Энциклопедия судебной практики
Коммерческое обозначение
(Ст. 1538 ГК)
1. Содержание и объект коммерческого обозначения
1.1. Законодательством не установлено, в какой форме и из каких обязательных частей должно состоять коммерческое обозначение
Законодательством не установлено, в какой форме и из каких обязательных частей должно состоять коммерческое обозначение.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 марта 2009 г. N А62-1171/2008
Согласно ст. 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
Законодательством не установлено, в какой форме и из каких обязательных частей должно состоять коммерческое обозначение.
1.2. Коммерческим обозначением может быть признана любая лексическая единица или их сочетание, определенно позволяющие индивидуализировать предприятие
Поскольку законодательством не установлено, в какой форме и из каких обязательных частей должно состоять коммерческое обозначение, суд исходил из того, что коммерческим обозначением может быть признана любая лексическая единица или их сочетание, определенно позволяющие индивидуализировать предприятие.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 марта 2009 г. N А62-1171/2008
Согласно ст. 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
Исходя из того, что законодательством не установлено, в какой форме и из каких обязательных частей должно состоять коммерческое обозначение, суды первой и апелляционной инстанций справедливо указали, что коммерческим обозначением может быть признана любая лексическая единица или их сочетание, определенно позволяющие индивидуализировать предприятие.
1.3. Коммерческое обозначение не может существовать без созданного предприятия как имущественного комплекса
Исключительное право на коммерческое обозначение зависит от наличия предприятия.
С учетом норм п. 1 ст. 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со ст. 132 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческое обозначение не может существовать без созданного предприятия как имущественного комплекса.
1.4. Положения гражданского законодательства о праве на коммерческое обозначение не могут применяться по аналогии к некоммерческим организациям, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 июля 2012 г. N ВАС-8091/12
Суды пришли к выводу, что АНО "третейский суд" является некоммерческой организацией, которая не осуществляет предпринимательскую деятельность, а является постоянно действующим третейским судом, и к ней не могут применяться по аналогии положения гражданского законодательства о праве на коммерческое обозначение.
Суды пришли к выводу, что АНО "третейский суд" является некоммерческой организацией, которая не осуществляет предпринимательскую деятельность, а является постоянно действующим третейским судом, и к ней не могут применяться по аналогии положения гражданского законодательства о праве на коммерческое обозначение.
2. Соотношение коммерческого обозначения и рекламы
2.1. Размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого юридическим лицом для идентификации места и профиля своей деятельности, а также вида реализуемых товаров, оказываемых услуг, может быть признано обычаем делового оборота
Судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
В пунктах 1 и 2 постановления от 08.10.2012 N 58 содержатся следующие разъяснения. При применении пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 9, 10 Закона о защите прав потребителей. То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой. Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Разрешая спор, суд обоснованно пришел к выводу, что доводы истца о необходимости согласования размещения вывески "Юридические услуги. 2-й этаж. Наследственные, жилищные, трудовые, семейные споры, защита в уголовном процессе (ст. 115, 116 УК РФ, оценка ущерба. Тел. " ... "" с собственниками здания не основано на законе, поскольку размещение в месте осуществления деятельности адвоката обозначения, применяемого им по осуществлению юридических услуг, для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности и вида реализуемых услуг является обычаем делового оборота и не относится к категории рекламных конструкций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
Размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого юридическим лицом для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности организации и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг может быть признано обычаем делового оборота.
Размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого юридическим лицом для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности организации и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг, является обычаем делового оборота.
2.2. Коммерческое обозначение, применяемое юридическим лицом для идентификации места и профиля деятельности организации, а также вида реализуемых товаров, оказываемых услуг, не относится к категории рекламных конструкций
При применении данной нормы судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Вывеска с содержащимися на ней сведениями суд не отнес к рекламе, признал обязательной информаций юридического лица, соответствующей требованиям статьи 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации. Выводы суда стороной истца не опровергнуты, в апелляционной жалобе изложено свое понимание коммерческого обозначения юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.
В отличие от рекламы, под которой по смыслу Закона N 38-ФЗ "О рекламе" понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям, указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама.
Размещение в месте осуществления деятельности адвоката обозначения, применяемого им по осуществлению юридических услуг, для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности и вида реализуемых услуг является обычаем делового оборота, и не относится к категории рекламных конструкций.
Размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого юридическим лицом для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности организации и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг, не относится к категории рекламных конструкций. Нормы действующего законодательства не содержат требования о необходимости согласования с собственниками здания размещение вывески, не носящей рекламного характера.
2.3. Коммерческое обозначение является средством индивидуализации юридического лица, а значит, может быть объектом рекламирования
В соответствии со ст. 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (ст. 132 названного Кодекса) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
Следовательно, коммерческое обозначение является средством индивидуализации юридического лица, а значит, может быть объектом рекламирования.
2.4. Наличие коммерческого обозначения юридического лица в конструкции характеризует содержание данной конструкции как объект рекламирования, а само ее размещение - как рекламу, если она привлекает внимание к объекту торговли
Фактически надпись на крыше здания адресована неопределенному кругу лиц; эскиз конструкции, ее размер и место расположения свидетельствуют о том, что целевым назначением размещения этой конструкции было не информирование потребителей о месте нахождения Общества, а привлечение внимания к объекту торговли.
Наличие в конструкции коммерческого обозначения Общества, индивидуализирующего его в сфере осуществляемой им деятельности (пункт 1 статьи 1538 ГК РФ), характеризует содержание данной конструкции как объект рекламирования, а само ее размещение - как рекламу (пункты 1 и 2 статьи 3 Закона о рекламе).
При таком положении следует признать, что основания, исключающие в силу пунктов 2 и 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе применение к отношениям сторон положений указанного Закона, отсутствуют. Суды первой и апелляционной инстанций неправомерно расценили спорную конструкцию не в качестве рекламной.
2.5. Для размещения коммерческого обозначения на здании не требуется согласование с собственниками
Разрешая спор, суд обоснованно пришел к выводу, что доводы истца о необходимости согласования размещения вывески "Юридические услуги. 2-й этаж. Наследственные, жилищные, трудовые, семейные споры, защита в уголовном процессе (ст. 115, 116 УК РФ, оценка ущерба. Тел. " ... "" с собственниками здания не основано на законе, поскольку размещение в месте осуществления деятельности адвоката обозначения, применяемого им по осуществлению юридических услуг, для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности и вида реализуемых услуг является обычаем делового оборота, и не относится к категории рекламных конструкций. Нормы действующего законодательства не содержат требования о необходимости согласования с собственниками здания размещение вывески, не носящей рекламного характера.
Разрешая спор, суд обоснованно пришел к выводу, что доводы истца о необходимости согласования размещения вывески с собственниками здания не основано на законе, поскольку размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого юридическим лицом для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности организации и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг, не относится к категории рекламных конструкций. Нормы действующего законодательства не содержат требования о необходимости согласования с собственниками здания размещение вывески, не носящей рекламного характера.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.