Дом-интернат: управляя расходами, улучшать обслуживание
Повышение качества обслуживания клиентов при имеющемся уровне доходов является приоритетной целью для Саратовского дома-интерната для престарелых и инвалидов. На пути к ней автономному учреждению пришлось не просто начать экономить, а научиться более эффективно управлять своими расходами. Как именно применяется принцип рациональной экономии и распределения средств? И почему интернат сделал ставку на управление расходами, а не на увеличение поступлений от дополнительных платных услуг?
Непрерывный процесс улучшений
Наш дом-интернат работает в статусе АУ уже четыре года - с января 2010 года. И переход в автономию принес только пользу - от этого выиграли как клиенты, сотрудники учреждения, так и сам дом-интернат (точнее, его материально-техническая база).
На начальном этапе работы в новом статусе приоритетом для нас стали два блока задач, которые сохранили свою актуальность и сегодня. Первый блок касается потребителей услуг:
- предоставления государственных услуг высокого качества в более жестких финансовых условиях;
- улучшения условий проживания наших клиентов (интернат рассчитан на 260 человек).
Второй блок - задачи, поставленные в отношении самого учреждения. В этом направлении нам нужно:
- улучшать материально-техническую базу без привлечения дополнительных субсидий из бюджета;
- повышать зарплату сотрудникам за счет получения дополнительных средств от платных услуг, а также за счет проведения мероприятий по жесткой экономии и эффективного расходования имеющихся субсидий и внебюджетных средств (платы за проживание в размере 75% пенсий).
Если говорить о выполнении государственного задания и предоставлении услуг высокого качества, это не является для дома-интерната какой-то сверхзадачей. Несмотря на общие финансовые трудности в стране в целом и в нашем регионе в частности, учреждению не сокращается финансирование. Размер субсидии на выполнение госзадания растет (38 млн. руб. в 2013 году), увеличиваются поступления внебюджетных средств от платы за проживание (23 млн. руб. в 2013 году), доходы от предоставления дополнительных платных услуг составили за данный период примерно 1,4 млн. руб. Эти средства позволяют нам обеспечивать проживающих всем необходимым и выполнять госзадание в полном объеме.
На протяжении предыдущих лет работы в статусе бюджетного учреждения мы также оказывали качественные услуги, однако в автономии дом-интернат продолжил искать возможности для их дальнейшего улучшения.
Например, с 2013 года учреждение перешло на 30-дневное меню (вместо стандартного семидневного), а картотека блюд теперь насчитывает свыше 300 наименований. То есть в течение месяца ни одно блюдо не повторяется, и это очень ценят клиенты, постоянно проживающие в интернате.
Кроме того, с января 2013 года учреждение начало практиковать проведение дней национальной кухни (первые полгода они проходили один раз в месяц, а потом - два). Что представляет собой данное мероприятие? Сначала наши сотрудники организуют в актовом зале виртуальную экскурсию по той стране, кулинарные особенности которой предстоит в этот день изучить проживающим. Если в Саратове имеется соответствующая диаспора - с концертной программой приглашаются ее представители. Перед входом в столовую размещается большой стенд с информацией про данную страну, а в самом обеденном зале включается ее национальная музыка. Для чего нам нужно такое разнообразие? Чтобы у клиентов улучшалось настроение, сохранялся интерес к происходящему, ведь это, как известно, напрямую влияет на продолжительность жизни пожилых людей.
Такую же цель преследует и улучшение бытовых условий, которым мы занимаемся постоянно. В итоге сегодня в каждой комнате дома-интерната сделан ремонт, стоит новая мебель, имеются холодильник, телевизор, радиоточка.
Довольны и клиенты, и сотрудники
О высоком качестве предоставляемых услуг свидетельствуют в том числе результаты анонимного анкетирования, которое мы проводим среди проживающих и сотрудников два раза в год. Цифры показывают, что абсолютное большинство клиентов довольно всеми видами обслуживания в доме-интернате, а их удовлетворенность качеством жизни в учреждении составляет 94% (данные за 2011 и 2012 годы).
Не менее важны показатели удовлетворенности сотрудников, характеризующие уровень их мотивированности и степень лояльности. Полученные результаты отражены в таблице.
Параметр | 2009 год, % | 2010 год, % | 2011 год, % | 2012 год, % |
Удовлетворенность работой | 82,5 | 81,2 | 86,4 | 86,7 |
Удовлетворенность зарплатой | 81 | 78,7 | 82 | 81,1 |
В 2010 году показатели удовлетворенности снизились, и это говорит о том, что сразу после перехода учреждения в автономию сотрудники испытывали беспокойство и неуверенность в будущем. Им было небезразлично, куда их повели. Но уже в 2011 году значения показателей либо вернулись на прежний уровень, либо существенно выросли. То есть, увидев положительные результаты работы в автономии, сотрудники открыли для себя новые перспективы и успокоились.
Но самым важным для меня как руководителя является следующий показатель: 80% сотрудников рассчитывают трудиться в нашем учреждении длительное время, что является главным залогом плодотворной, качественной работы. Многие специалисты по управлению персоналом утверждают, что если в кадровый костяк организации входит 20% персонала, на него уже можно опереться при внедрении изменений. А у нас костяк - это 80% сотрудников. Текучесть кадров по основным специальностям и должностям отсутствует, и это дает уверенность в том, что цели, которые учреждение перед собой ставит, будут достигнуты.
Как обеспечить рост зарплат?
Основным стимулом для добросовестной работы, а также аргументом по удержанию имеющихся сотрудников и привлечению новых специалистов, конечно, выступает достойная заработная плата. По итогам 2012 года она составила 14 338 руб., в то время как в 2009 году (до перехода учреждения в автономию) - 9 287 руб. В 2013 году рост продолжился: средняя зарплата за этот период должна подняться на уровень 15 600-15 800 руб. И это один из самых высоких показателей среди учреждений социальной защиты Саратовской области.
Каким образом дом-интернат обеспечивает такое повышение? В 2010-2011 и 2012-2013 годах способы были разными. В первые два года работы в автономии субсидия на выполнение государственного задания приходила единой суммой и мы сами распоряжались этими доходами в соответствии с положениями Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ), то есть распределяли и направляли средства субсидии в зависимости от наших потребностей. В 2012 году ситуация изменилась: внутри субсидии появились направления расходов ("Заработная плата с начислениями", "Топливно-энергетические ресурсы" и "Продукты питания"). Все остальные потребности дома-интерната (приобретение мягкого инвентаря, дополнительных продуктов питания, медикаментов, мебели, ГСМ, обслуживание и содержание помещений, проведение капремонта и т.д.) финансируются только из внебюджетных средств и доходов от оказания дополнительных платных услуг. В свою очередь, направлять внебюджетные средства на выплату зарплаты мы не можем.
Кроме того, поскольку многие отраслевые нормативные акты федерального и регионального уровня, принятые до реформы бюджетной сети, не учитывают особенности статуса автономного учреждения, средства на выплату заработка нам рассчитываются как для бюджетного учреждения. То есть сначала (2010-2011 годы) дом-интернат за счет разных источников поднял зарплату сотрудникам, а потом столкнулся с тем, что выделяемого фонда оплаты труда перестало хватать на обеспечение достигнутого уровня.
Возникшую проблему мы обсуждали с учредителем и нашли по этому вопросу взаимопонимание. Решением проблемы стало следующее. Продукты питания дом-интернат покупает за счет внебюджетных средств, а высвободившуюся часть субсидии направляет на повышение зарплаты сотрудникам.
Впрочем, есть надежда, что в 2014 году положение дел улучшится. Проект закона об основах социального обслуживания*(1), который предполагается принять в этом году, предусматривает, что плата граждан за предоставление социальных услуг может быть направлена в том числе на стимулирование работников организации социального обслуживания. Если эта норма начнет действовать, мы сможем изменить свою зарплатную политику и за счет поступлений 75% пенсий увеличить заработную плату еще на 10-15%.
Сегодня же рост зарплат достигается еще и благодаря реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". В частности, по итогам 2013 года всем медицинским работникам учреждения (врачам, медсестрам, санитаркам) за счет средств, дополнительно выделенных учредителем, были выплачены хорошие премии.
Дают результаты и реализуемые домом-интернатом меры по повышению эффективности расходов. В частности, грамотное планирование и работа с поставщиками привели к тому, что цены на закупаемые продукты питания уже несколько лет подряд не растут - они существенно ниже, чем в среднем по Саратовской области. Например, средняя стоимость мяса в регионе составляет 224 руб./кг, а мы покупаем его за 168 руб./кг. Аналогичного снижения цены мы достигаем по всем другим позициям. В итоге в 2012 году питание одного клиента обходилось интернату в 79,49 руб. в день и при этом обеспечивалось разнообразие рациона.
То же самое можно сказать о наших расходах на медикаменты - они не увеличиваются (в 2012 году стоимость медикаментов на одного клиента составила 5,41 руб. в день). Дело в том, что дом-интернат активно участвует в программе дополнительного лекарственного обеспечения, в рамках которой мы получаем бесплатные лекарства для всех льготников, проживающих у нас.
Таким образом, научившись более рационально управлять своими расходами, учреждение может экономить существенные суммы, а это в конечном счете позволяет нам повышать зарплату сотрудникам и удовлетворять другие потребности АУ.
"Потолок" для платных услуг
Дополнительные платные услуги Саратовский дом-интернат начал предоставлять со II полугодия 2010 года. Динамика роста доходов по различным их видам представлена в таблице.
Вид услуги | 2011 год, руб. | 2012 год, руб. |
Медицинские услуги, прокат реабилитационного оборудования | 207 610 | 304 091 |
Услуги сиделки | 463 390 | 574 404 |
Реализация выпечки и полуфабрикатов | 360 009 | 511 599 |
Всего | 1 031 009 | 1 390 094 |
По предварительным данным в 2013 году учреждение заработало примерно такую же сумму, как и в 2012 году, то есть наращивания объемов предоставления платных услуг не произошло. На наш взгляд, дом-интернат уже достиг той планки, выше которой при имеющихся возможностях он подняться не сможет.
Во-первых, часть наших услуг (прежде всего медицинских - стоматология, массаж, физиопроцедуры и др.) не могут конкурировать с услугами профильных организаций. Через дорогу от дома-интерната находится поликлиника, в городе работает много частных медицинских центров, а стоматологические кабинеты открыты практически на каждом шагу. Даже несмотря на то, что цены на медицинские услуги у нас невысокие, большого притока клиентов не наблюдается. Видимо, играет роль еще и психологический фактор - не всем хочется идти за платной услугой в интернат для престарелых.
Во-вторых, чтобы получать ощутимую прибыль, например, от реализации выпечки и полуфабрикатов, нужно производить их чуть ли не в промышленных объемах, а такая нагрузка на сотрудников недопустима. Потребуется нанимать дополнительный персонал, организовывать отдельное помещение, иными словами, вкладывать свободные средства, которых нет.
В-третьих, развитие платных услуг сдерживается недостаточной платежеспособностью населения города. Так, дом-интернат организовал в июле 2010 года службу сиделок - услугу, которую на тот момент никто в Саратове не оказывал и которая соответствует нашему профилю деятельности. Была проведена масштабная рекламная кампания, ее результатом стало огромное количество звонков в учреждение. То есть потенциальный спрос был - нуждающихся в услугах сиделки оказалось много. Однако как только речь заходила о цене вопроса, большинство звонивших понимали, что не смогут платить такие суммы. И это при том, что мы выставили минимальную цену - 100 руб. в час.
Наша практика показала, что оказание дополнительных платных услуг - это не свойственная дому-интернату функция. Поэтому существенно наращивать объемы предоставления таких услуг и вводить новые их виды не представляется возможным. В районном центре развивать платные услуги, вероятно, было бы проще. Там можно предложить, скажем, услуги по доставке дров, расчистке снега, покупке и доставке продуктов питания, услуги прачечной... А в Саратове рынок перенасыщен различными услугами, начиная с парикмахерских и заканчивая реализацией выпечки. Исходя из тех возможностей, которыми обладает учреждение, в областном центре трудно придумать что-то новое либо составить конкуренцию по имеющимся услугам так, чтобы это приносило ощутимый доход.
Преграды на пути к самостоятельности
Четыре года работы в автономии дают основание утверждать: это именно та форма учреждения, которая позволяет руководителю применять на практике все свои знания и опыт (в том числе накопленные в профильной сфере социального обслуживания). Однако, чтобы в полной мере использовать те права и возможности, которые предоставляет нам Закон N 174-ФЗ и другие законы, регулирующие деятельность АУ, необходимо решить два вопроса.
Первый - по распоряжению своими доходами. Согласно ч. 8 ст. 2 Закона N 174-ФЗ доходы АУ должны поступать в его самостоятельное распоряжение и использоваться для достижения целей, ради которых АУ создано. Но, к сожалению, на практике мы приравнены к учреждениям других типов - в рамках субсидии на выполнение госзадания существуют направления расходов, внебюджетные средства не разрешается направлять на стимулирование труда.
Учредитель и представители региональной законодательной власти полностью поддерживают нашу позицию, слышат наши аргументы и стараются помочь. И, возможно, в ближайшее время этот вопрос будет решен.
Второе "узкое место" касается закупочной деятельности. Мы исполняем нормы Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц": утвердили положение о закупке, прописали в нем различные способы закупки (в зависимости от их суммы). Иными словами, выстроили закупочный процесс так, чтобы иметь возможность оперативно осуществлять любые приобретения - хоть гвоздь, хоть автомобиль.
Однако все закупки нам приходится согласовывать с учредителем, что занимает десять дней. По каждой закупке дом-интернат проводит маркетинговое исследование и представляет его результаты в региональное министерство социального развития, а оно, в свою очередь, передает документ в контрольно-аналитический комитет при правительстве Саратовской области. По итогам рассмотрения выдается либо согласие на закупку, либо резолюция о внесении изменений в нее. В согласованиях теряется время, кроме того, они возвращают нас к давно забытому правилу о приоритете минимальной цены над качеством.
Разумеется, мы выполняем требования учредителя и научились работать так, чтобы потеря времени отрицательно не влияла на нашу закупочную деятельность. Но речь здесь идет о другом: эти требования еще больше стирают грань между автономными, бюджетными и казенными учреждениями и лишают нас той относительной самостоятельности, которая дана федеральными законами.
А.К. Козырев,
директор ГАУ Саратовской области
"Саратовский дом-интернат
для престарелых и инвалидов"
"Руководитель автономного учреждения", N 1, январь 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Законопроект N 249303-6 "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" Госдума приняла в третьем чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"