Внутренний контроль и аудит в Управлении Федерального казначейства по Московской области
В статье рассматриваются процедуры внутреннего контроля и аудита в Управлении Федерального казначейства по Московской области, выявлены и обоснованы значимость и необходимость проведения внутреннего контроля и внутреннего аудита.
В настоящее время существуют две основные формы финансового контроля: предварительная и последующая.
Предварительный контроль предшествует расходованию средств и операциям с имуществом и направлен на предотвращение нецелевого использования денежных средств и имущества, а также предупреждение иных нарушений действующего законодательства Российской Федерации.
Последующий контроль осуществляется после расходования средств и осуществления операций с имуществом в целях проверки соблюдения требований действующего законодательства, выявления нарушений и их устранения.
В Управлении Федерального казначейства по Московской области (далее - Управление) осуществляются обе формы контроля.
Управление осуществляет свою деятельность на основании Положения об Управлении Федерального казначейства по Московской области, утвержденного приказом Федерального казначейства от 21.11.12 N 457 (далее - Положение). Согласно этому Положению, в контрольные функции Управления входят:
- осуществление предварительного контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета распорядителей и получателей средств федерального бюджета, обслуживаемых Управлением;
- осуществление в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- осуществление организации и проведения внутреннего контроля и внутреннего аудита в Управлении.
Предварительный контроль за осуществлением операций со средствами федерального бюджета распорядителей и получателей средств федерального бюджета, обслуживаемых Управлением, а также санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета осуществляют в Управлении отдел расходов, отдел обслуживания силовых ведомств, отдел кассового обслуживания исполнения бюджетов и отделы, представляющие интересы Управления на соответствующей территории Московской области.
Организация и проведение внутреннего контроля и аудита в Управлении осуществляются согласно Положению об отделе внутреннего контроля и аудита Управления.
Основной задачей отдела внутреннего контроля и аудита Управления (далее - Отдел) является осуществление в установленном порядке ведомственного контроля за деятельностью структурных подразделений Управления.
В рамках поставленной задачи Отдел выполняет следующие функции:
- организует и осуществляет в установленном порядке внутренний контроль соответствия деятельности структурных подразделений Управления по исполнению государственных функций и полномочий требованиям нормативных и правовых актов Российской Федерации и принятых управленческих решений в установленной сфере деятельности;
- осуществляет контроль за своевременностью и полнотой устранения выявленных нарушений в деятельности структурных подразделений Управления;
- осуществляет (в соответствии с заключенными Соглашениями) взаимодействие по информационному обмену Управления с территориальным органом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, со Счетной палатой по Московской области, с правоохранительными органами и иными организациями в установленной сфере деятельности;
- осуществляет формирование и представление в Федеральное казначейство показателей оценки результативности деятельности Управления;
- подготавливает аналитическую информацию об оценках результативности деятельности структурных подразделений Управления;
- обеспечивает получение и обработку информации о внешней оценке деятельности Управления;
- осуществляет другие мероприятия, обеспечивающие повышение эффективности процедур внутреннего контроля и аудита.
Отдел осуществляет также финансовый контроль за санкционированием оплаты денежных обязательств и исполнением исполнительных листов отделом расходов, отделом обслуживания силовых ведомств Управления, отделом кассового обслуживания исполнения бюджетов Управления и отделами, представляющими интересы Управления на соответствующей территории Московской области.
При проведении внутреннего контроля и аудита специалисты Отдела руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и другими законодательными и нормативными правовыми актами. Специалисты Отдела должны соблюдать при этом Правила профессиональной этики федеральных государственных гражданских служащих Федерального казначейства, осуществляющих контрольные и аудиторские мероприятия, утвержденные приказом Федерального казначейства от 21.10.11 N 472.
Внутренний контроль и внутренний аудит в Управлении осуществляются согласно:
- требованиям Положения о внутреннем контроле и аудите в Федеральном казначействе, утвержденного приказом Федерального казначейства от 25.01.11 N 19;
- Стандартам внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 29.06.11 N 253 (далее - Стандарты);
- Типовой программе проверки деятельности структурных подразделений Управления, утвержденной приказом Управления от 30.01.13 N 94 (подготовлена на основании Типовой программы проверки деятельности территориального органа Федерального казначейства, утвержденной приказом Федерального казначейства от 20.09.13 N 196).
Согласно третьему разделу Стандартов, Отдел Управления при осуществлении контрольной деятельности проводит комплексную или тематическую проверку сплошным или выборочным способом.
Отдел Управления ежегодно до 25 июня текущего года формирует, а руководитель Управления не позднее 1 июля текущего года утверждает приказом Управления проект Плана контрольной деятельности на очередной календарный год (далее - План). План включает в себя перечень контрольных и аудиторских мероприятий, которые планируется осуществить в планируемом году, и служит основанием для организации контрольной деятельности Отдела. При его составлении учитывается, что структурные подразделения Управления проверяются не реже одного раза в 1-2 года.
Отдел за 45 дней до наступления соответствующего квартала составляет График проведения проверок (далее - График). График содержит перечень объектов проверок, определяет руководителей групп проверок и сроки проведения проверок и утверждается руководителем Управления.
Электронные версии утвержденных Плана и Графика в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения размещаются на интернет-сайте Управления.
Внеплановые проверки назначаются по поручению руководителя Управления (руководителя Федерального казначейства), в т.ч. по предложению Отдела или Управления внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности Федерального казначейства либо по предложению иного структурного подразделения органа Федерального казначейства. На основании поручения руководителя Управления о проведении внеплановой проверки Отделом вносятся изменения в График, который утверждается руководителем Управления, а его электронная версия не позднее 5 рабочих дней с даты его утверждения размещается на интернет-сайте Управления. Исполнение Плана обеспечивается начальником Отдела Управления.
Подготовка к проведению проверки организуется руководителем группы проверки в соответствии с утвержденным Графиком. Он организует работу по сбору информации для получения сведений об объектах и предметах проверки, достаточных для подготовки Программы проведения проверки (далее - Программа), определяет объем проверки исходя из перечня и характера процедур внутреннего контроля и аудита, готовит Программу на основе Типовой программы проверки деятельности структурных подразделений Управления, формирует группу проверки и готовит проект приказа о проведении проверки не менее чем за 1 месяц до ее начала. Проверку проводит группа проверки, которую возглавляет руководитель группы проверки.
Руководитель группы проверки направляет начальнику проверяемого структурного подразделения запрос-требование для предоставления последним удаленного доступа участникам группы проверки к базам данных прикладного программного обеспечения по направлениям деятельности проверяемого подразделения, иным информационным ресурсам в режиме просмотра по проверяемому направлению деятельности объекта проверки и (или) для предоставления в Отдел необходимых документов для проверки. В течение одного рабочего дня с даты получения запроса-требования начальник структурного подразделения направляет в адрес руководителя группы проверки подтверждение получения указанного запроса-требования с указанием сроков обеспечения требований этого запроса-требования. До недавнего времени проводились выездные проверки. В связи с реорганизацией Управления, превращением отделений Управления в территориальные отделы Управления проводятся только камеральные проверки. В процессе внедрения и использования прикладного программного обеспечения АСФК, СЭД и СУФД стало возможным проведение дистанционных проверок. Это позволяет экономить государственные средства на командировки группы проверки. Дистанционные проверки экономят также время, затрачиваемое на дорогу к структурному подразделению и обратно, тем самым повышая эффективность внутреннего контроля и внутреннего аудита.
В день начала проверки руководителем группы проверки составляется план-график проверки деятельности подразделения. План-график составляется в двух экземплярах отдельно по каждому вопросу Программы и подписывается руководителем группы проверки и участником группы проверки, ответственным за проведение проверки и оформление Справки по результатам проверки деятельности подразделения (далее - Справка) по соответствующему вопросу Программы. Группа проверки проверяет отдельные вопросы Программы по документам, сформированным структурным подразделением, на бумажных носителях и в форме электронных документов.
Выявленные в ходе проверки нарушения подтверждаются копиями соответствующих документов, заверенными оттиском штампа "Копия верна" и подписью руководителя подразделения. Копии электронных документов заверяются электронной подписью руководителя подразделения либо распечатываются на бумажном носителе и заверяются в порядке, установленном в органе Федерального казначейства для заверения бумажных копий электронных документов.
Доказательства и иные сведения, полученные в ходе контрольных и аудиторских мероприятий по вопросам Программы проверки участником группы проверки, соответствующим образом фиксируются в Справке по результатам проверки деятельности подразделения, являющейся основой для подготовки Акта по результатам проверки. Указанная Справка составляется участником группы проверки, ответственным за оформление Справки, и подписывается членами группы проверки, которые провели проверку по соответствующему вопросу Программы. Справка передается на рассмотрение и подписание уполномоченному должностному лицу структурного подразделения, ответственному за соответствующее направление деятельности объекта проверки, не позднее, чем за один рабочий день до наступления срока ее представления руководителю группы проверки, установленного Планом-графиком. Справка составляется в двух экземплярах. Один экземпляр Справки остается у руководителя группы проверки, второй экземпляр представляется руководителю подразделения под роспись с указанием даты и времени его вручения на обоих экземплярах Справки.
При проведении тематической проверки по отдельному направлению деятельности подразделения Справка не составляется. В данном случае результаты проверки оформляются Актом по результатам проверки деятельности подразделения (далее - Акт). К Акту прилагают копии соответствующим образом заверенных документов.
Результаты комплексной проверки оформляются руководителем Актом по результатам проверки деятельности подразделения на основе Справок по соответствующим вопросам Программы, оформленных участниками группы проверки по проверенным вопросам Программы. Акт составляется до окончания проверки. В Акте излагаются результаты, подтвержденные доказательствами. Текст Акта не должен содержать сведений и информации, не подтвержденных доказательствами, и морально-этической оценки действий должностных и иных лиц структурного подразделения. К Акту прилагается перечень нормативных правовых актов, в соответствии с которыми осуществлялась деятельность подразделения и исполнение которых проверено в ходе проверки, а также Справки, оформленные по результатам проверки. Акт составляется в двух экземплярах. Каждый экземпляр Акта подписывается руководителем группы проверки и руководителем подразделения с проставлением даты подписания. Один экземпляр Акта остается у руководителя группы проверки, второй экземпляр передается руководителю подразделения с отметкой о передаче указанного документа, а также с отметкой о дате и времени передачи в обоих экземплярах Акта. Акт является основанием для организации в подразделении работы, направленной на устранение выявленных в ходе проверки недостатков и нарушений. Подписанный Акт с приложениями представляется руководителем группы проверки начальнику Отдела Управления не позднее первого рабочего дня после окончания проверки.
Отдел по результатам рассмотрения представленного руководителем группы проверки Акта с приложениями готовит Отчет о результатах проверки (далее - Отчет) в срок не более 5 рабочих дней с даты окончания проверки. Отчет с приложенным Актом представляется руководителю Управления.
Руководитель Управления рассматривает представленный Отчет с приложенным Актом и принимает решение о необходимости созыва Контрольного совета для рассмотрения и внесения предложений руководителю Управления по предупреждению и устранению установленных нарушений и недостатков и мерам ответственности должностных лиц за нарушения, допущенные проверяемым структурным подразделением.
Результатом рассмотрения Отчета является также информационное письмо по устранению объектом проверки выявленных нарушений (далее - Указание), подписанное руководителем Управления. Указание содержит:
- сведения о выявленных нарушениях законодательных и нормативных правовых актов;
- предложения (рекомендации) подразделению по устранению выявленных нарушений требований законодательных и нормативных правовых актов и обеспечению их недопущения в дальнейшем;
- срок представления Плана мероприятий по устранению выявленных проверкой нарушений и недостатков, отраженных в Акте проверки;
- срок представления Отчета о принятии мер по устранению перечисленных в Указаниях нарушений требований законодательных и нормативных правовых актов.
Указание направляется руководителю структурного подразделения и является обязательным для исполнения в части устранения указанных в нем выявленных нарушений законодательных и нормативных правовых актов.
На основании полученного Указания структурное подразделение формирует и представляет в Отдел в течение 5 рабочих дней со дня получения Указания План мероприятий по устранению нарушений и недостатков, отраженных в Акте проверки. Отдел контролирует получение от подразделения (в течение месяца со дня передачи им Плана мероприятий по устранению нарушений и недостатков) Отчета о его выполнении.
Проверка результатов выполнения Указаний проводится не ранее чем через шесть месяцев, но не позднее одного года после того, когда они были направлены в адрес структурного подразделения. По результатам проверки выполнения Указаний Отделом готовится Отчет о результатах проверки, чем и заканчивается цикл проверки.
Внутренний контроль и внутренний аудит - это не только факт проверки, но и психологический аспект деятельности сотрудников: они повышают ответственность и эффективность деятельности сотрудников.
Отделом обеспечивается систематическая отчетность о результатах осуществления им внутреннего контроля и аудита. Отчетность представляется в Управление внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности Федерального казначейства в электронном виде в соответствии с утвержденными требованиями к форматам и способам передачи в электронном виде данных по осуществлению внутреннего контроля и аудита в Управлении.
В целях повышения эффективности государственного финансового контроля, предупреждения и пресечения финансовых нарушений Отдел взаимодействует с территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области (далее - ТУ Росфиннадзора в Московской области), Контрольно-счетной палатой Московской области, контрольно-счетными органами муниципальных образований в Московской области и иными правоохранительными органами в установленной сфере деятельности.
На основании Соглашения от 27.12.06 "О сотрудничестве и информационном взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства при осуществлении контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации" в целях организации эффективной работы по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере между Управлением и ТУ Росфиннадзора в Московской области 12 апреля 2007 г. было заключено соглашение об информационном взаимодействии. На основе этого Соглашения Отдел обеспечивает обмен информацией с ТУ Росфиннадзора в Московской области.
В целях осуществления контроля за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации Управление также сотрудничает с Контрольно-счетной палатой Московской области на основании Соглашения о сотрудничестве Контрольно-счетной палаты Московской области и Управления от 06.06.11. В соответствии с ним Отдел осуществляет обмен информацией с Контрольно-счетной палатой Московской области.
В целях совершенствования механизмов внешней оценки деятельности Управления, в соответствии с приказом Федерального казначейства от 18.11.11 N 548 Управление получает и обрабатывает информацию о внешней оценке деятельности Управления. В связи с этим на главной странице официального сайта Управления в сети Интернет размещена ссылка на форму анкетирования "Внешняя оценка качества выполнения Федеральным казначейством возложенных на него функций". Отдел проводит оперативный анализ информации о внешней оценке деятельности Управления, поступающей с официального сайта Управления в сети Интернет. На официальном сайте Управления в сети Интернет также опубликовано много интересной и полезной информации о внутреннем контроле и аудите в Управлении, с которым можно ознакомиться на сайте: www.mo.roskazna.ru.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 N 145-ФЗ (в ред. от 02.11.13).
2. Федеральный закон от 17.01.92 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
3. Федеральный закон от 07.02.11 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
4. Приказ Минфина России от 25.12.08 N 146н "Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля".
5. Приказ Федерального казначейства от 25.01.11 N 19 "Об утверждении Положения о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе".
6. Приказ Федерального казначейства от 29.06.11 N 253 "Об утверждении Стандартов внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемых контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности".
7. Приказ Федерального казначейства от 21.10.11 N 472 "Об утверждении Правил профессиональной этики федеральных государственных гражданских служащих Федерального казначейства, осуществляющих контрольные и аудиторские мероприятия".
8. Приказ Федерального казначейства от 18.11.11 N 548 "Об утверждении Порядка получения и обработки информации о внешней оценке деятельности центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства".
9. Приказ Федерального казначейства от 21.11.12 N 457 "Об утверждении положений об управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации".
10. Приказ УФК по Московской области от 30.01.13 N 94 "Об утверждении Типовой программы проверки деятельности структурных подразделений Управления Федерального казначейства по Московской области".
11. Приказ УФК по Московской области от 13.03.13 N 160 "Об утверждении Положения об отделе внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Московской области".
12. Приказ Федерального казначейства от 20.09.13 N 196 "Об утверждении Типовой программы проверки деятельности управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации".
13. Соглашение от 27.12.06 "О сотрудничестве и информационном взаимодействии Росфиннадзора и Казначейства России при осуществлении контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации".
14. Соглашение от 06.06.11 "О сотрудничестве Контрольно-счетной палаты Московской области и УФК по Московской области".
15. Соглашение от 12.12.11 "Об информационном взаимодействии между Управлением Казначейства России по субъекту Российской Федерации и контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования)".
М.А. Абдуллаев,
аспирант кафедры "Государственные и муниципальные финансы"
ФГОБУ ВПО "Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации"
"Аудитор", N 1, январь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "АУДИТОР"
Выпускается с 1994 года.
Издатель: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М"
Адрес: 127282, г. Москва, ул. Полярная, д. 31В, стр. 1
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-61681 от 07.05.2015