Энциклопедия судебной практики
Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик
(Ст. 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации")
1. Общие вопросы определения кадастровой стоимости
1.1. Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
1.2. Несмотря на то, что для целей определения кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки земель, датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2015 г. N 32-АПГ15-6
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьёй [24.19 Закона об оценочной деятельности], является дата внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьёй.
По смыслу данной нормы рыночная стоимость земельного участка должна быть установлена на дату внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения кадастровой стоимости применяются средние показатели, утверждённые при проведении государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждённых приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 июля 2015 г. N 7-АПГ15-6
Согласно статье 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ рыночная стоимость объекта недвижимости устанавливается на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Вместе с тем в соответствии с положениями статьи 24.19 поименованного Федерального закона при включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, определяет кадастровую стоимость таких объектов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В этом случае датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
По смыслу данной нормы, рыночная стоимость земельного участка должна быть установлена на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения кадастровой стоимости применяются средние показатели, утвержденные при проведении государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 июля 2015 г. N 41-АПГ15-32
Согласно статье 24.19 указанного Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом исходя из анализа положений названной статьи следует, что датой установления стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения их кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки земель.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 мая 2015 г. N 58-АПГ15-11
Из анализа положений упомянутых норм законодательства об оценочной деятельности [статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222] следует, что датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, повлёкших за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьёй 24.19 Закона об оценочной деятельности, несмотря на то, что для целей определения их кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки земель.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 мая 2015 г. N 85-АПГ15-2
В силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Исходя из указанных положений порядок определения кадастровой стоимости (с использованием соответствующего удельного показателя кадастровой стоимости) не означает, что датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости при проведении государственной кадастровой оценки.
1.3. Дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов
По смыслу абзаца первого статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности, дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов.
По смыслу части 1 статьи 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов.
Решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 01 октября 2015 г. по делу N 3а-146/2015
В соответствии с абзацами 4, 5, 6 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
По смыслу абзаца первого статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности, дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов.
Решение Московского городского суда от 25 марта 2015 г. N 3-189/15
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости, либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
По смыслу абзаца первого статьи 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов.
1.4. Рыночная стоимость объекта недвижимости, не вошедшего в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, не может быть установлена на дату формирования перечня
Исходя из материалов дела, земельный участок поставлен на кадастровый учёт 19 февраля 2013 года.
Таким образом, в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 1 января 2013 года, этот земельный участок включён быть не мог.
В этой связи величина рыночной стоимости данного земельного участка должна быть определена в соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.
Как следует из материалов дела, принадлежащие АО сорок восемь земельных участков в перечень земель населённых пунктов в Республике, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 1 января 2010 года, включены не были.
При таких обстоятельствах величина рыночной стоимости данных земельных участков должна быть определена в соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.
Представленный заявителем отчёт об оценке от 24 сентября 2014 года N , а также заключения эксперта от 4 февраля 2015 года и 10 апреля 2015 года содержат сведения о величине рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2010 года.
Однако определение величины рыночной стоимости этих земельных участков по состоянию на 1 января 2010 года, на чём ошибочно настаивал заявитель, их действительную рыночную стоимость не отражает и является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявления АО.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2015 г. N 33-АПГ15-22
Постановлением правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года N 356 результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Ленинградской области утверждены по состоянию на 1 января 2007 года.
Из материалов дела следует, что земельные участки поставлены на государственный кадастровый учёт 22 августа 2014 года.
Актом от той же даты кадастровая стоимость данных земельных участков определена в соответствии с приведённым Постановлением правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года N 356.
Таким образом, в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 1 января 2007 года, указанные земельные участки включены быть не могли, поэтому их рыночная стоимость должна быть определена по состоянию на 22 августа 2014 года.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2015 г. N 39-АПГ15-3
По состоянию на 20 мая 2014 года кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определена в размере _ рублей.
Оценщиком подготовлен отчёт от 21 января 2015 года, согласно которому рыночная стоимость земельного участка составила _ рублей. На отчет получено положительное экспертное заключение экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 6 февраля 2015 года N 202/2015.
Суд первой инстанции, обосновывая невозможность применения рыночной стоимости, указанной в отчете ООО, правомерно указал, что сведения в отношении земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 20 мая 2014 года, как в отношении вновь образованного земельного участка, в связи с чем неправильно определена рыночная стоимость в данном отчете на 1 января 2011 года.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 августа 2015 г. N 82-АПГ15-19
В силу положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным округом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в названных случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьей.
Земельный участок не вошел в перечень проводимой массовой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов области.
Поскольку в данном случае земельный участок образован и поставлен на кадастровый учет 5 сентября 2011 года, то на эту дату определяется его кадастровая стоимость.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 августа 2015 г. N 45-АПГ15-11
Как следует из материалов дела, земельный участок поставлен на кадастровый учёт 2 ноября 2010 года.
Актом от 25 августа 2011 года кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в размере _ рублей на основании результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов, расположенных на территории Свердловской области, утверждённых постановлением правительства Свердловской области от 7 июня 2011 года N 695-Пп.
Таким образом, в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 1 января 2010 года, данный земельный участок включён быть не мог, поскольку сведения о нём внесены в государственный кадастр недвижимости только 2 ноября 2010 года.
В этой связи рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N должна была быть определена по состоянию на 2 ноября 2010 года.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 июля 2015 г. N 48-АПГ15-25
Как усматривается из материалов дела, спорный земельный участок не мог быть включен в перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов Челябинской области, для которых Постановлением Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 года N 284-П определена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2010 года, поскольку сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 3 августа 2013 года.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена органом кадастрового учета в соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона на дату внесения кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости - на 3 августа 2013 года.
Следовательно, и рыночная стоимость земельного участка должна быть определена на дату внесения кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, то есть на 3 августа 2013 года.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 апреля 2015 г. N 35-АПГ15-20
Из материалов дела следует, что кадастровые номера N 1 и N 2 внесены в государственный кадастр недвижимости 3 июля 2011 г. Кадастровая стоимость нежилых помещений с указанными кадастровыми номерами установлена актами определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 14 февраля 2014 г. исходя из среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости нежилых зданий для соответствующего кадастрового квартала, утверждённого приказом N 4-нп, в размере _ руб. и _ руб. соответственно.
Административное здание поставлено на кадастровый учёт 3 июля 2011 г. С учётом изменения учётных характеристик (исправлена техническая ошибка в части площади) его кадастровая стоимость определена актом определения кадастровой стоимости от 12 марта 2014 г. в размере _ руб.
Вместе с тем отчёты об определении рыночной стоимости указанных объектов недвижимости выполнены по состоянию на 2 июня 2011 г., то есть на дату, по состоянию на которую сведения об объектах оценки отсутствовали в государственном кадастре недвижимости.
При таких обстоятельствах в нарушение статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности дата определения рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами N 1 и N 2, административного здания с кадастровым номером N не соответствует дате внесения в государственный кадастр недвижимости сведений, повлекших необходимость определения кадастровой стоимости.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 апреля 2015 г. N 67-АПГ15-2
В постановлении Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 г. N 535-п, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Новосибирской области и на которое ссылается заявитель, отражено, что соответствующий перечень был сформирован по состоянию на 1 января 2010 г.
Согласно кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером N поставлен на учёт в государственный кадастр недвижимости после формирования данных списков - 14 июля 2010 г.
Из этого следует, что кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, подлежит установлению на дату внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости.
Принимая во внимание, что кадастровая стоимость находящегося в пользовании ООО земельного участка определена на основании ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", то датой определения кадастровой стоимости указанного земельного участка является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, то есть 22.12.2011.
Учитывая предмет заявленного требования - установление кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2011, а также то, что представленный в обоснование иска отчет об оценке является доказательством определения кадастровой стоимости также по состоянию на 01.01.2011, т.е. на дату отличную от даты внесения сведений об объекте недвижимости в государственный реестр недвижимости, суд апелляционной инстанции верно указал, что спорный земельный участок на указанную дату не был самостоятельным объектом недвижимости. Он не вошел в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01.01.2011 (постановление Правительства Белгородской области от 12.11.2012 N 448-пп).
1.5. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке
По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2015 г. N 74-АПГ15-19
Содержащийся в апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике довод о том, что учреждение необоснованно привлечено к участию в деле, является несостоятельным и не может повлечь отмену обжалуемого решения в силу того, что предметом рассмотрения по настоящему делу являлись требования заявителя об оспаривании кадастровой стоимости, определённой именно названным органом.
Позиция суда согласуется с разъяснениями, содержащимися в абзаце третьем пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно которым по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 марта 2015 г. N 47-АПГ15-10
В отзыве ФГБУ "ФКП Росреестра" по области указывает на то, что привлечение филиала в качестве ответчика необоснованно, и полагает, что заявителем не доказана достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки.
ФГБУ "ФКП Росреестра" и его территориальные органы вправе определять кадастровую стоимость в отношении указанных объектов недвижимости (статья 24.19 Закона об оценочной деятельности).
В данном случае земельный участок не вошёл в перечень объектов государственной кадастровой оценки, проводимой по состоянию на 1 января 2012 г., поскольку сведения об указанном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 12 марта 2012 г.
Расчёт кадастровой стоимости данного земельного участка осуществлен в соответствии с п. 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222, с применением удельного показателя для 9 группы видов разрешённого использования для кадастрового квартала _, в соответствии с приложением N 3 к постановлению от 24 декабря 2012 г. N 1122-п, то есть в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно привлёк к участию в деле ФГБУ "ФКП Росреестра" по области.
1.6. В случае изменения площади объекта недвижимого имущества его кадастровая стоимость определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2015 г. N 51-АПГ15-19
14 августа 2014 года в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по краю поступило заявление об осуществлении государственного кадастрового учёта изменений объекта недвижимости в связи с изменением площади и (или) изменением описания местоположения границ земельного участка, изменением иных сведений о кадастровой стоимости земельного участка и кадастровом инженере.
27 августа 2014 года филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по краю принято решение, которым осуществлён государственный кадастровый учёт названных изменений.
27 августа 2014 года утверждён акт определения кадастровой стоимости земельного участка в размере _ рублей согласно постановлению администрации Алтайского края от 28 декабря 2009 года N 546.
При таких обстоятельствах суд пришёл к правильному выводу о том, что рыночная стоимость принадлежащего ООО земельного участка должна быть определена по состоянию на 27 августа 2014 года.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 июля 2015 г. N 48-АПГ15-20
Результаты массовой государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области по состоянию на 1 января 2010 года утверждены Постановлением Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 года N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области".
9 марта 2014 года в сведения государственного кадастрового учета на основании заявления правообладателя от 4 марта 2014 года были внесены изменения в сведения о площади земельного участка, согласно которым площадь земельного участка составила _ кв.м.
Исходя из приведенных выше правовых норм, в данном случае датой определения кадастровой стоимости является дата внесения сведений об изменении характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости, то есть 9 марта 2014 года.
Таким образом, поскольку из представленного в суд отчёта от 31 октября 2014 года об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка видно, что его рыночная стоимость определена на дату по состоянию на 1 января 2010 года, то его рыночная стоимость, определенная в указанном отчете, не может быть признана достоверной для определения кадастровой стоимости.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 апреля 2015 г. N 35-АПГ15-19
Объекты недвижимости вошли в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории области, кадастровая стоимость которых определена по состоянию на 2 июня 2011 г.
Судом установлено, что кадастровая стоимость магазина определена по состоянию на 2 апреля 2014 г. в связи с внесением измененных сведений о площади объекта в государственный кадастр недвижимости, в связи с чем органом кадастрового учёта кадастровая стоимость объекта недвижимости была изменена и определена в соответствии с указанным выше Порядком.
Учитывая, что сведения об изменении площади указанного объекта недвижимости были включены в государственный кадастр недвижимости после 2 июня 2011 г., то, соответственно, в силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности эта дата не может являться датой, на которую установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости и представленный заявителем отчёт об оценке его рыночной стоимости по состоянию на 2 июня 2011 г. не является доказательством, подтверждающим соответствие кадастровой стоимости объекта его рыночной стоимости.
Решение Московского городского суда от 27 мая 2015 г. N 3-181/15
Датой определения кадастровой стоимости указанного земельного участка является дата, с которой закон связывает необходимость внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о качественных и (или количественных) изменениях, повлекших за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с названной статьей - 04 апреля 2013 года и именно на эту дату, по убеждению суда, должна быть определена и рыночная стоимость спорного земельного участка, несмотря на то, что для целей определения их кадастровой стоимости были применены удельные показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2013 года. Суд полагает, что по состоянию на 01 января 2013 года спорный земельный участок не обладал той количественной характеристикой, влекущей за собой изменение его кадастровой стоимости, как площадь _ кв.м., которая была ему приписана оценщиком, поэтому определенная на эту дату (01 января 2013 года) рыночная стоимость объекта оценки не может быть признана достоверной для определения кадастровой стоимости.
1.7. В случае изменения вида разрешенного использования земельного участка его кадастровая стоимость определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2015 г. N 46-АПГ15-38
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 2 февраля 2015 г. датой внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости, в связи с изменением вида его разрешенного использования, является 17 сентября 2014 г. Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена органом кадастрового учета также по состоянию на 17 сентября 2014 г.
Исходя из изложенного, а также учитывая положения статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, согласно которым в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, суд первой инстанции обоснованно установил кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 17 сентября 2014 г.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 августа 2015 г. N 89-АПГ15-14
14 января 2014 года решением филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по области на основании постановления администрации городского округа от 23 декабря 2013 года изменена категория указанного земельного участка с земель сельскохозяйственного назначения на земли населённых пунктов.
Актом от 9 сентября 2014 года кадастровая стоимость земельного участка определена в размере _ рублей согласно результатам определения кадастровой стоимости земель населённых пунктов Тюменской области, утверждённым постановлением правительства Тюменской области от 2 декабря 2013 года N 530-п.
При таких обстоятельствах рыночная стоимость земельного участка должна была быть определена по состоянию на 14 января 2014 года.
Определение такой стоимости по состоянию на 1 января 2011 года [дату формирования перечня] не отражает действительную рыночную стоимость земельного участка и является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявления ООО [об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости].
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июля 2015 г. N 67-АПГ15-32
Как видно из материалов дела, на основании постановления администрации рабочего поселка от 15 июля 2011 г. N 771 изменено разрешённое использование земельного участка с "для размещения и обслуживания магазина "Славянка" на "для здания многофункционального использования с квартирами на верхних этажах и размещением на первых этажах объектов делового, культурного, обслуживающего назначения", о чем соответствующие изменения внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 18 августа 2011 г.
Следовательно, рыночная стоимость земельного участка должна быть определена на дату внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 апреля 2015 г. N 46-АПГ15-4
Как усматривается из материалов дела, постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 г. N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2013 г. определена в размере _ руб., исходя из вида разрешенного использования земельного участка "для завершения строительства и дальнейшей эксплуатации высотной гостиницы".
Вместе с тем 25 июля 2013 г. в государственный кадастр недвижимости внесены изменения, согласно которым указанный вид разрешенного использования земельного участка был изменен на "многоквартирные многоэтажные жилые дома с обеспечением машиноместами от 2/3 количества квартир в доме с встроенно-пристроенными помещениями делового, культурного и обслуживающего назначения (только из тех видов разрешенного использования, которые предусмотрены настоящей статьей)" (первая группа видов разрешенного использования).
Между тем, рыночная стоимость земельного участка определена в отчете по состоянию на 1 января 2013 г., то есть на дату, отличную от даты внесения сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, которые послужили причиной для определения его кадастровой стоимости.
Следовательно, отчет не подтверждает итоговую рыночную стоимость земельного участка на дату, по состоянию на которую в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности установлена его кадастровая стоимость.
1.8. Если изменение качественных и (или) количественных характеристик не повлекло изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости, то дата определения кадастровой стоимости этого объекта не изменяется
Если изменение качественных и (или) количественных характеристик не повлекло изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости, то дата определения кадастровой стоимости этого объекта не изменяется.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 сентября 2015 г. N 81-АПГ15-15
Из материалов дела следует, что земельный участок был поставлен на кадастровый учёт 17 апреля 2012 года с видом разрешённого использования для размещения объекта общественно-делового значения (гараж для служебного автотранспорта и склад хранения антенного оборудования РТА).
Постановлением администрации Междуреченского городского округа Кемеровской области от 9 июня 2012 года N 1169п в редакции постановления от 12 сентября 2012 года N 1874 вид разрешённого использования указанного земельного участка уточнён - для размещения объекта общественно-делового значения (гаражи для служебного автотранспорта и склад хранения антенного оборудования РТА).
Такое уточнение вида разрешённого использования земельного участка на его качественные характеристики не повлияло и не послужило поводом к установлению кадастровой стоимости данного участка в ином размере.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что рыночная стоимость этого земельного участка должна быть определена по состоянию на 17 апреля 2012 года.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2015 г. N 18-АПГ15-27
Правило статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, согласно которому датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, применяется только в поименованных в названной статье случаях, в том числе при изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, влекущем за собой изменение его кадастровой стоимости.
Между тем ни качественные, ни количественные характеристики земельного участка ФИО не изменялись.
Судебная коллегия отмечает, что установление для земельного участка иной категории земель - "земель населенных пунктов" в соответствии с Генеральным планом Афипского городского поселения, утвержденным решением Совета Афипского городского поселения Северского района от 9 декабря 2010 г. N 95, также не является основанием для применения положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Из материалов дела следует, что в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменения категории земель собственник не обращался. Сведения об изменении категории земель в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, что, в частности, подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 15 сентября 2014 г.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об определении кадастровой стоимости земельного участка на основании статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности не соответствует обстоятельствам дела.
1.9. Если перевод земельного участка из одной категории в другую произошел после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения её результатов, кадастровая стоимость данного участка определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 сентября 2015 г. N 81-АПГ15-38
Судебная коллегия полагает, что подлежат применению во взаимосвязи пункты 2.4 и 2.6 Методических указаний, согласно которым в случае, когда образование нового земельного участка произошло после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов. При этом кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
1.10. При разделе земельного участка, кадастровая стоимость которого установлена в размере рыночной, кадастровая стоимость образованных участков рассчитывается из утвержденных удельных показателей кадастровой стоимости, а не рыночной стоимости исходного участка
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23 сентября 2015 г. N 310-КГ15-5224
Поскольку в рамках дела _ рыночная стоимость была определена для конкретного объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером _ площадью _ кв. метров, суды пришли к выводу о том, что при разделе указанного земельного участка кадастровая стоимость образованных (новых) земельных участков должна определяться по общим правилам, установленным Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222.
Учитывая, что на момент постановки на кадастровый учет образованных земельных участков в государственном кадастре недвижимости отсутствовали сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земли преобразуемого земельного участка (исключены на основании судебных актов по делу _), суды сделали вывод о правомерности использования Кадастровой палатой значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 25.11.2011 N 1652.
В силу указанного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно при разрешении спора руководствовались пунктами 2.1.1, 2.1.17 Методических указаний N 222 при определении кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков, принадлежащих обществу, не применив при этом установленную по делу _ рыночную стоимость другого объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером _ площадью _ кв. метров.
При определении кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка кадастровым органом применяется удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка, который был рассчитан в соответствии с теми данными, которые использовались при проведении государственной кадастровой оценки земель до существования нового участка.
Удельный показатель кадастровой стоимости нетождественен удельному показателю рыночной стоимости 1 м, определенному произвольным способом, ввиду чего кадастровая стоимость вновь образуемого земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, не может определяться посредством умножения его площади на рыночную стоимость 1 м стоимости преобразуемого (исходного) земельного участка.
2. Отдельные вопросы определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества
2.1. Поскольку изменение кадастрового номера объекта недвижимости не является фактором, влияющим на его стоимость, определение рыночной стоимости участка на дату такого изменения неправомерно
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 августа 2015 г. N 84-АПГ15-5
Как следует из материалов дела, земельный участок с разрешенным видом использования для размещения зданий, строений, сооружений материально-технического снабжения, сбыта и заготовок, под строительство склада хозяйственных и промышленных товаров, площадью _ кв.м, является ранее образованным земельным участком с кадастровым номером N , расположенным по тому же адресу, с тем же разрешенным видом использования и той же площадью, поставленным на государственный кадастровый учет 12 апреля 2011 года, и вошедшим в перечень объектов недвижимости, подлежавших государственной кадастровой оценке по состоянию на 1 января 2012 года.
В этой связи рыночная стоимость земельного участка была определена по состоянию на 1 января 2012 года. Таким образом, по материалам дела установлено, что до постановки сформированного в 2011 году земельного участка на кадастровый учёт 7 февраля 2014 года ни его качественные, ни количественные характеристики, которые влекли бы за собой изменение кадастровой стоимости, не изменились. Изменение кадастрового номера земельного участка не является фактором, влияющим на его стоимость. Следовательно, считать, что рыночная стоимость, определённая заявителем по состоянию на 1 января 2012 года, является недостоверной, у суда не имелось оснований.
Решение Московского городского суда от 2 марта 2016 г. N 3а-292/16
Судом установлено, что изначально спорное нежилое здание поставлено на кадастровый учет 24 мая 2012 г. под кадастровым номером _ и вошло в Перечень объектов для проведения массовой государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2013 г., результаты которой утверждены постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N 752-ПП, с кадастровой стоимостью 4537011713 руб. 17 коп. Последующее исправление технической ошибки и присвоение спорному нежилому зданию кадастрового номера _ и установление его кадастровой стоимости в размере 4537011713 руб. 17 коп. не повлекло за собой изменения качественных и (или) количественных характеристик данного объекта недвижимости, спорное нежилое здание осталось прежним по своим техническим характеристикам.
При таких обстоятельствах и с учетом приведенных выше норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ суд приходит к выводу, что последующее присвоение нежилому зданию кадастрового номера _, ввиду исправления технической ошибки в государственном кадастре недвижимости, не повлекло за собой изменение даты постановки нежилого здания на кадастровый учет с "24 мая 2012 г." на "1 января 2014 г.", так как качественные и (или) количественные характеристики данного объекта недвижимости не изменились. Вследствие этого административный истец вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости спорного нежилого здания под кадастровым номером _ по состоянию на 1 января 2013 г. При этом довод представителей административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что спорное нежилое здание под кадастровым номером _ поставлено на кадастровый учет только 1 января 2014 г. и, следовательно, датой определения его кадастровой стоимости является 1 января 2014 г., суд считает необоснованным.
2.2. Датой определения кадастровой стоимости помещения является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, а не дата постановки на кадастровый учет здания, в котором расположено спорное помещение
Решение Московского городского суда от 24 марта 2015 г. N 3-20/15
Датой определения кадастровой стоимости спорного нежилого помещения является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об этом объекте - в данном случае 26 декабря 2013 года и именно на эту дату, по убеждению суда, должна быть определена и рыночная стоимость спорного нежилого помещения, несмотря на то, что для целей определения его кадастровой стоимости были применены удельные показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 01 января 2013 года. Тот факт, что объект являлся ранее учтенным также не свидетельствует о том, что сведения о нем в Государственный кадастр недвижимости были внесены ранее 26 декабря 2013 года и, в частности, по состоянию на 01 января 2013 года.
Также не имеет значения и дата постановки на кадастровый учет здания, в котором расположено спорное нежилое помещение, поскольку предметом заявления является пересмотр результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, а не здания (27 мая 2012 года). Вышеприведенными положениями Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ четко установлено, что датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о таком объекте в государственный кадастр недвижимости.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В блоке "Энциклопедия судебной практики. Закон об оценочной деятельности. Кадастровая оценка" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения положений главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на июнь 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке блока "Энциклопедия судебной практики. Закон об оценочной деятельности. Кадастровая оценка" использованы авторские материалы, предоставленные И. Мазуриной и М. Михайлевской.