Энциклопедия судебной практики
Дарение. Отказ от исполнения договора дарения
(Ст. 577 ГК)
1. Положения п. 1 ст. 577 ГК РФ не подлежат применению после исполнения договора дарения
Апелляционное определение Московского городского суда от 06 мая 2015 г. N 33-13941/15
Поскольку договор дарения исполнен, право собственности ответчика на спорную квартиру зарегистрировано, квартира передана во владение ответчика и она в квартире зарегистрирована, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что приведенные положения пункта 1 статьи 577 Гражданского кодекса РФ не подлежат применению к спорным правоотношениям. Данная норма права предусматривает возможность дарителя отказаться от исполнения договора, содержащего обещание передать в будущем одаряемому вещь или право либо освободить одаряемого от имущественной обязанности.
Как видно из материалов дела, истец просил отменить вышеназванные договоры дарения по основаниям, предусмотренным пунктом 1 ст. 577 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому даритель вправе отказаться от исполнения договора, содержащего обещание передать в будущем одаряемому вещь или право либо освободить одаряемого от имущественной обязанности, если после заключения договора имущественное или семейное положение либо состояние здоровья дарителя изменилось настолько, что исполнение договора в новых условиях приведет к существенному снижению уровня его жизни.
Однако данная норма к спорным отношениям не применима, поскольку по обстоятельствам дела указанные договоры дарения были исполнены сторонами: осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на спорное имущество к одаряемому и оно передано в его владение и пользование, т.е. правовые последствия, соответствующие договорам дарения, наступили.
2. Положения п. 2 ст. 577 ГК РФ не подлежат применению отдельно от положений п. 1 ст. 577 ГК РФ, поскольку они взаимосвязаны
Апелляционное определение Московского городского суда от 14 августа 2015 г. N 33-28888/15
Доводы апелляционной жалобы о том, что дарителем правоустанавливающие документы одаряемому не переданы, что свидетельствует о неисполнении договора и как следствие его отмену, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Данные доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка в решении суда. Кроме того, данный довод свидетельствует о неправильном толковании ст. 577 ГК РФ. Договор дарения, заключенный сторонами, не содержал в себе условия передачи квартиры в будущем, в силу чего положения ст. 577 ГК РФ в данном случае применены быть не могут. Часть вторая данной статьи также не применима, поскольку она взаимосвязана с первой частью указанной статьи и отдельно применена быть не может.
3. Ненадлежащее обращение одаряемого с подаренной вещью или отказ от её содержания является основанием для осуществления дарителем своего права на отказ от исполнения договора дарения и требования в судебном порядке его отмены
При ненадлежащем обращении одаряемого с подаренной вещью или при отказе от её содержания даритель на основании п. 2 ст. 577, п. 2 ст. 578 Гражданского кодекса РФ вправе отказаться от исполнения договора дарения и требовать в судебном порядке отмены договора.
4. Положения п. 1 ст. 577 ГК РФ не подлежат применению, если в договоре дарения отсутствовало обещание дарителя передать в будущем одаряемому вещь или право
Даритель вправе отказаться от исполнения договора, содержащего обещание передать в будущем одаряемому вещь или право либо освободить одаряемого от имущественной обязанности, если после заключения договора имущественное или семейное положение либо состояние здоровья дарителя изменилось настолько, что исполнение договора в новых условиях приведет к существенному снижению уровня его жизни (п. 1 ст. 577 ГК РФ).
Поскольку договоры дарения не содержат обещаний передать в будущем одаряемому вещь или право, а содержат безусловные обязательства по передаче квартир в собственность одаряемой, указанные положения закона, на которые ссылался ответчик во встречном иске, применению к спорным правоотношениям не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы о праве истца отказаться от исполнения договора дарения в соответствии с п. 1 ст. 577 ГК РФ, являются необоснованными, так как оспариваемый договор не содержит обещание передать квартиру одаряемому в будущем.
Поскольку положениями пункта 1 статьи 577 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируется правовая конструкция, предусматривающая право отказа дарителя от исполнения договора дарения, содержащего обещание передать одаряемому вещь в будущем, а оспариваемый договор такого обещания не содержит, исполнен сторонами, поэтому при таких обстоятельствах к спорным правоотношениям не подлежали применению положения пункта 1 статьи 577 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Положениями пункта 1 статьи 577 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируется правовая конструкция, предусматривающая право отказа дарителя от исполнения договора дарения, содержащего обещание передать одаряемому вещь в будущем, а оспариваемый договор такого обещания не содержит, поэтому к спорным правоотношениям не подлежали применению положения пункта 1 статьи 577 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Апелляционное определение Московского городского суда от 08 июня 2015 г. N 33-19658/15
Суд правомерно не нашел правовых оснований для применения к спорным отношениям сторон положений п. 1 ст. 577 ГК РФ, поскольку оспариваемый договор не содержит обещания передать имущество в будущем, и исполнен сторонами, ответчик приняла в дар долю в праве собственности на спорную квартиру, данный договор прошел государственную регистрацию.
5. Положения п. 1 ст. 577 ГК РФ предоставляют дарителю право односторонне расторгнуть договор, обязывающий его осуществить в будущем безвозмездную передачу вещи или прав, если до исполнения договора даритель попадет в сложную экономическую ситуацию либо его состояние здоровья или семейное положение сильно изменятся настолько, что передача обещанной вещи либо освобождение одаряемого от имущественной обязанности приведут к существенному понижению уровня его жизни
Норма закона [ст. 577 ГК РФ] предоставляет возможность дарителю односторонне расторгнуть договор, обязывающий его осуществить в будущем безвозмездную передачу вещи или прав. При этом такой возможностью даритель может воспользоваться при определенных условиях, когда он до исполнения договора попадает в сложную экономическую ситуацию либо его состояние здоровья или семейное положение сильно изменяются. Причем характер этих изменений таков, что передача обещанной вещи либо освобождение одаряемого от имущественной обязанности приведут к существенному понижению уровня жизни дарителя.
Апелляционное определение Московского городского суда от 12 мая 2015 г. N 33-14612/15
Норма закона [п. 1 ст. 577 ГК РФ] предоставляет возможность дарителю односторонне расторгнуть договор, обязывающий его осуществить в будущем безвозмездную передачу вещи или прав. При этом такой возможностью даритель может воспользоваться при определенных условиях, когда он до исполнения договора попадает в сложную экономическую ситуацию либо его состояние здоровья или семейное положение сильно изменяются. Причем характер этих изменений таков, что передача обещанной вещи либо освобождение одаряемого от имущественной обязанности приведут к существенному понижению уровня жизни дарителя.
6. Отказ дарителя от исполнения договора дарения не влечет нарушения прав одаряемого в связи с безвозмездностью данной сделки
Гражданское законодательство не предусматривает возможность понуждения собственника к заключению договора дарения, государственной регистрации недвижимого имущества и перехода права собственности на недвижимое имущество, в том числе в судебном порядке, против воли собственника. Более того, суд первой инстанции верно отметил, что права одаряемого по договору дарения в случае незаключения такой сделки не нарушаются, так как эта сделка является безвозмездной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.