Энциклопедия судебной практики
Возврат авансовых платежей
(Ст. 122 Закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации")
1. Лицо, внесшее авансовые платежи, может воспользоваться правом их возврата в любой момент в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании
Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 г. N 413-О
Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" дает возможность в любой момент в течение достаточно продолжительного времени - трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей или, при отсутствии такового, со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства обратиться с заявлением о возврате авансовых платежей, который осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов (статьи 122 и 147).
Закон о таможенном регулировании дает обществу возможность в любой момент в течение достаточно продолжительного времени - трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей или, при отсутствии такового, со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства обратиться с заявлением о возврате авансовых платежей, который осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов (статьи 122 и 147).
2. Отсутствие срока для возврата авансовых платежей возлагало бы на государство избыточную обязанность по бессрочному учету и контролю невостребованных сумм данных платежей
Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 г. N 413-О
Установление неограниченной по времени возможности для лиц, уплативших авансовые платежи, принимать решения об их возврате означало бы возложение на государство избыточной обязанности по бессрочному учету и контролю невостребованных сумм денежных средств, перечисленных на счета Федерального казначейства, а также несению обусловленных ею дополнительных финансовых обременений.
Определение Верховного Суда РФ от 21 сентября 2015 г. N 305-КГ15-8888
Установление неограниченной по времени возможности для лиц, уплативших авансовые платежи, принимать решения об их возврате означало бы возложение на государство избыточной обязанности по бессрочному учету и контролю невостребованных сумм денежных средств, перечисленных на счета Федерального казначейства, а также несению обусловленных ею дополнительных финансовых обременений.
Установление неограниченной по времени возможности для лиц, уплативших авансовые платежи, принимать решения об их возврате означало бы возложение на государство избыточной обязанности по бессрочному учету и контролю невостребованных сумм денежных средств, перечисленных на счета Федерального казначейства, а также несению обусловленных ею дополнительных финансовых обременении.
3. По смыслу ст. 122 ФЗ N 311-ФЗ плательщик таможенных платежей несет неблагоприятные последствия, связанные с отсутствием с его стороны надлежащей осмотрительности
Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 г. N 413-О
Именно плательщики авансовых платежей, будучи собственниками соответствующих денежных средств, призваны проявлять должную заботливость в отношении их использования на цели, для которых они предназначены, и, соответственно, могут нести неблагоприятные последствия, связанные с отсутствием с их стороны надлежащей осмотрительности.
Определение Верховного Суда РФ от 21 сентября 2015 г. N 305-КГ15-8888
Условие о лимите времени для использования или возврата авансовых платежей является одним из необходимых условий, характеризующих правовой режим таких платежей в отношениях, связанных с таможенным регулированием. Соответственно, это условие заранее известно участникам указанных отношений, которые при самостоятельном решении вопроса об уплате авансовых платежей добровольно соглашаются следовать всем установленным законом правилам. Именно плательщики авансовых платежей, будучи собственниками соответствующих денежных средств, призваны проявлять должную заботливость в отношении их использования на цели, для которых они предназначены, и, соответственно, могут нести неблагоприятные последствия, связанные с отсутствием с их стороны надлежащей осмотрительности.
Условие о лимите времени для использования или возврата авансовых платежей является одним из необходимых условий, характеризующих правовой режим таких платежей в отношениях, связанных с таможенным регулированием. Соответственно, это условие заранее известно участникам указанных отношений, которые при самостоятельном решении вопроса об уплате авансовых платежей добровольно соглашаются следовать всем установленным законом правилам. Именно плательщики авансовых платежей, будучи собственниками соответствующих денежных средств, призваны проявлять должную заботливость в отношении их использования на цели, для которых они предназначены, и, соответственно, могут нести неблагоприятные последствия, связанные с отсутствием с их стороны надлежащей осмотрительности.
4. Предусмотренный ст. 122 ФЗ N 311-ФЗ трехлетний срок является пресекательным
Согласно части 2 статьи 122 Закона о таможенном регулировании по истечении трех лет со дня последнего распоряжения об использовании невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
Указанный срок подачи заявления является пресекательным, в случае подачи заявления о возврате авансовых платежей по истечении установленного срока возврат не производится.
Трехлетний срок подачи заявления о возврате авансовых платежей является пресекательным.
Таможенным законодательством не предусмотрена возможность восстановления трехгодичного срока для возврата авансовых платежей.
Трехлетний срок подачи заявления о возврате авансовых платежей является пресекательным, и возможность его продления либо восстановления законодателем не предусмотрена.
5. Предусмотренный ст. 122 ФЗ N 311-ФЗ трехгодичный срок для возврата авансовых платежей применим исключительно к административной процедуре возврата излишне уплаченных платежей
Определение Верховного Суда РФ от 21 сентября 2015 г. N 305-КГ15-8888
Установленный статьей 330 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьями 121, 122 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании" трехгодичный срок для возврата авансовых платежей применим исключительно к административной процедуре возврата излишне уплаченных платежей.
6. Заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с требованием о возврате авансовых платежей в течение срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23 ноября 2015 г. N 305-КГ15-8888
Ввиду отсутствия в таможенном законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате авансовых платежей, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и продолжительности срока исковой давности в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В отсутствие в таможенном законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (пункт 1 статьи 200 ГК РФ) и продолжительности срока исковой давности в три года (статья 196 ГК РФ).
В отсутствие в таможенном законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и продолжительности срока исковой давности в три года (статья 196 Кодекса).
В отсутствие в таможенном законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и продолжительности срока исковой давности в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В отсутствие в таможенном законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и продолжительности срока исковой давности в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
7. Наличие у плательщика задолженности перед другими таможенными органами не препятствует возврату авансовых платежей, внесенных на счет конкретной таможни, задолженность перед которой отсутствует
Определение Верховного Суда РФ от 17 сентября 2014 г. N 303-КГ14-943
Руководствуясь положениями статей 121, 122, 147 Закона N 311-ФЗ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что наличие у общества задолженности перед другими таможенными органами не препятствует возврату излишне уплаченных авансовых платежей, внесенных на счет конкретной таможни, перед которой задолженность отсутствует, и удовлетворил требования общества в полном объеме.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа согласился с указанным выводом суда апелляционной инстанции.
8. Для применения ст. 122 ФЗ N 311-ФЗ под распоряжением об использовании авансовых платежей понимается не только представление таможенной декларации, но и списание либо взыскание данных средств таможенным органом
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23 ноября 2015 г. N 305-КГ15-8888
В случае использования авансовых средств для целей исполнения обязанностей в рамках таможенных отношений, указанный срок исчисляется с последнего распоряжения об использовании авансовых платежей, под которым понимается, исходя из положений Федерального закона N 311-ФЗ, не только представление таможенной декларации, но и списание либо взыскание данных средств таможенным органом.
9. Если списание авансовых платежей производилось как в добровольном, так и принудительном порядке, срок возврата неиспользованного остатка авансовых платежей исчисляется с даты совершения последнего из указанных действий
В соответствии со статьей 122 Закона о таможенном регулировании плательщик имеет право на возврат денежных средств, ранее внесенных в счет уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов (авансовые платежи), которое, по общему правилу, может быть реализовано в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей.
При применении данной нормы Закона о таможенном регулировании судам необходимо учитывать, что, если списание авансовых платежей производилось как в добровольном, так и принудительном порядке (взамен распоряжения плательщика), срок возврата неиспользованного остатка авансовых платежей исчисляется с даты совершения последнего из указанных действий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о таможенном регулировании" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на июль 2018 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о таможенном регулировании" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, Р. Давлетовым, А. Горбуновым, Е. Ефимовой, Н. Королевой, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, В. Куличенко, О. Лаушкиной, М. Михайлевской, Т. Самсоновой, Я. Солостовской, О. Являнской.