Специальная оценка условий труда: будущее
В конце 2012 года был принят закон, согласно которому с 2013 года вводится дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд для плательщиков, использующих труд наемных рабочих, чьи профессии предусмотрены Списками N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Но уже осенью 2013 года Правительство РФ внесло на рассмотрение законопроект, по которому плательщики страховых взносов могут быть освобождены от уплаты таких страховых взносов по результатам специальной оценки условий труда. Сегодня расскажем о данной законодательной инициативе.
Вместо предисловия
В настоящее время законодательством предусмотрены три процедуры исследования условий труда на рабочих местах с вредными или опасными условиями труда:
- аттестация рабочих мест, осуществляемая на основании ст. 209 ТК РФ и Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н с целью установления сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимального размера повышения оплаты труда и иных предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций;
- специальная оценка условий труда, которая согласно ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" должна осуществляться на основании отдельного федерального закона в целях освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам;
- государственная экспертиза условий труда, осуществляемая федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в силу ст. 216.1 ТК РФ, в целях оценки соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.
Очевидно, названные процедуры должны быть объединены и унифицированы с тем, чтобы работодатель проводил исследование рабочего места своих работников однократно, а результаты данного исследования могли использоваться и в целях уплаты страховых взносов в ПФР, и в целях предоставления иных гарантий и компенсаций работникам.
При этом такая процедура должна представлять собой универсальный инструмент перехода от "списочного" подхода к предоставлению гарантий и компенсаций к подходу, учитывающему в указанных целях исключительно фактическое воздействие на организм работника вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Такой подход позволит, с одной стороны, максимально объективно решать вопрос о необходимости компенсации вредных (опасных) условий труда конкретному работнику на конкретном рабочем месте, а с другой стороны, стимулирует работодателей вкладывать средства в улучшение условий и в охрану труда, в том числе в целях оптимизации своих дальнейших издержек.
Законодатели попытались унифицировать систему оценки условий труда на рабочем месте.
Понятие специальной оценки условий труда
По мнению разработчиков законопроекта, специальная оценка условий труда будет единым комплексом последовательно выполняемых мероприятий по идентификации потенциально вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на организм работника с учетом отклонения их фактических значений от утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов), а также от комплексного применения средств защиты.
Законодатели планируют, что по результатам специальной оценки условий труда будет устанавливаться класс (подкласс) условий труда на рабочем месте, как сейчас устанавливают по итогам аттестации рабочих мест.
Предполагается, что специальную оценку не станут проводить в отношении условий труда надомников и дистанционных работников. А проведение такой оценки для государственных и муниципальных служащих будет регламентировано законодательством о государственной гражданской и муниципальной службе.
Специальная оценка условий труда должна проводиться работодателем совместно с привлекаемой им на основании договора гражданско-правового характера специализированной организацией. В уставных документах организации, проводящей оценку, должно содержаться указание на осуществление ею в качестве основного либо одного из видов деятельности специальной оценки условий труда. Кроме этого, в ней должны трудиться не менее пяти экспертов, имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и занятых в организации на постоянной основе, в том числе не менее одного эксперта, имеющего профильное образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. Также для данной организации обязательно наличие в качестве структурного подразделения аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
Обратите внимание! Специальная оценка условий труда на рабочем месте осуществляется не реже одного раза в пять лет, если иное не установлено законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения результатов такой оценки (отчета). Предусматривается и внеплановая оценка при наличии определенных условий, которая проводится в течение шести месяцев со дня наступления случаев, перечисленных в законопроекте о специальной оценке условий труда.
Для работодателя установлен ряд обязанностей в связи с проведением специальной оценки. В частности, он обязан не только обеспечить ее проведение, но и:
- предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые документы и дать разъяснения;
- не предпринимать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении специальной оценки;
- письменно ознакомить работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
- давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
- реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов специальной оценки.
Порядок проведения специальной оценки условий труда
Для организации и проведения такой оценки работодатель должен создать комиссию и утвердить график работ. В состав комиссии должны входить:
- представители работодателя, включая специалиста по охране труда;
- представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии);
- эксперты и иные сотрудники организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Если организация относится к субъектам малого предпринимательства, в состав комиссии дополнительно включается специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по договору гражданско-правового характера для осуществления функций службы охраны труда.
Председателем комиссии является работодатель (его представитель).
Комиссия до начала работ по специальной оценке условий труда утверждает перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда, с выделением аналогичных рабочих мест. К последним в соответствии с законопроектом относятся рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работниками одной профессии или должности, обеспеченными одинаковыми средствами индивидуальной защиты, в одинаковом режиме работы выполняются аналогичные трудовые обязанности при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья.
К сведению. При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда на них проводится на основании данных, полученных при оценке не более чем 20% общего числа таких мест (но не менее двух). Ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. При этом заполняется единая карта специальной оценки условий труда.
Оценка условий труда на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют схожую по характеру работу или операцию, проводится путем предварительного определения типичных технологических операций со стабильным набором вредных и (или) опасных факторов и последующей их оценки при выполнении этих операций.
В процессе работы комиссия производит идентификацию потенциально вредных и (или) опасных факторов, то есть сопоставляет выявленные на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса с факторами, предусмотренными Классификатором вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса*(1).
При осуществлении идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов должны учитываться характеристики технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результаты ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса.
Если на рабочем месте не выявлены вредные или опасные факторы, условия труда на нем признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения факторов производственной среды и трудового процесса не проводятся. При этом работодатель обязан на такие рабочие места подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (такая декларация действительна в течение пяти лет).
А вот если комиссия идентифицирует их как вредные или опасные, назначается проведение исследований (испытаний) и измерений идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов.
К сведению. Идентификация не проводится в отношении рабочих мест, занятых теми, чьи профессии (должности, специальности) включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также занятых работниками, которым в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за труд во вредных и (или) опасных условиях. При этом комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений потенциально вредных и (или) опасных факторов на таких рабочих местах.
Все идентифицированные, потенциально вредные или опасные факторы подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Перечень таких факторов формирует комиссия, исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса, а также исходя из предложений работников.
Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных или опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром) организации, проводящей специальную оценку условий труда.
По результатам исследований (испытаний) и измерений идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов организацией, осуществляющей специальную оценку условий труда, условия труда на рабочих местах относятся к классам (подклассам) по степени вредности или опасности.
В целях специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат:
1) физические факторы - шум, инфразвук, ультразвук воздушный, вибрация, электростатическое поле, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), параметры микроклимата (температура, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, инфракрасное излучение), параметры световой среды (искусственное освещение (освещенность рабочей поверхности));
2) химические факторы - химические вещества и смеси, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты);
3) биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний;
4) факторы трудового процесса - тяжесть труда (показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма работника), напряженность (показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника).
Результаты специальной оценки условий труда оформляются специализированной организацией в виде отчета, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается ее председателем. Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может в письменной форме изложить мотивированное особое мнение, которое прилагается к отчету.
Работодатель обязан организовать ознакомление работников с результатами оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета комиссии. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или в командировке.
Сведения о результатах оценки условий труда подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда. Обязанность по передаче таких сведений возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда. Она должна это сделать в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о результатах специальной оценки условий труда.
Классификация условий труда
Условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Оптимальными (1-й класс) признаются условия, при которых воздействие на организм работника вредных или опасных факторов отсутствует либо уровни их воздействия минимальны и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
Допустимыми (2-й класс) считаются условия труда, при которых на организм работника воздействуют вредные или опасные факторы, значения показателей которых не превышают значений, установленных нормативами, или функциональные изменения в организме работника восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены.
Вредными (3-й класс) можно считать условия, когда уровни воздействия вредных или опасных факторов превышают значения, установленные нормативами (гигиеническими нормативами). Как и при аттестации рабочих мест, предусматриваются четыре подкласса вредных условий труда.
Опасные условия труда (4-й класс) - условия труда, характеризующиеся наличием вредных или опасных факторов, уровни которых способны в течение всего либо части рабочего дня (рабочей смены) создать угрозу для жизни работника, а последствия их воздействия обеспечивают высокий риск развития острого профессионального заболевания в периоде трудовой деятельности.
Изменения в законодательстве
В связи с принятием закона о специальной оценке условий труда понадобится скорректировать ряд нормативных актов и федеральных законов. В частности, предлагается изменить Трудовой кодекс - ввести в законодательство об охране труда процедуру специальной оценки условий труда. Кроме этого, планируется внести изменения в федеральные законы:
- от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в части освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам в случае формирования работодателем систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения и формирования у работников прав на социальные гарантии с уплатой работодателями соответствующих взносов;
- от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" в части установления требований к пенсионным программам работодателя, досрочному пенсионному договору. Планируется закрепить особенности уплаты пенсионных взносов, учета средств в фонде для выплаты пенсий по досрочным пенсионным договорам и установить гарантии прав работников на соответствующие денежные выплаты при прекращении досрочного пенсионного договора, в том числе в случае реорганизации (ликвидации) работодателя, реорганизации (ликвидации) фонда, осуществляющего досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, а также в случае расторжения (прекращения) трудового договора с работником независимо от основания;
- от 17.12.2001 N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - дополнить ст. 27.2, закрепляющей особенности установления трудовых пенсий с учетом периодов работы во вредных и опасных условиях.
Предусматриваются изменения в КоАП РФ - введение ст. 5.27.1, закрепляющей новые составы правонарушений в области охраны труда:
- нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах либо ее непроведение (штраф от 5 000 до 80 000 руб.);
- допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний (штраф от 10 000 до 100 000 руб.);
- допуск к работе лица, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знания требований охраны труда (штраф от 15 000 до 130 000 руб.);
- необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (штраф от 20 000 до 150 000 руб.).
А за нарушение государственных нормативных требований охраны труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, предлагается штраф от 30 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Также предусматриваются административные штрафы за нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, либо экспертом этой организации установленного порядка проведения данной оценки.
В новой редакции предлагается изложить ст. 143 УК РФ, увеличив размер наказания за нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их выполнению, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, а также за аналогичное деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.
В заключение
Подводя итог, кратко опишем смысл предстоящих изменений. Рассмотренным законопроектом предлагается объединить две процедуры исследования условий труда, предусмотренные в настоящее время законодательством, - аттестацию рабочих мест и специальную оценку условий труда. Они будут объединены и унифицированы, чтобы работодатель проводил исследование рабочих мест своих работников однократно, а не дважды, и чтобы результаты данного исследования использовались как в целях уплаты страховых взносов в ПФР, так и в целях предоставления иных гарантий и компенсаций в процессе осуществления работником его трудовой деятельности.
Суть специальной оценки условий труда в том, что независимая организация дает такую оценку и решает, к какому классу условий труда относится то или иное рабочее место. От результата зависит сумма дополнительного тарифа, которую работодатель будет вносить в ПФР за льготников, раньше уходящих на пенсию.
Т.В. Шадрина,
редактор журнала "Отдел кадров коммерческой организации"
"Отдел кадров коммерческой организации", N 1, январь 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)