Энциклопедия судебной практики
Основные термины, используемые в настоящем Кодексе
(Ст. 4 ТК ТС)
1. Правовое регулирование ввоза товара на таможенную территорию Таможенного союза
1.1. Ввоз товара на таможенную территорию ТС как свершившийся факт имеет место тогда, когда с товаром завершены все действия, необходимые для его выпуска
В подпункте 3 пункта 1 статьи 4 ТК ТС ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза определен как совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.
При этом процесс перемещения товаров предполагает осуществление любых действий по ввозу и вывозу товаров, направленных на реализацию данного процесса, от начала перемещения и до его завершения.
1.2. Товары, ввезенные в Россию из других государств, не являющихся членами ТС, и выпущенные в свободное обращение в соответствии с заявленной таможенной процедурой на территории государства члена ТС, приобретают статус товаров ТС
Согласно статье 4 ТТ ТС товары таможенного союза - это находящиеся на таможенной территории Таможенного союза товары; полностью произведенные на территориях государств - членов Таможенного союза; ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - член Таможенного союза; изготовленные на территориях государств - членов Таможенного союза из товаров, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 37 статьи 4 ТК ТС, и (или) иностранных товаров и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Таким образом, товары, ввезенные в Российскую Федерацию из других государств, не являющихся членами Таможенного союза и выпущенные в свободное обращение в соответствии с заявленной таможенной процедурой на территории государства члена Таможенного союза, приобретают статус товаров Таможенного союза.
1.3. Международная перевозка характеризуется началом осуществления фактической перевозки груза, пассажиров и (или) багажа за пределы таможенной территории
Международная перевозка характеризуется началом осуществления фактической перевозки груза, пассажиров и (или) багажа за пределы таможенной территории.
Поскольку целью выхода ТР "_." в порт _ как в апреле, так и в сентябре 2010 года являлось получение снабжения, а на момент выхода судна в рейс на его борту груз и пассажиры отсутствовали, то суды правомерно не признали переход судна в порт _ международной перевозкой в целях применения подпункта 1 пункта 1 статьи 347 ТК ТС.
В рассматриваемом случае артель не выполнила одно из обязательных условий освобождения от уплаты таможенных платежей при ввозе временно вывезенного транспортного средства международной перевозки, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 347 ТК ТС, а именно: возникновение потребности в операциях по ремонту (обслуживанию) во время использования судна в международной перевозке.
Следовательно, судно должно было быть помещено под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории с уплатой соответствующих таможенных платежей.
1.4. Понятие "ввоз товара через таможенную границу" включает в себя таможенное декларирование
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 14 февраля 2012 г. N 33-2043/2012
В силу пп. 3 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса РФ ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами. Согласно п. 3 ст. 3 Таможенного кодекса Таможенного союза, принятого в рамках Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза, при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза.
Таким образом, "ввоз товара через таможенную границу" включает и таможенное декларирование.
1.5. До реализации действий, предусмотренных при импорте, никакими правами по использованию товаров на территории России лицо, для которого ввозился такой товар, не обладает и не может использовать его на указанной территории
Импорт товара предусматривает определенные официальные правила совершения конкретных действий, с осуществлением которых таможенное законодательство связывает право лица на использование товара на территории Российской Федерации. До реализации этих действий, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, никакими правами по использованию товаров на территории Российской Федерации лицо, для которого ввозился такой товар, не обладает, а следовательно, оно не может использовать соответствующий товар на указанной территории.
Вместе с тем ограничение в рамках осуществления таможенного контроля правомочий декларанта по распоряжению и использованию товара, помещенного под таможенную процедуру, в том числе по вводу такого товара в гражданский оборот, не исключает наличие в его действиях нарушения исключительных прав третьих лиц на тождественные или сходные обозначения, размещенные на товаре, перемещенном через таможенную границу Российской Федерации.
2. Иные понятия ТК ТС
2.1. При отражении в декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, таможенный орган выясняет, какие запреты (ограничения) установлены или могут быть применены к товару
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 2013 г. N 12963/12
При отражении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, таможенный орган должен выяснить, какие именно запреты или ограничения установлены или могут быть применены к товару.
2.2. Условием освобождения припасов от таможенных пошлин и налогов является подтверждение того, что они не превышают необходимого для выполнения рейсового задания минимума
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 30 сентября 2015 г. N 305-КГ15-1816
Законодательство связывает право на декларирование товаров в режиме припасов не с международным характером перевозки, начавшейся или закончившейся в Российской Федерации, либо фактами погрузки, выгрузки грузов на территории Таможенного союза. Определяющим условием освобождения припасов от таможенных пошлин и налогов является подтверждение того, что они необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания судна в количествах, признанных обоснованными для эксплуатации и технического обслуживания в пути следования, то есть не превышающих необходимого для выполнения рейсового задания минимума.
Такое регулирование обусловлено в том числе публичными интересами, состоящими в стимулировании захода иностранных судов в российские порты в целях бункеровки топливом. В данном случае баланс публичных интересов обеспечивается таможенным контролем за объемом приобретенного топлива.
Однако судами не было установлено, в каком количестве обществом была осуществлена бункеровка топливом судна, и превышало ли это количество необходимый для выполнения рейсового задания минимум.
Определение Верховного Суда РФ от 20 февраля 2016 г. N 724-ПЭК15
Отменяя решение и постановление судов нижестоящих инстанций, суд округа указал, что в соответствии с подпунктом 40 пункта 1 статьи 4 ТК ТС транспортные средства международной перевозки - транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования. Между тем, указанные условия, установленные таможенным законодательством Таможенного союза, при которых отгруженное топливо можно было бы отнести к припасам для целей осуществления международных перевозок, в рассматриваемом случае отсутствуют, поскольку судно "PETROHUE" согласно представленной документации выполняло рейс между иностранными портами и какой-либо товар (пассажиры, багаж) для выгрузки на территории Российской Федерации отсутствовал. Также материалами дела не подтверждается факт захода судна в Российский порт для целей загрузки товара (пассажиров, багажа).
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации с выводами судов не согласилась. Отменяя судебные акты, коллегия на основании пункта 23 статьи 4, части 2 статьи 363, части 2 статьи 364 ТК ТС, Стандартов 15, 16 главы 4 "Припасы" специального приложения J к Киотской конвенции пришла к выводу о том, что определяющим условием освобождения припасов от таможенных пошлин и налогов является подтверждение того, что они необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания судна в количествах, признанных обоснованными для эксплуатации и технического обслуживания в пути следования, то есть не превышающих необходимого для выполнения рейсового задания минимума.
Суды обеих инстанций обоснованно указали на то, что законодательство не связывает право на декларирование товаров в режиме припасов с международным характером перевозки, начавшейся или закончившейся в Российской Федерации, либо фактами погрузки, выгрузки грузов на территории Таможенного союза. Определяющим условием освобождения припасов от таможенных пошлин и налогов является подтверждение того, что они необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания судна в количествах, признанных обоснованными для эксплуатации и технического обслуживания в пути следования, то есть не превышающих необходимого для выполнения рейсового задания минимума.
Такое регулирование обусловлено в том числе публичными интересами, состоящими в стимулировании захода иностранных судов в российские порты в целях бункеровки топливом. В данном случае баланс публичных интересов обеспечивается таможенным контролем за объемом приобретенного топлива.
2.3. Запасные части, находящиеся на транспортом средстве международной перевозки, предназначенные для его ремонта, технического обслуживания или эксплуатации в пути следования, относятся к транспортным средствам международной перевозки
Подпунктом 40 п. 1 ст. 4 ТК ТС к транспортными средствам международной перевозки отнесены транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа с находящимися на них, в том числе запасными частями, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.
Таким образом, запасные части находящиеся на транспортом средстве международной перевозки, предназначенные для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации данного судна в пути следования, относятся к транспортным средствам международной перевозки и декларируются в соответствии с п. 1 ст. 350 ТК ТС путем подачи перевозчиком таможенному органу таможенной декларации на транспортное средство.
2.4. Для разграничения статуса лица является определяющим факт постоянного или преимущественного проживания на территории государства - члена ТС либо иностранного государства, подтвержденного документально
При установлении правового статуса физических лиц для целей таможенного регулирования судам следует учитывать содержание подпунктов 9 и 14 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, предусматривающих, что постоянное место жительства физического лица в государстве - участнике таможенного союза является обстоятельством, разграничивающим принадлежность физического лица к лицам государства - члена таможенного союза либо его отнесение к категории иностранных лиц. Для указанных целей гражданство физического лица не имеет определяющего значения.
Согласно подпунктам 9, 14 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза лицо государства - члена Таможенного союза - это физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члене Таможенного союза, а иностранное лицо - это лицо, не являющееся лицом государства - членом таможенного союза.
Таким образом, определяющим обстоятельством для разграничения статуса лица является не наличие гражданства одного из государств - членов Таможенного союза с фиксацией в паспорте регистрации по месту жительства, а факт постоянного или преимущественного проживания на территории государства - члена Таможенного союза либо иностранного государства, достоверно подтвержденного соответствующими документами.
2.5. Под "другими лицами" в п. 3 ст. 358 ТК ТС понимаются лица, которые не декларировали транспортные средства и не осуществляли их временный ввоз на территорию Таможенного союза
По мнению судебной коллегии, исходя из буквального смысла положений ст.ст. 4, 279, 351, 358 ТК ТС, ст. 11 Соглашения от 18 июня 2010 года, из смысла, придаваемого им правоприменительной практикой, из их места в системе правового регулирования таможенных отношений, следует, что под "другими лицами" в п. 3 ст. 358 ТК ТС понимаются лица, которые не декларировали транспортные средства и не осуществляли их временный ввоз на территорию Таможенного союза.
Поскольку именно К.Н.В. задекларирован автомобиль и осуществлен его ввоз на территорию Таможенного союза, то он не вправе был передавать без разрешения таможенного органа право пользования им другому лицу.
Доводы ответчика и его представителя об обратном основаны на неверном толковании материального закона.
2.6. Таможенный представитель самостоятельно определяет полноту и достоверность сведений о товаре, подлежащем таможенному оформлению, влияя тем самым на достоверность размера таможенных платежей, подлежащих перечислению в бюджет
В соответствии с подпунктом 34 пункта 1 статьи 4 и пунктом 1 статьи 12 Кодекса таможенный представитель - это юридическое лицо, которое признается таможенным представителем после включения в реестр таможенных представителей, и совершающее в рамках таможенного законодательства таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц на договорной основе.
Таможенные операции представляют собой действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза. К таким действиям в том числе относятся декларирование товара и уплата таможенных платежей (статья 4 Кодекса).
Таким образом, лицо, совершающее таможенные операции и заявляющее в ходе их совершения сведения о товаре, подлежащем таможенному оформлению, в том числе его таможенную стоимость, самостоятельно определяет полноту и достоверность таких сведений и тем самым непосредственно влияет на обоснованность и достоверность исчисления размера таможенных платежей, подлежащих перечислению в бюджет.
2.7. Законодательство не ограничивает налогоплательщиков закрытым перечнем документов, подтверждающих перевозку в целях подтверждения экспорта по Протоколу
Согласно пункту 38 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) под транспортными (перевозочными) документами понимаются коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке.
На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что действующее законодательство не ограничивает налогоплательщиков закрытым перечнем документов, подтверждающих перевозку в целях подтверждения экспорта по Протоколу.
2.8. Нарушения таможенных правил оформления ввозимого товара распространяются и на культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ
Определение Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2010 г. N 1713-О-О (пункт 2)
Согласно Закону Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-I "О вывозе и ввозе культурных ценностей" под незаконным вывозом и незаконным ввозом культурных ценностей понимается вывоз и ввоз культурных ценностей, осуществленные с нарушением правил, установленных этим Законом и таможенным законодательством Российской Федерации; незаконные ввоз и вывоз квалифицируются как контрабанда (статья 56); ввозимые культурные ценности подлежат таможенному контролю (статья 23).
Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17) незаконным перемещением товаров через таможенную границу называет перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение (пункт 19 части первой статьи 4).
Соответственно, нарушения таможенных правил оформления ввозимого товара распространяются и на культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации.
2.9. Продукция морского промысла, выловленная российскими судами в исключительной экономической зоне РФ, является товаром ТС и не может быть помещена под таможенную процедуру таможенного транзита или реэкспорта
При рассмотрении споров, связанных с определением для целей таможенного администрирования статуса продукции морского промысла, выловленной российскими судами в исключительной экономической зоне Российской Федерации, судам следует учитывать, что согласно подпункту 37 пункта 1 статьи 4 ТК ТС товарами Таможенного союза признаются в частности товары, которые полностью произведены на территориях государств - членов Таможенного союза и находятся на территории Таможенного союза.
Несмотря на то, что исключительная экономическая зона Российской Федерации не является территорией Российской Федерации, в силу статьи 5 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию в своей исключительной экономической зоне в целях разработки и управления водными биоресурсами.
_Продукция морского промысла, выловленная российскими судами в исключительной экономической зоне Российской Федерации, является товаром Таможенного союза и не может быть помещена под таможенную процедуру таможенного транзита или реэкспорта. В случае вывоза ее с территории Российской Федерации применяется таможенная процедура экспорта с уплатой таможенных пошлин, налогов и соблюдением запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 2013 г. N 5868/13
Продукция морского промысла, выловленная российскими судами в исключительной экономической зоне Российской Федерации, является товаром Таможенного союза и не может быть помещена под таможенную процедуру таможенного транзита или реэкспорта. В случае вывоза ее с территории Российской Федерации применяется процедура экспорта с уплатой таможенных пошлин, налогов и соблюдением запретов и ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Однако общество при отсутствии условий, установленных для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с Таможенным кодексом помещению под таможенные процедуры, не поместило спорную рыбопродукцию под таможенную процедуру экспорта и не представило таможенную декларацию или иной документ, допускающий вывоз заявленных товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
2.10. Невозможна нормальная эксплуатация рыболовного судна, занимающегося напрямую выловом и обработкой морских биоресурсов, без наличия упаковочных материалов, в связи с чем они относятся к припасам
Определение Верховного Суда РФ от 20 февраля 2015 г. N 303-КГ14-9004
Как установлено судами, обществом в качестве судовых припасов задекларированы мешки из полос полипропилена, предназначенные для упаковки рыбопродукции при ее обработке на морском рыболовном судне типа "средний рыболовный траулер морозильный (СРТМ).
Оспариваемым решением таможенный орган отказал обществу в выпуске задекларированных товаров в связи с их несоответствием термину "припасы", предусмотренному подпунктом 23 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, и предложил подать декларацию на товары с помещением тароупаковочного материала либо под таможенную процедуру экспорта, либо под таможенную процедуру реэкспорта.
Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции и поддержавший его суд кассационной инстанции исходили из того, что деятельность СРТМ напрямую связана с выловом и обработкой морских биоресурсов, а потому пришли к выводу о том, что невозможна нормальная эксплуатация рыболовного судна без наличия упаковочных материалов, в связи с чем они относятся к припасам.
2.11. Исчисление и уплата таможенных платежей ставится в прямую зависимость от достоверного и полного описания декларируемого товара и позволяет применить определенную Единым таможенным тарифом ставку таможенной пошлины
В силу подпункта 25 пункта 1 статьи 4, пункта 4 статьи 76, пункта 2 статьи 77, пункта 1 статьи 214 ТК ТС исчисление и уплата таможенных платежей ставится в прямую зависимость от достоверного и полного описания декларируемого товара, позволяющего классифицировать его по соответствующему данному в таможенной декларации описанию классификационному коду в соответствии с ТН ВЭД ТС и применить определенную Единым таможенным тарифом ставку таможенной пошлины.
2.12. Использование транспортных средств для целей, перечисленных в ст. 4 ТК ТС, в силу прямого указания закона, разрешено лишь для декларантов
В соответствии со специальными нормами - ст. 358 ТК и ст. 11 Соглашения транспортные средства для личного пользования, ввезенные на описанных выше условиях, могут использоваться на таможенной территории таможенного союза только физическими лицами, осуществившими их ввоз.
Использование таких транспортных средств для целей, перечисленных в ст. 4 Таможенного кодекса таможенного союза, в силу прямого указания закона, разрешено лишь для декларантов. Возможность пользования транспортными средствами для тех же целей членами семьи декларантов, равно как и иными гражданами, таможенным законодательством не допускается без таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей (за исключением специально оговоренных случаев передачи транспортного средства при необходимости его вывоза за пределы таможенной территории с разрешения таможенного органа).
2.13. Таможенное оформление товара не является основанием для перехода права собственности на товар от продавца к покупателю, а является разрешением использовать товар на территории РФ
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 11 июля 2012 г. N 33-9396/2012
Таможенное оформление товара не является основанием для перехода права собственности на товар от продавца к покупателю, а является разрешением использовать товар на территории Российской Федерации.
2.14. Особенности перемещения товаров для личного пользования не предполагают случаи перемещения товара лицами, не обладающими вещными правами на перемещаемый товар и (или) правом определять назначение товара
Решение Ленинградского областного суда от 31 января 2012 г. N 7-24/2012
Анализ нормативных положений показывает, что особенности перемещения товаров для личного пользования, установленные положениями главы 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, не предполагают случаи перемещения товара лицами, не обладающими вещными правами на перемещаемый товар и (или) правом определять назначение товара.
2.15. Отнесение к товарам, предназначенным для личного пользования, осуществляется исходя из совокупности критериев
Отнесение к товарам, предназначенным для личного пользования, осуществляется исходя из совокупности следующих критериев: сведений, указанных в заявлении физического лица о перемещаемых товарах и самом лице, характера товаров, определяемого их потребительскими свойствами и традиционной практикой применения и использования в быту, количества товаров, которое оценивается с учетом их однородности (например, одного наименования, размера, фасона, цвета) и свидетельствует о явном превышении обычной потребности физического лица и членов его семьи, а также частоты пересечения физическим лицом и (или) перемещения им либо в его адрес товаров через таможенную границу (то есть количества однородных товаров и числа их перемещений за период времени) (статья 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском", подпункт 36 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Таможенный кодекс Таможенного союза" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Таможенного кодекса Таможенного союза.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2018 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Таможенный кодекс Таможенного союза" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Н. Давлетовой, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Королевой, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, В. Куличенко, М. Михайлевской, А. Назаровой, Т. Самсоновой, Е. Филипповой, О. Являнской.