Энциклопедия судебной практики
Соблюдение требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации таможенными органами и их должностными лицами
(Ст. 15 Закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации")
1. При рассмотрении по существу заявления таможенного управления как государственного органа специальной компетенции арбитражный суд должен учитывать специальную правосубъектность таможенного органа и установленного в связи с этим федеральными законами порядка обращения в суд с определенными допустимыми требованиями
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" принятие таможенными органами и их должностными лицами решений, совершение ими действий осуществляются в пределах их компетенции и в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации.
Таким образом, заявление СЗТУ как государственного органа специальной компетенции не может рассматриваться в арбитражном суде по существу без учета специальной правосубъектности таможенного органа и установленного в связи с этим федеральными законами порядка обращения в суд с определенными допустимыми требованиями. Иными словами, арбитражный суд не может не учитывать соответствующие полномочия СЗТУ и процессуальные нормы федеральных законов.
2. Вышестоящие таможенные органы при осуществлении ими ведомственного контроля не могут быть ограничены в реализации предусмотренных ФЗ N 311-ФЗ прав таможенных органов в той мере, которая необходима для достижения цели ведомственного контроля, не нарушая при этом прав участников отношений, регулируемых законодательством РФ о таможенном деле
Суд кассационной инстанции признает обоснованным указание апелляционного суда, что задачей ведомственного контроля деятельности таможенных органов, в том числе контроля со стороны вышестоящих таможенных органов и вышестоящих должностных лиц таможенных органов, исходя из смысла пункта 2 статьи 15 Федерального закона N 311-ФЗ от 21.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" является обеспечение соблюдения требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации при принятии таможенными органами и их должностными лицами решений, осуществлении ими действий (бездействия).
Поэтому вышестоящие таможенные органы при осуществлении ими ведомственного контроля не могут быть ограничены в реализации предусмотренных этим же Законом прав таможенных органов в той мере, которая необходима для достижения цели ведомственного контроля, не нарушая при этом прав участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о таможенном регулировании" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на июль 2018 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о таможенном регулировании" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, Р. Давлетовым, А. Горбуновым, Е. Ефимовой, Н. Королевой, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, В. Куличенко, О. Лаушкиной, М. Михайлевской, Т. Самсоновой, Я. Солостовской, О. Являнской.