Привлечение к административной ответственности за нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов. Приложение к Энциклопедии судебной практики
1. Нарушение порядка (условий) главным распорядителем
1.1. Если в бюджете получателя субсидии не предусмотрены средства на софинансирование целевой программы, перечисление главным распорядителем субсидии, предоставляемой получателю (муниципальному образованию) на условиях софинансирования, может квалифицироваться по ст. 15.15.3 КоАП РФ
Постановление Нижегородского областного суда от 28 сентября 2017 г. N 4А-1614/2017
Между администрацией муниципального района области и Министерством строительства области заключено соглашение о предоставлении субсидий на реализацию 4 этапа программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории области...", утвержденной постановлением Правительства области от 19 июня 2013 года, согласно условиям которого объем долевого финансирования из бюджета муниципального района составляет ... рубля, субсидия за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ (далее - Фонда) - ... рублей и субсидия за счет средств областного бюджета - ... рублей.
В соответствии с п. 2.9.2 Соглашения Министерство осуществляет контроль за соблюдением его условий. Вместе с тем, Министерством не были предприняты достаточные меры по осуществлению контроля за соблюдением условий предоставления субсидий, установленных Программой переселения. Софинансирование за счет средств местного бюджета в Решении "О бюджете [...] муниципального района " на 2016 год" предусмотрено не было.
Фактический объем предоставленных субсидий в 2016 году составил ... рублей за счет средств Фонда и [...] рубля за счет средств областного бюджета. Субсидии были перечислены Министерством несмотря на отсутствие софинансирования за счет средств местного бюджета, что является нарушением ст. 139 БК РФ и Раздела 5 Программы переселения. [Начальник финансово-экономического управления Минстроя области] обоснованно привлечена к административной ответственности по ст. 15.15.3 КоАП РФ.
1.2. За неоднократное нарушение порядка предоставления субсидий местным бюджетам должностному лицу ГРБС может быть назначен штраф в минимальном предусмотренном санкцией ст. 15.15.3 КоАП РФ размере
Постановление Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2016 г. по делу N 4А-560/2016
Постановлением городского суда должностное лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Постановлением Правительства РС(Я) от 15.12.2014 г. утвержден Порядок предоставления субсидий местным бюджетам из Дорожного фонда РС (Я). В рамках указанного Порядка заключены 34 Соглашения с муниципальными образованиями (МО). В нарушение п. 3.12 Порядка, п. 3 ст. 139 БК РФ Минтрансом выписаны уведомления по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам ранее даты подписания соглашений, то есть в отсутствие подписанных Соглашений. В нарушение п. 1.6 Соглашений, п. 3 ст. 139 БК РФ Минтрансом нарушены сроки перечисления средств субсидии. В нарушение [п. 3.13 Порядка, п. 3.13 Порядка] Минтрансом своевременно не расторгнуты Соглашения c МО "...", МО "...", МО "...", ГО "...". В нарушение [п. 3.22 Порядка] не обеспечено ежеквартальное представление отчетности по установленной форме. В случаях, когда на объекты, включенные в перечень, из средств Дорожного фонда РС(Я) выделяются дополнительные средства или уменьшается стоимость работ по результатам муниципальной закупки, Министерство уведомляет муниципальное образование о дополнительно выделенных средствах или уменьшении ассигнований с последующим заключением дополнительного соглашения. В нарушение [п. 5.1 Соглашения] не подписаны дополнительные соглашения на сумму уменьшения средств субсидии из Дорожного фонда РС(Я), предусмотренных в Соглашениях.
При таких обстоятельствах должностное лицо Минтранса РС(Я) правомерно признано виновным по ст. 15.15.3 КоАП РФ.
1.3. Предоставление субсидии главным распорядителем в случае непредставления муниципальным образованием промежуточного отчета, предусмотренного порядком предоставления субсидии, квалифицируется по ст. 15.15.3 КоАП РФ
Постановление Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2017 г. N 4А-387/2017
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2013 г. N 381 утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий муниципальным образованиям ... (далее - Порядок). Согласно п. 28.1 Порядка МО ежегодно представляют отчеты об исполнении Договоров лизинга. При этом п. 29 Порядка установлено, что при несвоевременном и неполном предоставлении МО промежуточного отчета и документов, подтверждающих целевое расходование средств Министерство приостанавливает субсидирование из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 100%.
В 2013 году Министерством ряду муниципальных образований предоставлены субсидии на приобретение спецтехники по договорам лизинга. Актом проверки установлено, что по состоянию на 01.04.2017 отчеты за 2015 год не предоставили 7 муниципальных образований.
При этом, при наличии факта непредоставления отчетов первым заместителем министра в 2016 году подписаны дополнительные соглашения, и предоставлены субсидии. Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ, и виновность [должностного лица] подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств.
Обратите внимание, что неоднократное предоставление ГРБС субсидий в отсутствие предусмотренных порядком их предоставления промежуточных отчетов в случае, когда по всем выявленным в ходе проверки нарушениям был составлен один акт, не обязательно будет являться основанием для привлечения допустившего их должностного лица к ответственности неоднократно (см. п. 3.1).
2. Нарушение порядка (условий) получателем средств трансфертов
2.1. Недоплата социальной выплаты из средств, предоставленных для этих целей бюджетом субъекта РФ, ввиду ее неправильного расчета, может быть признана нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов
Постановление Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2017 г. N 4А-191/2017
В ходе проведения проверки в Администрации МО РС (Я) установлена недоплата семье - участнице программы "Обеспечение жильем молодых семей" социальных выплат на приобретение жилья эконом класса. Должностное лицо привлечено к административной ответственности по ст. 15.15.3 КоАП РФ.
В соответствии с п. 14 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат, утвержденного Постановлением Правительства РС (Я) от 30.12.2011 N 673 размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия. Свидетельство на предоставление социальной выплаты на сумму ... руб. выдано молодой семье А. - 23.03.2015. Размер выплаты рассчитан из средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в размере ... руб., установленной распоряжением администрации МО РС (Я) от 07.02.2014 "Об установлении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья для расчета субсидий на территории МО на 1 квартал 2014 года". При этом распоряжением администрации МО РС (Я) от 05.12.2014 утверждена средняя стоимость одного квадратного метра общей площади жилья на IV квартал 2014 года в размере ... руб.
Таким образом, на дату выдачи свидетельства молодой семье А. стоимость одного квадратного метра общей площади жилья составляла ... руб., в связи с чем размер социальной выплаты должен было составить ... руб., в результате чего недоплата составила ... руб., что является нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов, предусмотренных ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что стоимость квадратного метра определяется датой заключения соглашения и неизменна в течение всего срока его действия и не привязана к текущему финансовому году, является несостоятельным, поскольку согласно Порядку предоставления молодым семьям социальных выплат установлено, что размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства. В данном случае на момент выдачи свидетельства средняя стоимость одного квадратного метра общей площади жилья составляла ... руб.
Смотрите также решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 05 мая 2017 г.N 7/2-193/2017.
2.2. Неприменение мер бюджетного принуждения не является основанием для освобождения должностного лица от административной ответственности по ст. 15.15.3 КоАП РФ
Решение Хабаровского краевого суда от 15 февраля 2017 г. по делу N 21-107/2017
29 декабря 2014 г. между Минфином края и Администрацией муниципального района, в лице главы муниципального района, заключено Соглашение, предметом которого является осуществление мер по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального района, в соответствии с п. 2.1 Соглашения, являющихся условиями предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета, предусмотренных законом края "О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". По состоянию на 31 декабря 2015 г. ряд условий Соглашения по предоставлению межбюджетных трансфертов не исполнены.
Прекращая производство по делу, должностное лицо административного органа указал, что несоблюдение органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ, не образует состав бюджетного нарушения, предусмотренного ст. 306.8 БК РФ, а приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов соответствующим местным бюджетам за несоблюдение органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ, определенных бюджетным законодательством РФ, не является мерой бюджетного принуждения.
Анализ норм права и документов, имеющихся в материалах дела, позволяют прийти к выводу о том, что исполнение условий Соглашения от 29 декабря 2014 г. является условием предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджету муниципального района. Необеспечение выполнения условий Соглашения является нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Привлечение к административной ответственности по ст. 15.15.3 КоАП РФ не связано с применением мер бюджетного принуждения, в связи с чем довод жалобы должностного лица административного органа в этой части не основан на нормах действующего законодательства. Неприменение мер бюджетного принуждения не является основанием для освобождения от административной ответственности. На основании изложенного выводы должностного лица административного органа об отсутствии в действиях главы администрации муниципального района состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ, сделаны преждевременно, без оценки всех обстоятельств по делу и доказательств, требований действующего законодательства, что является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ.
2.3. Нарушение условий соглашения о соответствии документации о закупках рекомендованной форме и о согласовании ее с ГРБС может быть квалифицировано в качестве правонарушения по ст. 15.15.3 КоАП РФ
Решение Московского областного суда от 02 февраля 2017 г. по делу N 12-186/2017
На основании соглашения о предоставлении и расходовании субсидий за счет средств бюджета области субсидий бюджетам муниципальных образований области на благоустройство парков и создание новых парков в 2015, заключенного Министерством культуры МО с администрацией муниципального образования в лице Главы муниципального образования, предоставлена субсидия на условиях софинансирования. Условиями предоставления субсидии являются осуществление администрацией города закупок в соответствии с рекомендованными формами контрактов, размещенными в ЕАСУЗ, и согласование документации о закупке с Министерством культуры МО.
В ходе проверки соблюдения данного условия установлено, что документация о закупке с Министерством культуры МО не согласовывалась. Проекты указанных муниципальных контрактов не соответствуют Типовой форме, а именно не содержат требование, предусмотренное п. 2.9 Типовой формы, в части согласования Сторонами новых условий, в случае уменьшения ранее доведенных в установленном порядке Заказчику как получателю бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, администрацией города допущено нарушение условий Соглашения о предоставлении субсидии, выразившееся в не согласовании документации о закупке с Министерством культуры МО, а также в несоответствии проектов муниципальных контрактов, согласно которым МАУ заключил муниципальные контракты, типовой форме контракта, утвержденной распоряжением Комитета по конкурентной политике Московской области от 09.07.2014 N 50-01-19/14 и размещенной в ЕАСУЗ. Таким образом, главой муниципального образования не обеспечено соблюдение основных условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ, предусмотренных п. 3 ст. 136 БК РФ, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ.
2.4. Несоблюдение условий целевой программы о софинансировании и о стадии готовности объекта, приобретаемого в ходе ее реализации, при подготовке документации о закупке может являться основанием для привлечения к ответственности по ст. 15.15.3 КоАП РФ
Постановление Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 05 июня 2017 г. N 4А-340/2017
Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 09.10.2013 N 408-п утверждена госпрограмма "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей ХМАО". Объем финансирования названной государственной программы за счет средств бюджета автономного округа и средств бюджетов МО установлен в соотношении: 90% и 10% соответственно. Одним из условий предоставления субсидии из бюджета автономного округа является её использование на приобретение жилых помещений в завершенных строительством домах, введенных в эксплуатацию не ранее 1 года, предшествующего текущему году, или в строящихся многоквартирных домах, в случае если их строительная готовность составляет не менее чем 70 процентов.
Постановлением администрации от 26.09.2014 утверждена муниципальная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Советского района на 2015-2017 годы" (далее - Муниципальная программа), содержащая в себе сведения об общих объемах и источниках финансирования, а также условия приобретения жилья в рамках участия в долевом строительстве аналогичные условиям, приведенным в государственной программе автономного округа. Решением Думы района утвержден бюджет района на 2015 год, согласно которому расходами бюджета района являлись, в частности расходы Департамента муниципального имущества администрации района как главного распорядителя средств бюджета на реализацию мероприятий Муниципальной программы и субсидия на приобретение жилья, проектирование и строительство объектов инженерной инфраструктуры территорий, предназначенных для жилищного строительства, муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Советского района на 2015-2017 годы". Иных бюджетных средств Департаменту муниципальной собственности администрации района для приобретения жилья, Бюджетом района не предусмотрено.
Установлено, что соответствующие лимиты бюджетных обязательств были доведены Департаменту 26 декабря 2014 года. В рамках реализации Муниципальной программы, директором Департамента был заключен контракт на приобретение квартиры в строящемся многоквартирном доме на земельном участке, включенном в государственную программу автономного округа. Сведений о наличии у [должностного лица] на момент заключения названного контракта достоверных данных о строительной готовности дома от уполномоченного органа местного самоуправления, выдавшего разрешение на его строительство, не имеется. Напротив, п. 5.1 муниципального контракта предусматривает выплату Застройщику 90% от стоимости контракта уже после предоставления последним справки, подтверждающей процент готовности объекта не менее чем на 60 процентов от предусмотренной проектной документацией. При подготовке документации о закупке, условие о строительной готовности многоквартирного дома не менее чем на 70 процентов от предусмотренной проектной документацией, предусмотрено не было. Учитывая, что приобретение жилых помещений осуществляется исключительно на условиях совместного финансирования, директор Департамента, заключив названный муниципальный контракт в рамках Муниципальной программы, допустил нарушение условий предоставления субсидии из средств бюджета автономного округа.
3. Процессуальные особенности
3.1. Если по нескольким правонарушениям по ст. 15.15.3 КоАП РФ, выявленным в ходе одной проверки, составлен один акт, но отдельные протоколы по каждому правонарушению, суд может признать это неправомерным и объединить дела в одно производство, назначив наказание за одно правонарушение
Постановление Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2017 г. N 4А-387/2017
[ГРБС в нарушение условия о представлении муниципальным образованием (МО) промежуточного отчета, предусмотренного Порядком предоставления субсидии, утв. Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2013 г. N 381, предоставил семи МО субсидии. По данному факту должностным лицом Счётной палаты Республики Саха (Якутия) составлены 7 протоколов об административном правонарушении, предусмотренных ст. 15.15.3 КоАП РФ].
Суд кассационной инстанции отметил доказанность факта совершения правонарушения, однако не согласился с привлечением к административной ответственности 8 раз. Как следует из материалов дел проверка Счетной палатой проводилась в отношении Министерства в одно и тоже время, по всем нарушениям составлен один акт о выявлении факта совершения административного правонарушения от 28 апреля 2017 года.
Проведение проверки министерства на предмет выполнения требований Порядка предоставления и расходования субсидий и составление нескольких протоколов об административных правонарушениях является неправомерным. Следовательно, семь рассмотренных в отношении должностного лица дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.3 КоАП РФ подлежат объединению в одно производство с назначением должностному лицу одного административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей за совершение административного правонарушения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В блоке "Энциклопедия судебной практики. КоАП РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения положений главы 12 "Административные правонарушения в области дорожного движения" и главы 15 "Административные правонарушения в области финансов" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на июнь 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке блока "Энциклопедия судебной практики. КоАП РФ" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук А.В. Кузьминой, В.С. Монько, Ю. Раченковой и М. Михайлевской.