Энциклопедия судебной практики
Таможенное регулирование в таможенном союзе
(Ст. 1 ТК ТС)
1. Законодателем не предусмотрена возможность применения к отношениям по возврату излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей положений гражданского законодательства
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 382, 384 ГК РФ, статями 1, 79 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьей 114 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", Определением Конституционного Суда РФ от 19.04.2001 N 99-О, Определением Конституционного суда РФ от 21.12.1998 N 190-О, ссылаясь на невозможность применения к рассматриваемым правоотношениям положений об уступке права, а также на отсутствие прямого указания в законодательстве, в том числе в главе 24 ГК РФ, положениях таможенного законодательства, на возможность применения к отношениям по возврату излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей положений гражданского законодательства, признав действующим в силу пункта 3 статьи 2 ГК РФ запрет на применение норм гражданского права к отношениям, основанным на административном и властном подчинении, отказал обществу в удовлетворении заявления о замене заявителя по данному делу в части требования об обязании таможню возвратить излишне уплаченные таможенные платежи. Апелляционный суд, поддерживая выводы первой инстанции, указал на то, что исполнение декларантом обязательств, установленных таможенным законодательством, а также отношения по декларированию товара, уплате и возврату таможенных платежей не относятся ни к числу гражданских обязательств, ни к основаниям возникновения гражданских прав и обязанностей, поэтому в рассматриваемой ситуации уступка требования противоречит закону.
2. Таможенный кодекс РФ действует в части, не противоречащей ТК ТС
С 01 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне Глав государств от 27.11.2009 N 17), участниками которого являются Россия, Белоруссия и Казахстан. В связи с этим Таможенный кодекс Российской Федерации действует в части, не противоречащей Таможенному кодексу Таможенного союза (пункт 2 статьи 1, пункт 2 статьи 8 Таможенного кодекса Таможенного союза).
3. Субъектами исполнения требований ТК ТС являются не только физические и юридические лица стран-участников ТС, а любые лица, перемещающие товары через таможенную границу ТС
Постановление Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 июля 2014 г.
Из п. 1 ст. 1 ТК ТС и также системного анализа всего таможенного законодательства Таможенного союза следует, что довод жалобы о том, что на правоотношения, связанные с перемещением товара из Украины на территорию Российской Федерации, не распространяется действие Таможенного кодекса Таможенного союза, основан на неверном толковании и понимании закона. _ и Российская Федерация, основываясь на положениях названного Кодекса, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, определили порядок перемещения товаров через таможенную границу созданного ими Таможенного союза. Субъектами исполнения требований указанного кодекса являются не только физические и юридические лица стран-участников Таможенного союза, а любые лица, перемещающие товары через таможенную границу Таможенного союза.
4. Законы РФ, устанавливающие требования по санитарно-эпидемиологическому надзору, не противоречащие решениям ТС, подлежат применению
Согласно п. 2 ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
Продукция машиностроения и приборостроения производственного, к которой относится указанное в иске досмотровое оборудование (доказательств отнесения данного оборудования к иной категории ответчиком вопреки доводам жалобы не представлено), включена в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, утверждённый Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в таможенном союзе". Согласно ст. 1 Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) - деятельность уполномоченных органов, направленная на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами таможенного союза и законодательством государств Сторон в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Из приведённых нормативных актов следует, что законы Российской Федерации, устанавливающие требования по санитарно-эпидемиологическому надзору, не противоречащие решениям Таможенного союза, подлежат применению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Таможенный кодекс Таможенного союза" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Таможенного кодекса Таможенного союза.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2018 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Таможенный кодекс Таможенного союза" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Н. Давлетовой, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Королевой, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, В. Куличенко, М. Михайлевской, А. Назаровой, Т. Самсоновой, Е. Филипповой, О. Являнской.