Упрощенная форма
2 ноября 2013 года Президент России подписал Федеральный закон N 292-ФЗ, которым предусмотрены поблажки в части бухгалтерского учета и бухотчетности для малых предприятий и предпринимателей. Правда, в самой норме не сказано, что это за упрощенные формы учета и отчетности. Давайте разберемся, о чем идет речь.
Представители малого бизнеса теперь без опасений могут вести бухгалтерский учет по упрощенным правилам. Прежде чем говорить о конкретных мерах, напомним о ком идет речь. Предприятие считается малым, если средняя численность работников в нем составляет до 100 человек включительно, а выручка от реализации (без НДС) не превышает 400 миллионов руб. Оба показателя берутся за предыдущий календарный год. Есть еще ограничение по структуре уставного капитала (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ). Не будем подробно говорить об этом требовании, поскольку обычно оно неактуально - в подавляющем большинстве у представителей малого бизнеса учредителями являются физические лица.
Так что это за упрощенные правила бухгалтерского учета? Давайте заглянем в ПБУ и другие нормативные акты.
Сразу оговоримся: упрощать бухучет не вправе малые компании, которые являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. То есть те организации, которые выпускают акции и облигации. Конечно, на практике это большая редкость.
Итак, "малыши" могут не применять ряд федеральных стандартов. В частности, это ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 г. N 114н) и ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (утв. приказом Минфина России от 13.12.2010 г. N 167н).
Кроме этого, малые предприятия вправе все проценты по полученным кредитам и займам учитывать как прочие расходы. То есть независимо от того, потратили заемные средства на покупку инвестиционного актива или нет. Об этом сказано в пункте 7 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам" (утв. приказом Минфина России от 6.10.2008 г. N 107н).
Также таким фирмам позволено все существенные ошибки в бухучете и отчетности исправлять текущим периодом. Проводить ретроспективный пересчет не нужно в любом случае. Это предусмотрено пунктом 9 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (утв. приказом Минфина от 28.06.2010 г. N 63н).
Еще одна серьезная поблажка - небольшие компании могут вести бухгалтерский учет кассовым методом. Поясним в двух словах суть кассового метода: доходы и расходы следует признавать только после фактической оплаты. При этом полученные авансы надо ставить в доход, но предоплату в момент выдачи списывать в расходы нельзя. Надо дождаться, пока контрагент выполнит свои обязательства.
Кассовый метод в бухучете особенно удобен для фирм, применяющих УСН - ведь такие организации всегда считают "упрощенный" налог кассовым методом.
Помимо этого, малым предприятиям разрешено сократить количество применяемых синтетических счетов по сравнению с типовым планом счетов. Иными словами, допускается "укрупненное" использование счетов. Так, можно отражать на счете 10 информацию о производственных запасах вместо того, чтобы вести операции по счетам 07, 10 и 11. Кроме того, информацию о производственных затратах можно целиком показывать на счете 20. То есть разбивка на счета 20, 23, 25, 26, 28, 29 не нужна. Важно также, что для учета денег в банках небольшим организациям достаточно использовать счет 51 вместо счетов 51, 52, 55 и 57.
Для систематизации и накопления информации можно принять упрощенную систему регистров бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухгалтерского учета без использования регистров или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества. Суть простой формы заключается в том, что регистрировать все хозяйственные операции необходимо только в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. Эта книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Такой вариант чиновники рекомендуют для фирм с незначительным количеством операций (не более 30 в месяц), и тем, кто не занимается производством, связанным с большими затратами материальных ресурсов.
Легкая отчетность
Теперь про упрощенную бухгалтерскую отчетность для представителей малого бизнеса. У "малышей" есть три варианта, как формировать такие документы.
Во-первых, разрешается делать это по общим правилам. То есть составлять баланс, все приложения и пояснения к нему. Можно приложить к бумагам и аудиторское заключение (если фирма подлежит обязательному аудиту, что для малого бизнеса редкость).
Во-вторых, допускается составление только двух основных форм: бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Вторая бумага в приказе Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н (далее - приказ N 66н) до сих пор называется "отчет о прибылях и убытках". Однако в Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" используется именно термин "Отчет о финансовых результатах". Хотя по сути это тот же отчет о прибылях и убытках. Тем не менее правильно переименовать его в соответствии с Законом N 402-ФЗ.
В документах разрешено приводить укрупненные показатели. То есть только по группам статей, без дополнительной расшифровки. Например, всем организациям нужно разделять дебиторскую задолженность как минимум на краткосрочную и долгосрочную. "Малышам" достаточно заполнить в балансе строку 1230 и все.
Что касается остальных приложений, то тут такая ситуация. В отчетах об изменениях капитала и о движении денежных средств организация вправе приводить только наиболее важную информацию, без знания которой нельзя оценить финансовое положение компании или результаты ее деятельности. Соответственно, если, по мнению бухгалтера, отражать в отчетах нечего, то их можно не заполнять. Что касается пояснений, то их заполняют только если есть, что уточнять и расшифровывать. Хотя, как мы уже сказали, включать в состав бухотчетности для ИФНС и Росстата пояснения в табличной либо текстовой форме можно на свое усмотрение.
Проще говоря, малое предприятие может не сдавать в ИФНС и Росстат отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств - штрафов за такие действия не будет. Санкций же за то, что не заполнены пояснения к отчетности, вообще быть не может. Ведь пояснения не являются обязательным элементом в принципе.
Есть и третий вариант подготовки итоговых документов. Законодательством для небольших предприятий предусмотрены упрощенные формы баланса и отчета о финансовых результатах. Они приведены в приложении N 5 к приказу N 66н. Основное отличие этих форм от общепринятых в том, что тут показатели сильно укрупнены. В частности, актив баланса состоит всего из одного раздела, а не двух. Причем в этом разделе лишь пять показателей вместо семнадцати. Ну и итоговый показатель - баланс. Пассив также существенно укрупнен: в нем всего один раздел, а не три. Причем показателей лишь шесть (в обычной форме - 18) плюс итоговый, то есть "баланс".
Решив заполнять упрощенные формы, вы обнаружите: показатели еще более укрупнены, чем обычно. То есть почти все строки включают в себя несколько строк из традиционной формы. Надо писать тот код строки, которому соответствует наибольший удельный вес. Об этом сказано в пункте 5 приказа N 66н.
Напомним, что сдавать бухгалтерскую отчетность надо в налоговую инспекцию и подразделение Росстата по месту нахождения фирмы. Отчитаться необходимо не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Поскольку 31 марта выпадает на понедельник (рабочий день), то это и есть крайний срок. Представить документы можно как на бумаге, так и в электронной форме через Интернет. Никаких специальных требований на данный счет в законодательстве нет.
Т.Н. Петрухина,
налоговый консультант
"Расчет", N 1, январь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru