ в государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 года N 122-ФЗ отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Вместе с тем, исходя из совокупности положений п. 5 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ ["О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"], а также ст.ст. 64, 66 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ ["Об исполнительном производстве"] судебным приставом не реализовано право на оспаривание отказа в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации.
В связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства главы 23, 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации утратили силу.
Частью 1 статьи 66 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебному приставу-исполнителю предоставлено право обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
В рассматриваемом случае какой-либо материально-правовой спор между заявителем и заинтересованным лицом отсутствует, т. к. заявитель оспаривает решение об отказе в государственной регистрации права Управления Росреестра по УР, являющегося территориальным органом федерального органа исполнительной власти - Росреестра. Требования материального характера в заявлении отсутствуют. Сведений, подтверждающих наличие материального спора между заявителем и органом, чьи действия обжалуются, в представленных материалах дела не имеется.
А потому заявление подлежит рассмотрению по правилам глав 23 и 25 ГПК РФ.
1.9. Действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по обращению за государственной регистрацией права собственности могут быть обжалованы в порядке подчиненности или оспорены в суде
Определение Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2015 г. N 2614-О
[По мнению заявительницы, пункт 3 части 2 статьи 66 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве", как допускающий возможность для судебного пристава-исполнителя своими постановлениями создавать основания возникновения права на недвижимое имущество у взыскателя, при том что это право взыскатель не приобрел другими оговоренными законом способами, нарушает ее права, гарантированные статьями 2, 8, 17, 18, 19, 40, 46, 52 и 56 Конституции Российской Федерации.]
Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. По смыслу данной конституционной нормы, исполнение судебного решения должно рассматриваться как элемент судебной защиты, а государство обязано принимать необходимые меры по обеспечению его реализации.
Оспариваемый в жалобе пункт 3 части 2 статьи 66 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве" направлен на эффективное и своевременное исполнение вступившего в законную силу судебного постановления. Что же касается гарантий обеспечения права должника на осуществление судебным приставом-исполнителем предоставленных ему законом полномочий по принудительному исполнению судебных актов, то лицо, полагающее свои права нарушенными постановлениями судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действиями (бездействием) по исполнению исполнительного документа, вправе обжаловать их в порядке подчиненности и оспорить в суде (часть 1 статьи 121 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве").
Таким образом, пункт 3 части 2 статьи 66 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве" не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявительницы в ее конкретном деле в указанном ею аспекте.
Ст. 66 Федерального закона от 02.10.07 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматривает, что судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации. Такое обращение может производиться в целях последующего обращения взыскания на имущество или имущественное право должника при отсутствии или недостаточности у него иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание (п. 1 ст. 66 [Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"]).
В таком случае судебный пристав-исполнитель при наличии предусмотренных законом оснований вправе инициировать процесс государственной регистрации прав должника на недвижимое имущество с целью последующего обращения взыскания на него; в случае же невыполнения судебным приставом-исполнителем вышеуказанных действий взыскатель вправе обжаловать его бездействие в установленном законом порядке.
2. Государственная регистрация имущества и имущественных прав должника в исполнительном производстве
2.1. Целью государственной регистрации прав должника в исполнительном производстве является возможность принудительного исполнения судебного акта путем обращения взыскания на имущество и лишь при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание
Ст. 66 Федерального закона от 02.10.07 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматривает, что судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации. Такое обращение может производиться в целях последующего обращения взыскания на имущество или имущественное право должника при отсутствии или недостаточности у него иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание (п. 1 ст. 66 [Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"]).
В таком случае судебный пристав-исполнитель при наличии предусмотренных законом оснований вправе инициировать процесс государственной регистрации прав должника на недвижимое имущество с целью последующего обращения взыскания на него; в случае же невыполнения судебным приставом-исполнителем вышеуказанных действий взыскатель вправе обжаловать его бездействие в установленном законом порядке. Такое обращение может производиться и в случаях, когда взыскатель по предложению судебного пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное имущество или имущественное право должника (п. 2 подп. 3 ст. 66 [Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"]).
Таким образом, правовое значение указанной правовой нормы (ст. 66 [Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"]) заключается в возможности осуществления государственной регистрации прав должника в исполнительном производстве, а не взыскателя. Целью такой регистрации является возможность принудительного исполнения судебного акта путем обращения взыскания на имущество должника, когда действия судебного пристава-исполнителя по государственной регистрации права заменяют соответствующие действия должника.
Исходя из положений [Федерального] Закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"], обращение в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации права собственности должника на принадлежащее ему имущество возможно только в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество, и лишь при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание. Обязанность принимать решение о государственной регистрации права собственности на все принадлежащее должнику и подлежащее государственной регистрации имущество законом на судебного пристава-исполнителя не возложена.
2.2. Обращение судебного пристава-исполнителя в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество является правом, а не обязанностью судебного пристава-исполнителя
В соответствии с частью 1 статьи 66 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.
Анализируя выше приведенные нормы права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обращение судебного пристава-исполнителя в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество является правом, а не обязанностью судебного пристава- исполнителя.
Несостоятельным признаются судом апелляционной инстанции утверждение истца о том, что государственная регистрация права общей долевой собственности должна быть произведена в рамках возбужденного исполнительного производства по заявлению судебного пристава-исполнителя, поскольку в силу части 1 статьи 66 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание. Таким образом, обращение судебного пристава-исполнителя в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности является его правом, а не обязанностью.
Часть 1 ст. 66 ФЗ [Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве" устанавливает право обращения судебного пристава-исполнителя в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.
Предусмотренная указанной нормой права возможность судебного пристава-исполнителя осуществлять действия по государственной регистрации права собственности должника является правом, а не обязанностью судебного пристава.
При этом указанная принудительная регистрация права собственности должника на имущество является необходимым условием продажи объекта с торгов в порядке обращения на него взыскания в рамках исполнительного производства.
В силу п. 1 ст. 66 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.
Исходя из анализа указанной нормы, право обращения судебного пристава-исполнителя в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество является лишь правом, но не обязанностью судебного пристава-исполнителя. Банк, являясь кредитором, реализовал свое право на обращение в суд с иском об обращении взыскания на имущество, обеспеченное залогом, полагая, что данного имущества будет достаточно для погашения задолженности ответчиков по кредитному обязательству.
В силу части 1 статьи 66 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.
В силу части 4 статьи 66 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве" для государственной регистрации прав должника на недвижимое имущество судебный пристав-исполнитель представляет в регистрирующий орган два постановления о проведении государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права должника, два экземпляра документа, устанавливающего право должника на недвижимое имущество, кадастровый паспорт объекта недвижимости и другие необходимые документы.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация прав является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона [от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ] "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Таким образом, вышеприведенные нормы закона предусматривают право судебного пристава-исполнителя на обращение в органы регистрации для проведения государственной регистрации права должника на имущество в целях последующего обращения взыскания на это имущество.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.
Анализируя вышеприведенные нормы права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обращение судебного пристава-исполнителя в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество является правом, а не обязанностью судебного пристава- исполнителя.
В соответствии с частью 1 статьи 66 [Федерального] Закона РФ [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.
При этом в соответствии с частью 4 статьи 66 [Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"] для государственной регистрации прав должника на недвижимое имущество судебный пристав-исполнитель представляет в регистрирующий орган два экземпляра постановления о проведении государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права должника, два экземпляра документа, устанавливающего право должника на недвижимое имущество, кадастровый паспорт объекта недвижимости и другие необходимые документы.
Анализируя положения указанной статьи, судебному приставу исполнителю предоставлено право обращения за государственной регистрацией недвижимого имущества, при наличии оснований, установленных законом.
Заявляя требования о понуждении пристава-исполнителя зарегистрировать право собственности за должником К.В.А., К.И.В. указывает на право собственности должника, установленное решением районного суда. Однако, при этом указанное решение заявителем приставу исполнителю не предоставлялось, в материалах исполнительного производства отсутствует. Иных правоустанавливающих документов, которые могли бы послужить основанием для государственной регистрации права собственности К.В.А. на дачу судебному приставу исполнителю, не представлено. Обязанность понудить должника оформить право собственности на какое-либо имущество, у судебного пристава исполнителя отсутствует.
2.3. Судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации права собственности должника как в отношении недвижимого имущества, так и в отношении движимого имущества
Вывод суда о том, что регистрация спорного автомобиля на имя другого лица исключает его арест по исполнительному производству в отношении Н.А.К., нельзя признать правильным, поскольку, установив принадлежность данного имущества должнику, судебный пристав-исполнитель в соответствии с требованиями статьи 66 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве" вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на это имущество, подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.
Из указанной нормы следует, что судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации права собственности должника как в отношении недвижимого имущества, так и в отношении движимого имущества.
2.4. Судебный пристав-исполнитель вправе обратиться за государственной регистрацией права собственности только в отношении такого имущества должника, которое принадлежит ему (существует), предоставив документы, устанавливающие такое право должника
Судебный пристав-исполнитель может зарегистрировать лишь имущественное право, которое принадлежит должнику (существует), а что касается регистрации права собственности взыскателя, то только при наличии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 66 Федерального Закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве".
Судебный пристав-исполнитель выступал от имени должника стороной в договоре и не наделен полномочиями заключать от имени собственника имущества договор купли-продажи этого имущества.
По смыслу пункта 2 части 2 статьи 66 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе лишь предоставить в регистрирующий орган заявление (необходимые документы) о проведении государственной регистрации права собственности в отношении спорного объекта.
Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 19 января 2015 г. по делу N 33-248/2015
В соответствии с частью 4 данной статьи [Федерального] Закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"] для государственной регистрации прав должника на недвижимое имущество судебный пристав-исполнитель должен представить в регистрирующий орган документы, устанавливающие право должника на недвижимое имущество, кадастровый паспорт объекта недвижимости и другие необходимые документы. В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
По смыслу приведенной нормы, а также в соответствии со ст. 18 [Федерального] Закона [от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ] о государственного регистрации [прав на недвижимое имущество и сделок с ним], такое подтверждение должно соответствовать требованиям Гражданского кодекса РФ без искажения содержания правового режима собственности в отношении объекта недвижимости и основываться исключительно на представленных документах, подтверждающих право и его содержание.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 17 [Федерального] Закона [от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ] о государственной регистрации [прав на недвижимое имущество и сделок с ним"] основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения(обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, вступившие в законную силу судебные акты. Таким образом, судебный пристав-исполнитель может зарегистрировать лишь имущественное право, которое принадлежит должнику, то есть существует.
В силу ч.ч. 1, 4 ст. 66 Федерального закона N 229-ФЗ [от 2 октября 2007 г. "Об исполнительном производстве"] судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.
Для государственной регистрации прав должника на недвижимое имущество судебный пристав-исполнитель представляет в регистрирующий орган два экземпляра постановления о проведении государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права должника, два экземпляра документа, устанавливающего право должника на недвижимое имущество, кадастровый паспорт объекта недвижимости и другие необходимые документы.
Из анализа приведенных положений закона следует, что для обращения в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, судебный пристав-исполнитель должен располагать соответствующими документами, в том числе устанавливающими право должника на такое имущество.
Судебный пристав-исполнитель может зарегистрировать лишь имущественное право, которое принадлежит должнику (существует).
Постановление президиума Забайкальского краевого суда от 1 сентября 2011 г. N 44-32-2011
По смыслу приведенной нормы [ст. 66 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"], а также статьи 18 [Федерального] Закона [от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ] о государственного регистрации [прав на недвижимое имущество и сделок с ним], такое подтверждение должно соответствовать требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации без искажения содержания правового режима собственности в отношении объекта недвижимости и основываться исключительно на представленных документах, подтверждающих право и его содержание.
Между тем, как отмечено выше, суд первой инстанции констатировал отсутствие документов, определяющих право собственности Хохряковой Г.Г. на гараж. При названных условиях государственная регистрация данного права невозможна.
Кроме того, заявитель обоснованно указывает, что создание недвижимого имущества на земельном участке, не отведенном для строительства в установленном порядке, отсутствие необходимых разрешительных документов для строительства - это признаки самовольной постройки. Ее возведение не влечет приобретения права собственности. Такое право может быть признано только в судебном порядке по иску правообладателя земельного участка (п. 3 ст. 222 ГК РФ [Гражданского кодекса Российской Федерации]). Однако судебный пристав-исполнитель правомочиями на подачу такого иска не обладает.
2.5. Право судебного пристава-исполнителя обратиться в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации права собственности должника не исключает возможности обращения в суд взыскателя с иском к должнику об обращении взыскания на имущество, от регистрации права на которое должник уклоняется, если установление состава и правового режима принадлежащего должнику имущества требует судебной оценки
Само по себе то, что п. 1 ст. 66 ФЗ [Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве" наделяет судебного пристава-исполнителя правом обратиться в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации права собственности должника на имущество, подлежащее государственной регистрации, в целях последующего обращения на него взыскания, не исключает возможности обращения в суд взыскателя с иском к должнику об обращении взыскания на имущество, от регистрации права на которое должник уклоняется, если установление состава и правового режима принадлежащего должнику имущества требует судебной оценки.
2.6. Судебный пристав-исполнитель вправе обратиться к другой стороне сделки по отчуждению недвижимого имущества, в которой приобретателем является должник, с предложением совершить действия, направленные на государственную регистрацию перехода права собственности
Судебный пристав-исполнитель также вправе обратиться к другой стороне сделки по отчуждению недвижимого имущества, в которой приобретателем является должник, с предложением совершить действия, направленные на государственную регистрацию перехода права собственности.
2.7. При согласии другой стороны сделки по отчуждению недвижимого имущества, в которой приобретателем является должник, совершить действия, направленные на государственную регистрацию перехода права собственности, в регистрирующий орган наряду с её заявлением представляется постановление судебного пристава-исполнителя о проведении государственной регистрации права собственности на имущество, а при отказе - регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество к должнику осуществляется в порядке искового производства по требованию судебного пристава-исполнителя
Судебный пристав-исполнитель также вправе обратиться к другой стороне сделки по отчуждению недвижимого имущества, в которой приобретателем является должник, с предложением совершить действия, направленные на государственную регистрацию перехода права собственности. При согласии другой стороны сделки на совершение этих действий в регистрирующий орган наряду с её заявлением представляется постановление судебного пристава-исполнителя, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 66 [Федерального] Закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] об исполнительном производстве.
При отказе другой стороны от совершения таких действий государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество к должнику осуществляется в порядке искового производства по требованию судебного пристава-исполнителя в соответствии с пунктом 3 статьи 551 ГК РФ.
Решение суда об удовлетворении указанного требования судебного пристава-исполнителя в силу абзаца шестого пункта 1 статьи 17 [Федерального] Закона [Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ] о государственной регистрации прав на недвижимое имущество [и сделок с ним] является основанием для государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество.
2.8. Закон не содержит запрета на заполнение декларации об объекте недвижимого имущества судебным приставом-исполнителем и осуществление им государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество в случае уклонения должника от исполнения исполнительного документа в добровольном порядке
Определение Верховного Суда РФ от 9 сентября 2014 г. N 307-ЭС14-1715
В соответствии с частью 1 статьи 66 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.
Согласно статье 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав может быть осуществлена по требованию судебного пристава-исполнителя, если права возникают на основании судебного акта или осуществляются в случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.
Подписание декларации судебным приставом-исполнителем, а не правообладателем (Т. В.Е.) или его представителем, не противоречит положениям [Федерального] Закона [от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ] о государственного регистрации права [на недвижимое имущество и сделок с ним], поскольку данный закон не содержит запрета на заполнение декларации об объекте недвижимого имущества судебным приставом-исполнителем и осуществление им государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество в случае уклонения должника от исполнения исполнительного документа в добровольном порядке.
2.9. Исполнительное производство подлежит возобновлению по инициативе судебного пристава-исполнителя, поэтому соответствующие записи о праве собственности на объекты недвижимости общества подлежат внесению в ЕГРП по заявлению судебного пристава-исполнителя
Постановление Президиума Верховного суда Республики Башкортостан от 05 сентября 2012 г.
В силу пункта 1 ст. 66 [Федерального] Закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество в целях последующего обращения взыскания на это имущество.
Исполнительное производство подлежит возобновлению по инициативе судебного пристава-исполнителя, следовательно, соответствующие записи о праве собственности на объекты недвижимости общества подлежат внесению в ЕГРП по заявлению судебного пристава-исполнителя.
2.10. Расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации права должника на недвижимое имущество относятся к расходам по совершению исполнительных действий и могут быть оплачены как из средств федерального бюджета, так и за счёт средств взыскателя или иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, с последующим возмещением за счет должника
Расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации права должника на недвижимое имущество относятся к расходам по совершению исполнительных действий и могут быть оплачены как из средств федерального бюджета, так и за счёт средств взыскателя или иных лиц, участвующих в исполнительном производстве (часть 6 статьи 66, часть 1 и пункт 5 части 2 статьи 116 [Федерального] Закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] об исполнительном производстве). Впоследствии указанные расходы возмещаются за счёт должника по правилам статьи 117 названного Закона.
Согласно положениям ч.ч. 1, 4 ст. 66 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.
Для государственной регистрации прав должника на недвижимое имущество судебный пристав-исполнитель представляет в регистрирующий орган два экземпляра постановления о проведении государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права должника, два экземпляра документа, устанавливающего право должника на недвижимое имущество, кадастровый паспорт объекта недвижимости и другие необходимые документы.
В соответствии с ч. 6 той же статьи расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации имущества, иного имущественного права должника относятся к расходам по совершению исполнительных действий.
В силу ч. 1 ст. 116 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.
Таким образом, обращение взыскания на недвижимое имущество должника возможно после государственной регистрации его прав на это имущество, для которой, в свою очередь, необходима уплата государственной пошлины, что предусмотрено ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Осуществление государственной регистрации имущества и имущественных прав в рамках исполнительного производства регламентировано ст. 66 ФЗ [Федерального закона от 2 октября 2007 г. "Об исполнительном производстве"] N 229-ФЗ. Согласно данной норме судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения права собственности на имущество должника, а также для проведения государственной регистрации прав собственности взыскателя на имущество, зарегистрированное на должника, в случаях, когда:
1) требование государственной регистрации содержится в судебном акте;
2) судебный акт содержит указание на то, что имущество или имущественное право принадлежит взыскателю;
3) взыскатель по предложению судебного пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное имущество или имущественное право должника.
При этом ч. 6 ст. 66 ФЗ [Федерального закона от 2 октября 2007 г. "Об исполнительном производстве"] N 229-ФЗ предусмотрено, что расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации имущества, иного имущественного права должника относятся к расходам по совершению исполнительных действий.
Исходя из приведенных положений Федерального закона, следует прийти к выводу о том, что к расходам по совершению исполнительных действий отнесены расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации прав должника.
Расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации имущества, иного имущественного права должника относятся к расходам по совершению исполнительных действий (ч. 6 ст. 66 [Федерального] Закона N 229-ФЗ [от 2 октября 2007 "Об исполнительном производстве"]), которые представляют собой денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения (ч. 1 ст. 116 [Федерального] Закона N 229-ФЗ [от 2 октября 2007 "Об исполнительном производстве"]). Такие расходы по совершению исполнительных действий возмещаются федеральному бюджету, взыскателю и лицам, понесшим указанные расходы, за счет должника.
2.11. Защита прав собственника имущества, включенного в опись имущества должника, осуществляется не в порядке обжалования действий судебного пристава-исполнителя по обращению за государственной регистрацией права, а в порядке искового производства об освобождении имущества от наложения ареста или исключении его из описи
Из указанной нормы [ст. 66 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"] следует, что судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации права собственности должника как в отношении недвижимого имущества, так и в отношении движимого имущества.
Довод заявителя Н.А.К. о том, что арестованное транспортное средство принадлежит на праве собственности другому лицу, не может быть принят во внимание, поскольку в таком случае предусмотрен иной порядок защиты прав лиц, не являющихся участниками исполнительного производства, в связи с описью и арестом имущества, которые в соответствии со статьей 119 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве" вправе обратиться в суд с иском об освобождении имущества от наложения ареста или исключении его из описи.
3. Государственная регистрация имущества и имущественных прав взыскателя в исполнительном производстве
3.1. Обращение в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации прав собственности взыскателя в предусмотренных законом случаях является не правом, а обязанностью судебного пристава-исполнителя
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 10 июля 2012 г. N 33-9704/2012
Регистрация перехода права собственности на спорную квартиру к взыскателю должна быть осуществлена судебным приставом-исполнителем в рамках возбужденного в отношении должника исполнительного производства, поскольку данная обязанность, а не право, возложена на него пп. 3 п. 2 ст. 66 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ [Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве", до регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество судебный пристав-исполнитель не имеет законных оснований для окончания исполнительного производства фактическим исполнением требований.
В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 66 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель обращается в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации прав собственности взыскателя на имущество, иное имущественное право, зарегистрированное на должника, в случаях, когда взыскатель по предложению судебного пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное имущество или имущественное право должника.
Из буквального толкования норм пп. 3 п. 2 ст. 66 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" это является обязанностью судебного пристава-исполнителя, а не правом, в отличии нормы права, установленной п. 1 ст. 66 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Таким образом, обращение в орган, осуществляющий государственную регистрацию, за регистрацией права собственности отнесено к компетенции пристава исполнителя при наличии условий, предусмотренных ч. 2 ст. 66 названного [Федерального] закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"], а именно: требование государственной регистрации содержится в судебном акте; судебный акт содержит указание на то, что имущество или имущественное право принадлежит взыскателю; взыскатель по предложению судебного пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное имущество или имущественное право должника
3.2. Право судебного пристава-исполнителя на обращение в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации права собственности взыскателя на имущество, иное имущественное право, зарегистрированное на должника, также закреплено и за взыскателем, оставившим предмет ипотеки за собой
Подпунктом 3 части 2 статьи 66 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" за судебным приставом-исполнителем закреплено право на обращение в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации права собственности взыскателя на имущество, иное имущественное право, зарегистрированное на должника, в случае, когда взыскатель по предложению судебного пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное имущество или имущественное право должника.
Однако данное право, исходя из положений подп. 1 п. 1 ст. 25.4 ФЗ [Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ] "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также закреплено и за взыскателем, оставившим предмет ипотеки за собой.
Следовательно, поскольку в данном случае право взыскателя обратиться на регистрацию предусмотрено законом, нарушений регистрации не имеется.
3.3. При обращении судебного пристава-исполнителя в регистрирующий орган за государственной регистрацией права собственности взыскателя на недвижимое имущество, когда взыскатель по предложению судебного пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное недвижимое имущество должника, плательщиком государственной пошлины является взыскатель
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 октября 2011 г. N ВАС-10284/11
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ [Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель обращается в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации прав собственности взыскателя на имущество, иное имущественное право, зарегистрированное на должника, в случаях, когда взыскатель по предложению судебного пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное имущество или имущественное право должника. Пунктом 6 той же статьи предусмотрено, что расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации имущества, иного имущественного права должника относятся к расходам по совершению исполнительных действий.
Из приведенных положений следует, что государственная пошлина за регистрацию права собственности, осуществляемая для целей исполнительного производства, подлежит уплате и в силу прямого указания подпункта 5 пункта 2 [Федерального] Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ ["Об исполнительном производстве"] являются расходами по совершению исполнительных действий. Таким образом, государственная пошлина за регистрацию права собственности на недвижимость уплачивается и в том случае, когда за ее совершением обратился пристав-исполнитель.
Вместе с тем согласно обстоятельствам настоящего дела в рамках исполнительного производства управлением была осуществлена государственная регистрации перехода права собственности к банку на имущество, оставленное последним за собой. Расходы на проведение этой регистрации (в отличие от регистрации права собственности должника), включая затраты на оплату государственной пошлины, в силу пункта 6 статьи 66 [Федерального] Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ ["Об исполнительном производстве"] не могут быть признаны расходами по совершению исполнительных действий, а потому относятся на банк, к которому перешло право собственности на имущество, являвшееся предметом залога.
Исходя из приведенных положений [ст. 66] Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"], следует прийти к выводу о том, что к расходам по совершению исполнительных действий отнесены расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации прав должника.
Поскольку закон не предусматривает отнесение к расходам по совершению исполнительных действий расходов, понесенных взыскателем на осуществление государственной регистрации оставленного за собой имущества должника, то у суда не имелось правовых оснований для признания оспариваемых действий и постановления судебного пристава - исполнителя незаконными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обращение судебного пристава - исполнителя в регистрационный орган для проведения регистрации права за взыскателем является принудительной мерой исполнения судебного акта, вследствие чего затраты по оплате государственной пошлины относятся к расходам по совершению исполнительных действий, а также о том, что суд не применил при рассмотрении спора правила ст. 337 ГК РФ [Гражданского кодекса Российской Федерации], ст. 3 ФЗ [Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ] "Об ипотеке (залоге недвижимого имущества)" о возмещении необходимых расходов залогодержателя не могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны на ином толковании закона, которое судебная коллегия находит ошибочным.
При обращении судебного пристава-исполнителя в регистрирующий орган за государственной регистрацией права собственности взыскателя на недвижимое имущество в случае, когда взыскатель по предложению судебного пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное недвижимое имущество должника, плательщиком государственной пошлины является взыскатель, поскольку государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество от должника к взыскателю осуществляется в интересах взыскателя.
Расходы, затраченные на проведение государственной регистрации прав взыскателя, должны осуществляться за счет средств взыскателя.
Отказывая в удовлетворении заявления Д.П.Г. о незаконности постановления судебного пристава-исполнителя о проведении государственной регистрации на взыскателя права собственности на имущество (имущественные права) должника от 11.10.2012 в части отнесения расходов по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации имущества к расходам по совершению исполнительных действий, районный суд сослался на данную норму закона, посчитав, что указанные расходы подлежат оплате за счет должника.
С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что к расходам по совершению исполнительных действий, возмещаемым за счет средств должника, расходы, затраченные на проведение государственной регистрации прав собственности взыскателя, не относятся. Следовательно, расходы на проведение государственной регистрации прав собственности взыскателя на недвижимое имущество, оставленное взыскателем за собой, осуществляется за счет средств самого взыскателя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон об исполнительном производстве" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Закона Российской Федерации от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон об исполнительном производстве" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, государственным советником юстиции РФ 3 класса Д. И. Тисленко, кандидатом юридических наук Д.В. Лоренцем, Азымовой М.Р., Комлевым Е.Ю., Рожковой Ю.Е., Шумилиным П., Михайлевской М.