При оказании услуг автономное учреждение, применяющее УСНО (объект - "доходы"), выставило покупателю счет-фактуру, сумма НДС была выделена отдельной строкой. Налог уплачен в бюджет. Могут ли при налоговой проверке возникнуть разногласия с проверяющими в части формирования дохода? Обязано ли АУ представить декларацию по НДС за соответствующий налоговый период?
Согласно пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися плательщиками НДС, в случае выставления ими счета-фактуры с выделением суммы налога. Названные лица в силу п. 5 ст. 174 НК РФ обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию и сделать это не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (в котором выписан счет-фактура).
Налогоплательщики, применяющие УСНО, при определении объекта налогообложения не учитывают доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, и признают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249 и 250 НК РФ. Об этом говорится в ст. 346.15 НК РФ. В то же время в силу п. 2 ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. То есть получается, что "упрощенцу" необходимо включить в базу по УСНО и полученные от покупателя суммы НДС.
Обратите внимание, что Минфин придерживается аналогичного мнения - ведомство высказало его, например, в Письме от 14.04.2008 N 03-11-02/46. Свою позицию финансисты обосновывают тем, что ст. 249 и 251 НК РФ не предусматривают уменьшение доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав на сумму НДС, уплаченную в порядке, установленном пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.
Однако суды по данному вопросу заняли противоположную позицию. Так, арбитры указали, что суммы, неосновательно исчисленные и полученные в качестве НДС плательщиком налога по УСНО, не являются его доходом для целей исчисления уплачиваемого им налога (постановления Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 N 17472/08, ФАС ПО от 14.03.2011 по делу N А72-4554/2010).
С учетом сказанного можно сделать следующие выводы:
1. При налоговой проверке у автономного учреждения действительно могут возникнуть разногласия с налоговым органом в части определения дохода. То есть доход, вполне вероятно, будет формироваться контролирующим органом с учетом НДС. Однако у учреждения есть право отстаивать свою позицию в суде. И учитывать сумму НДС в доходах или нет - здесь автономное учреждение должно самостоятельно принять решение, поскольку ситуация спорная.
2. АУ представляет в налоговый орган по месту учета декларацию по НДС. За ее непредставление в установленный срок предусмотрена ответственность - в данном случае в виде штрафа в размере 1 000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).
И.Е. Иванова,
аудитор КГ "Аюдар"
1 января 2014 г.
"Руководитель автономного учреждения", N 1, январь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"