Энциклопедия судебной практики
Виды исполнительных документов
(Ст. 12 Закона "Об исполнительном производстве")
1. Критерии признания документа исполнительным
1.1. Постановление, содержащее указание на отсутствие у органа контроля информации о счетах плательщика, является самостоятельным исполнительным документом
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 марта 2014 г. N ВАС-12406/13
В случае, установленном частью 14 статьи 19 и частью 2 статьи 20 Закона о страховых взносах, когда у органа контроля отсутствует информация о счетах плательщика страховых взносов, он вправе принять решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов в форме соответствующего постановления и направить его судебному приставу-исполнителю для исполнения. Постановление, содержащее указание на отсутствие у органа контроля информации о счетах плательщика, является самостоятельным исполнительным документом применительно к пункту 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве.
Системный анализ пунктов 5, 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве, части 14 статьи 19 и части 2 статьи 20 Закона о страховых взносах позволяет квалифицировать решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, вынесенное в форме постановления на основании части 2 статьи 20 Закона о страховых взносах, в качестве исполнительного документа применительно к пункту 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве.
Таким образом, в случае, установленном частью 14 статьи 19 и частью 2 статьи 20 Закона о страховых взносах, когда у органа контроля отсутствует информация о счетах плательщика страховых взносов, он вправе принять решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов в форме соответствующего постановления и направить его судебному приставу-исполнителю для исполнения. Постановление, содержащее указание на отсутствие у органа контроля информации о счетах плательщика, является самостоятельным исполнительным документом применительно к пункту 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве.
1.2. Документы, подтверждающие невозможность бесспорного взыскания задолженности вследствие отсутствия у плательщика средств на счетах, свидетельствует о соответствии постановления о взыскании задолженности за счет имущества плательщика взносов критериям исполнительного документа
К постановлению о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика должны быть приложены документы, содержащие отметки обслуживающих плательщика банков о полном или частичном неисполнении требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, а также справка об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов, составленная территориальными органами Пенсионного фонда на основании выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также полученных сведений от банков и плательщиков страховых взносов (пункт 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве). При отсутствии указанных документов постановление отделения Пенсионного фонда о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов не может быть признано исполнительным документом.
Представление территориальными органами Пенсионного фонда документов, подтверждающих невозможность бесспорного взыскания задолженности вследствие отсутствия у плательщика средств на счетах, а также вследствие отсутствия у территориальных органов Пенсионного фонда информации о счетах плательщика страховых взносов в банках, свидетельствует о соответствии постановления о взыскании задолженности за счет имущества плательщиков взносов критериям исполнительного документа, приведенным в подпункте 5 пункта 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве.
Отсутствие у должника средств на единственном известном Фонду счете позволяло ему на основании части 14 статьи 19 Закона о страховых взносах направить в службу судебных приставов постановление о взыскании задолженности за счет имущества плательщика страховых взносов, и у судебного пристава-исполнителя в данном случае отсутствовали основания для отказа в возбуждении исполнительного производства.
При таких обстоятельствах отказ судебного пристава-исполнителя в возбуждении исполнительного производства не основан на законе, в связи с чем судебные акты, которыми данный отказ признан правомерным, подлежат отмене, а заявление Фонда - удовлетворению.
1.3. Судебный пристав вправе обратить взыскание на имущество должника только в случаях отсутствия (недостаточности) денежных средств у должника либо при отсутствии информации о его счетах
Из положений Закона об исполнительном производстве и Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует, что обращение взыскания на денежные средства должника в целях взыскания обязательных платежей должно производиться фондом; обращение взыскания на имущество должника, которое производится судебным приставом-исполнителем, может иметь место только в случаях отсутствия (недостаточности) денежных средств у должника либо при отсутствии информации о его счетах.
Отсутствие у должника средств на единственном известном Фонду счете и наличие информации о помещении инкассовых поручений в картотеку банка позволяет ему на основании части 14 статьи 19 Закона о страховых взносах направить в службу судебных приставов постановление о взыскании задолженности за счет имущества плательщика страховых взносов, и у судебного пристава-исполнителя в данном случае отсутствовали основания для отказа в возбуждении исполнительного производства.
1.4. Справка об отсутствии у фонда сведений о счетах должника не является исполнительным документом
Представленная заявителем справка об отсутствии у фонда сведений о счетах общества не свидетельствует о соблюдении заявителем требований пункта 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что справка не является надлежащим доказательством отсутствия у организации расчетных счетов, и не может однозначно свидетельствовать об отсутствии сведений о наличии счетов.
1.5. Постановления о взыскании за счет имущества должника, не возвратившего заемные средства, не относятся к категории исполнительных документов
При рассмотрении дел об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей о возвращении государственным органам в области применения мер принуждения принятых ими постановлений о взыскании за счет имущества должника невозвращенных заемных средств, платы за пользование этими средствами и пеней судам необходимо исходить из следующего.
В рассматриваемых кредитных правоотношениях соответствующие государственные органы согласно статье 125 ГК РФ реализуют от имени публично-правового образования имущественное право кредитора на бесспорное взыскание задолженности, а не контрольные функции в рамках публично-правовых отношений, в силу чего принимаемые ими постановления о взыскании за счет имущества должника, не возвратившего заемные средства, не относятся к категории исполнительных документов, предусмотренных подпунктом 5 пункта 1 статьи 7 Закона об исполнительном производстве.
Названные постановления не могут быть отнесены и к категории исполнительных документов, предусмотренных подпунктом 8 пункта 1 статьи 7 Закона об исполнительном производстве, поскольку в федеральном законе отсутствуют соответствующие положения о придании таким постановлениям характера исполнительных документов.
1.6. Постановления налоговых органов (органов ПФР и ФСС РФ) о взыскании налогов (страховых взносов) за счёт имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов) являются исполнительными документами
В силу положений статьи 47 НК РФ и статьи 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", а также применительно к пункту 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве постановления налоговых органов (органов Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации) о взыскании налогов (страховых взносов) за счёт имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов) являются исполнительными документами, которые направляются для принудительного исполнения в службу судебных приставов.
Судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 47 НК РФ и пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.
Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что оспаривание налогоплательщиком данного постановления в суде может осуществляться исключительно путем подачи заявления о признании его не подлежащим исполнению.
В рамках такого же требования возможно оспаривание в суде инкассового поручения налогового органа, вынесенного на основании статьи 46 Кодекса.
В случае, установленном частью 7 статьи 46 и частью 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган вправе принять решение о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика в форме соответствующего постановления и направить его судебному приставу-исполнителю для исполнения. Данное постановление является самостоятельным исполнительным документом применительно к пункту 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве, срок предъявления которого составляет три года.
По смыслу статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.
Исходя из смысла статей 47 Кодекса и пункта 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве решение налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом и вступает в силу с момента его вынесения.
С учетом изложенного у Судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для отказа в возбуждении исполнительного производства.
1.7. Судебный пристав-исполнитель не вправе требовать от налогового органа (органов ПФР и ФСС РФ), направивших исполнительный документ, представления каких-либо дополнительных документов, подтверждающих отсутствие информации о счетах должника, а также недостаточность или отсутствие на них денежных средств
Судебный пристав-исполнитель не вправе требовать от органа, направившего такой исполнительный документ, представления каких-либо дополнительных документов, подтверждающих отсутствие информации о счетах должника, а также недостаточность или отсутствие на них денежных средств.
Отказ судебного пристава-исполнителя в возбуждении исполнительного производства по причине непредставления указанных документов может быть признан незаконным.
1.8. Постановление налогового органа о запрете на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика не относится к исполнительным документам
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 мая 2010 г. N ВАС-5789/10
Суды пришли к выводу о том, что постановление налогового органа о запрете на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика не является исполнительным документом.
Постановление налогового органа о наложении запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества общества не отвечает требованиям подпунктов 5, 8 части 1 статьи 12 ФЗ "Об исполнительном производстве", так как не является актом о взыскании денежных средств и к нему не приложены документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Суд первой инстанции сделал правильные выводы о том, что законодательство об исполнительном производстве не относит к исполнительным документам постановление налогового органа о запрете на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика.
Законодательство об исполнительном производстве не относит к исполнительным документам постановление налогового органа о запрете на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика.
В соответствии с частью 13 статьи 101 НК РФ копия решения о принятии обеспечительных мер вручается лицу, в отношении которого вынесено указанное решение. Ответственность за несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, предусмотрена статьей 125 НК РФ. Следовательно, законодательство о налогах и сборах предусматривает порядок исполнения решения о принятии обеспечительных мер непосредственно самими налоговыми органами.
1.9. Нотариальное удостоверение соглашения о предоставлении средств на содержание совершеннолетних детей не делает его исполнительным документом
Содержащееся в нотариально удостоверенном соглашении обязательство лица в части выплаты своим совершеннолетним дочерям ежемесячно денежной суммы в связи с поступлением в ВУЗ и до окончания обучения по своей сути не является алиментным обязательством, а само по себе нотариальное удостоверение данного соглашения не делает его исполнительным документом, подлежащим по смыслу подп. 3 п. 1 статьи 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 2 октября 2007 г. N 227-ФЗ принятию к обязательному исполнению судебным приставом-исполнителем.
1.10. Судебный пристав вправе обратить взыскание на имущество должника как в случаях отсутствия (недостаточности) денежных средств у должника, так и при отсутствии информации о его счетах
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2010 г. N ВАС-2553/10
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя - юридического лица либо отсутствии информации о счетах страхователя страховщик вправе взыскать недоимку и пени за счет иного имущества страхователя - юридического лица путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю.
Таким образом, в силу закона обращение взыскания на денежные средства должника в целях взыскания обязательных платежей должно производиться учреждением.
Обращение взыскания на имущество должника, которое производится судебным приставом-исполнителем, может иметь место только в случаях отсутствия (недостаточности) денежных средств у должника либо при отсутствии информации о его счетах.
Обращение взыскания на имущество должника, которое производится судебным приставом-исполнителем может иметь место как в случаях отсутствия (недостаточности) денежных средств у должника, так и при отсутствии информации о его счетах.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 декабря 2009 г. N Ф09-8723/09-С2
Обращение взыскания на имущество должника, которое производится судебным приставом-исполнителем, может иметь место только в случаях отсутствия (недостаточности) денежных средств у должника либо при отсутствии информации о его счетах.
Представление территориальными органами ПФР документов, подтверждающих невозможность бесспорного взыскания задолженности вследствие отсутствия у плательщика средств на счетах, а также вследствие отсутствия у территориальных органов ПФР информации о счетах плательщика страховых взносов в банках, свидетельствует о соответствии постановления о взыскании задолженности за счет имущества плательщиков взносов критериям исполнительного документа, приведенным в подпункте 5 пункта 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве.
1.11. Отсутствие документов, прилагаемых к акту контролирующего органа, является основанием для непризнания данного акта исполнительным документом
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 ноября 2009 г. N Ф09-8717/09-С2
Суды со ссылкой на п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ пришли к выводу о правомерном отказе судебным приставом-исполнителем фонду в возбуждении исполнительного производства, так как отсутствие документов, прилагаемых к акту контролирующего органа, является основанием для непризнания данного акта исполнительным документом.
Отсутствие предусмотренных документов обоснованно признано судом в качестве основания для признания неправомерным принятия приставом-исполнителем к исполнению постановления налогового органа. Приложение к постановлению налогового органа документов, содержащих сведения о состоянии счетов должника, является прямым указанием названного Закона.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается заявителем, что к его постановлению о взыскании штрафа за счёт имущества должника не были приложены вышеуказанные документы, предусмотренные законом.
Отсутствие указанных в пункте 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве документов, прилагаемых к акту контролирующего органа, правомерно признано судами основанием для не признания этого акта исполнительным документом.
По смыслу - Закона об исполнительном производстве постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов только в совокупности с документами, содержащими отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, является исполнительным документом.
Следовательно, при отсутствии указанных документов, акты органов, осуществляющих контрольные функции, в том числе постановления органа пенсионного фонда о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, не могут признаваться исполнительным документом, направляемым судебному приставу-исполнителю.
В случае отсутствия у плательщика страховых взносов счетов в банке, что исключает возможность взыскания недоимки в порядке стать 19 Закона о страховых взносах, постановление пенсионного фонда будет иметь силу исполнительного документа при условии приложения к нему документа, подтверждающего отсутствие у контролирующего органа сведений о счетах должника в банках.
2. Неукоснительность исполнения судебного акта
2.1. Суд контролирует применение правил взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов
Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2009 г. N 242-О-П
В случаях, когда имеются основания полагать, что взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов нанесет положению индивидуального предпринимателя как страхователя такой ущерб, при котором будут существенно затронуты его личные имущественные права как физического лица, данное право арбитражного суда становится его обязанностью (аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации применительно к полномочиям судов по пересмотру судебных актов в порядке надзора в Определении от 24 ноября 2005 года N 471-О и Постановлении от 5 февраля 2007 года N 2-П).
Таким образом, положения статей 25 и 25.1 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и части 1 статьи 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в системе действующего нормативно-правового регулирования не предполагают произвольное и не ограниченное судебным контролем применение правил взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя. Иное истолкование этих законоположений противоречило бы статьям 35 (часть 3), 46 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и приведенным правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации.
2.2. Произвольный пересмотр исполнительного листа нарушает неукоснительность исполнения судебного акта
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 февраля 2014 г. N ВАС-5243/06
Судебный пристав-исполнитель, получивший для исполнения исполнительный лист суда о взыскании с одного лица в пользу другого определенной суммы денежных средств, обязан в силу закона взыскать именно эту присужденную сумму, а не сумму ее рыночной оценки в качестве прав требования взыскателя к должнику.
Иной подход нарушает принципы состязательности и равноправия сторон, законности, правовой определенности, обязательной силы судебных актов и, по сути, влечет их произвольный пересмотр судебным приставом-исполнителем, обязанностью которого является неукоснительное исполнение судебных актов.
2.3. Право на обращение в суд за разрешением спора сохраняется за субъектами спорных отношений и при передаче исполнительной надписи нотариуса для исполнения
Определение Конституционного Суда РФ от 6 июля 2001 г. N 150-О
Обязательным условием совершения нотариусом исполнительной надписи является бесспорность требования взыскателя к должнику.
Из пунктов 2, 3, 4 и 6 статьи 9, пункта 4 статьи 20 и пункта 5 статьи 21 Федерального закона "Об исполнительном производстве" следует, что право на обращение в суд за разрешением спора сохраняется за субъектами спорных отношений и при передаче исполнительной надписи нотариуса для исполнения. В этом случае инициатива обращения может исходить как от должника в связи с принятием судебным приставом-исполнителем мер по исполнению, так и от взыскателя - в связи с отказом судебного пристава-исполнителя в совершении исполнительных действий.
2.4. Судебный пристав-исполнитель не имеет права на обращение в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 декабря 2013 г. N ВАС-18625/13
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Законом об исполнительном производстве, другими федеральными законами не предусмотрено право судебного пристава-исполнителя на обращение в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа.
Истец в суд по вопросу выдачи дубликата исполнительного листа не обращался. Таким образом, исполнение требований, указанных в исполнительном документе, возможно после получения заявителем дубликата исполнительного листа в порядке, предусмотренном статей 323 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
2.5. Судебный пристав-исполнитель вправе обращаться в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа только в случае, если возбужденное, но не оконченное исполнительное производство находится у судебного пристава на исполнении
Закон прямо не оговаривает, кто именно правомочен обратиться в суд с соответствующим заявлением. Однако необходимо учитывать положения ч. 1 ст. 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которые определяют, что после вступления судебного постановления в законную силу исполнительный лист выдается судом взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения. Полномочия судебного пристава-исполнителя прямо перечислены в ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года 118-ФЗ "О судебных приставах" и в ст. 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и ограничены пределами требований находящегося у пристава-исполнителя на исполнении исполнительного документа - рамками исполнительного производства.
В п. 1.3 Приказа Федеральной службы судебных приставов от 29 октября 2007 года 570 "Об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств в Федеральной службе судебных приставов", на положения которого, удовлетворяя заявление судебного пристава-исполнителя, сослался суд, указано, что соответствующие правомочия по получению дубликата исполнительного документа предусмотрены для случаев, когда возбужденное, но не оконченное исполнительное производство находится на исполнении у судебного пристава-исполнителя.
Между тем, как следует из материалов дела и установлено судом, в настоящее время в районном отделе судебных приставов УФССП каких-либо исполнительных производств, возбужденных в отношении должника, на исполнении не находится. Следовательно, обращение судебного пристава-исполнителя в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа безосновательно.
2.6. При оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя выдача исполнительного листа представляется нецелесообразной, поскольку это приводит к совпадению в одном лице должника и органа, исполняющего требования документа
При рассмотрении судом дел в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нельзя исключить последующую возможность выдачи исполнительного листа, поскольку иное может привести к ограничению права заявителя на судебную защиту (например, в случае неисполнения должностным лицом или государственным органом решения суда в установленный срок).
Однако при оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя выдача исполнительного листа представляется нецелесообразной, поскольку Федеральная служба судебных приставов России является органом принудительного исполнения, выдача исполнительного листа приводит к совпадению в одном лице должника и органа, исполняющего требования документа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон об исполнительном производстве" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Закона Российской Федерации от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 октября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон об исполнительном производстве" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, государственным советником юстиции РФ 3 класса Д. И. Тисленко, кандидатом юридических наук Д.В. Лоренцем, Азымовой М.Р., Комлевым Е.Ю., Рожковой Ю.Е., Шумилиным П., Михайлевской М.